Ребусы

понедельник, 27 сентября 2021 г.

РП "Родной русский язык" (4 класс)

 ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. 4 КЛАСС (34 ч) 

Содержание учебного предмета 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 ч) 

    Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. 

    Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). 

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. 

    Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. 

    Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. 

    Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов. 

    Раздел 2. Язык в действии (6 ч) 

    Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). 

    Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне 44 словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). 

    История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. 

Раздел 3. Секреты речи и текста (12 ч) 

    Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. 

    Особенности озаглавливания сообщения. 

    Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. 

    Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. 

    Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. 

    Синонимия речевых формул (на практическом уровне). 

    Резерв учебного времени – 2 ч. 

Планируемые результаты освоения программы 4-го класса 

    Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно 45 знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе. 

     Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. 

     В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится

 ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); 

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; 

    использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; 

    понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 

    понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; 

    использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 

● при реализации содержательной линии «Язык в действии»

    соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); 

    соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); 

    произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 

    выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; 

    проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; 

    заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; 

    выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); 

    соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; 

    пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; 

    пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; 

 ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»

    различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; 

    владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;  

    использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; 

    использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 

    владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; 

    анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; 

    пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; 

    оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; 

    редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; 

    соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста. 

    Выше приведены планируемые результаты изучения русского родного языка в 4-м классе. Полный перечень планируемых результатов освоения программы курса в начальной школе, который складывается как сумма по годам обучения, размещён в «Примерной программе по учебному предмету „Русский родной языкˮ» (с. 11–16 настоящего издания).

Комментариев нет:

Отправить комментарий