Ребусы

четверг, 30 сентября 2021 г.

Родной русский язык. Рекомендации по организации контроля и оценки знаний

     Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка  — приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а  через него  — к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.

    

     В  ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников. 

    Критериальное оценивание  — это прежде всего коммуникация «ученик  — ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только способствует тому, чтобы ученики удерживали основную цель коммуникации-оценивания  — помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, позволяющим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А  это означает, что ученик активно включается в  своё обучение, у него существенно повышается мотивация. 

    Для учителя критериальное оценивание  — это: 

1) основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль; 

2) способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска 66 наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса); 

3) возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса. 

Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям. 

    1. В  качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Например, для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», без запинок) и т. п. 

    2. Критерии вырабатываются совместно с учениками, они должны быть сформулированы кратко и обязательно на «детском» языке. 

    Когда ребёнок использует «своё» слово, осмысленное им в коммуникации с учителем и другими детьми, он легко восстанавливает содержание критерия. Ученики предлагают не только сами критерии, но и форму их краткой записи, что позволяет оперативно делать пометы в тетради или на оценочном листе. Например, «детские» критерии оценки могут выглядеть так: «Я»  — ясность изложения, «Ч»  — чёткость речи и т. д. Ученики также делают пометы при выслушивании сообщения одноклассников, например: «?»  — есть вопрос и т. п. При отсутствии развитого навыка письма, например у первоклассников, краткая запись даёт возможность сэкономить время, не упустив ничего важного. 

    3. В  1 и 2 классах для оценки по критериям у ребёнка должны быть своеобразные «опоры»  — вопросы, иллюстрации и т. п. Например, после работы с текстом педагог предлагает выполнить задание в парах: «Опираясь на прочитанный текст, подготовьте два коротких устных сообщения. Подготовить эти сообщения вам помогут вопросы». Для подготовки каждого из сообщений педагог предлагает по шесть вопросов, ответы на которые и составляют основу сообщения. После того как сообщения готовы, педагог каждому ребёнку выдаёт оценочный лист  — таблицу с вопросами, рядом с которыми ученик, выслушивая сообщение одноклассника, ставит галочку, если в сообщении дан ответ на вопрос, и какой-то значок, отражающий правильность ответа. Затем дети в паре обсуждают, какой информации не было в сообщении, какая передана не совсем точно, ищут эту информацию в тексте. Далее на основании этого оценочного листа идёт общая оценка сообщения по таким критериям: 

1) На все ли вопросы удалось ответить? 

2) Вся ли информация передана верно? 

3) Удалось ли рассказать уверенно, чётко, ясно? 

    Если у ребёнка что-то не получилось, то нужно очень доброжелательно обсудить, как ему можно помочь. Учитель, наблюдая работу учеников на уроке, отмечает продуктивные образцы взаимодействия в паре, группе (типы помощи друг другу) и делает их предметом обсуждения всего класса. Выделение таких способов и умение построить их обсуждение в классе, чтобы другие дети смогли ими воспользоваться,  — важная учительская задача. 

    4. Критерии должны изменяться. Если все ученики в классе освоили какое-то умение, например «говорить чётко», то данный критерий больше не используется для оценки; появляется новый, связанный с умением, которое осваивается в данный момент. Слишком общие критерии конкретизируются. 

    5. Критические замечания должны высказываться в форме совета. 

    Основная цель оценки  — стимулировать осмысленное обсуждение устного сообщения или письменного текста, дружеское взаимодействие в группе, поэтому на уроке сначала обсуждается то, что получилось хорошо, а критические замечания каждый стремится сделать в мягкой форме. Этому надо специально обучать детей, поэтому сначала учитель помогает формулировать «щадящие» высказывания, обращает внимание на самые удачные, постепенно дети смогут делать это сами. 

    Обратная связь  — ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь может быть представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Например, устное оценочное высказывание может быть таким: «Таня, ты сегодня написала интересно про медведя, особенно про его танец. Но ты забыла про музыкантов. Посмотри на третью картинку! Допиши предложение в текст. А  в следующий раз, чтобы не забыть, сравни картинки и текст. В  черновике отметь предложения, которые описывают картинку». 

    Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1 и 2  классах, а затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идёт оценивание, например, на доске может быть представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа делает сообщение, другая группа оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В  случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку. Поскольку взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу  — неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки. Появляются такие оценочные суждения по отношению к собственному действию: «Я  сегодня рассказал всё чётко, но неинтересно, слова выбрал трудные», «Рассказ про игрушку я написала лучше, чем про город, и ничего не забыла», «Забываю ставить восклицательные знаки. Что делать?» и т. п. Эти суждения  — индикатор того, что стратегия работы в классе выбрана верно, что у ребёнка формируется адекватная самооценка, которая побуждает его к самостоятельному преодолению возникших трудностей. 

    Таким образом, введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе  — один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятельности. Для учителя, осознающего важность критериального оценивания, ученик  — это равноправный партнёр, помогающий взрослому наставнику эффективно выстроить учебное взаимодействие, активно строящий своё обучение. 

    Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста». Темы проектных заданий представлены в рабочих программах по классам и в учебных пособиях. 

    Приведём примеры проектных заданий. 

1 класс 

Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква. 

2 класс 

1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность. 

2. Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и в других городах. 

3. Выбери одну игру из списка и подготовь короткий рассказ о том, как в неё играют. Салочки, пятнашки, горелки, догонялки, кошки-мышки, жмурки, уголки, прятки, казаки-разбойники, городки, чижик, цепи кованые, чехарда, лапта. 

4. Предложи одноклассникам несколько советов о том, как вести диалог. Это могут быть и серьёзные, и шуточные советы. Можешь написать их в прозе или в стихах. 

3 класс 

1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В  России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена? 

2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе. 

3. Есть ли в твоём городе названия улиц, связанные с профессиями? Составь небольшое сообщение об этом. 

4. Сравни по значению и по употреблению слова лекарь, доктор, врач. Что общего у этих слов? Чем они различаются? Составь небольшое сообщение об этом. 

4 класс 

1. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах. 

2. Сравни толкование двух слов в словаре В. И.  Даля и современном толковом словаре. 

3. Выбери одно из слов: альбом, арбуз, жилет, велосипед, десерт, детектив, карий, фиолетовый. Узнай, когда это слово появилось в русском языке; из какого языка пришло; какое значение имело слово в родном языке (тебе поможет этимологический словарь); какое значение имеет слово в русском языке (поможет толковый словарь). 

    Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии: 

1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей; 

2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов; 

3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно; 

4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом; 

5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников. 

    По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Можно использовать такой подход к выставлению баллов: 

2 балла - высокий уровень 

1 балл - средний уровень 

0 баллов - низкий уровень 

    Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода. 

    Безусловно, большинству первоклассников сложно сразу самостоятельно выполнять проектные задания, аналогичные приведённым, поэтому в течение первого года обучения можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме. Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не приводили к заучиванию. Приведём несколько примеров таких заданий. 

1. Отметь х все вопросы, на которые нельзя ответить одним словом. 

* Какая сегодня погода? 

*Кто сегодня дежурит? 

*Почему важно уметь читать? 

*Как тебя зовут? 

*Как правильно заваривать чай? 

2. Выбери и отметь х слово, которое должен выделить голосом тот, кто задаёт вопрос. Для этого тебе нужно прочитать ответ. 

— Что это за зверь воет за окном? 

— Это не зверь, это же ветер! 

    *это 

    *зверь                                                                             

    *ветер 

3. Соотнеси названия построек и их описания. 

        дворец                              царский, великолепный 

        изба                                  деревенская, тесная 

        терем                               каменные, просторные 

        палаты                             княжеский, высокий 

    В  последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия. 

    Дополнительные тренировочные задания, позволяющие быстро проверить усвоение изученного, включены и  в электронные формы учебных пособий (ЭФУ). Обратите внимание, что многие тренировочные задания в ЭФУ для 1 класса построены на иллюстративном материале и  содержат аудиофайлы (задания озвучены дикторами). Это позволяет самостоятельно выполнять задания даже тем первоклассникам, которые ещё не научились читать. 

    Приведём примеры заданий из ЭФУ для 2—4 классов. 

2 класс 

1. Составь из частей пословицу. 

        Овсяная каша             

        а гречневую 

        сама себя 

        хвалит, 

        хвалят. 

        люди 

2. Соотнеси части пословиц. 

        Без труда не выловишь                    а друг — старый. 

        От слова до дела                              ни одного не поймаешь. 

        За двумя зайцами погонишься,     а лень портит. 

        Труд кормит,                                   и рыбку из пруда. 

        Вещь хороша новая,                      целая верста. 

3. Найди предложения, которые связаны друг с другом по смыслу. 

Прошлой осенью мы посетили город Норильск на севере России. Здесь царит дружелюбная атмосфера. Вчера мы с одноклассниками ходили в театр. Там было холодно. В наш класс всегда приятно возвращаться. Это было интересно. 

3 класс 

1. Соедини слова и их значения. 

Снег с дождём.                       \

Горизонт. 

Самый мелкий дождь, 

как через сито. 

Тонкие доски. 

Луговое растение с крупными ярко-жёлтыми цветами. 

                    Ситник. Лепень. Жарки. Окоём. Тёс. 

2. Отгадай загадки, подбери к ним отгадки. 

* Вился, вился белый рой, 

Пал на землю – стал горой. 

            * Ни в огне не горит, 

               Ни в воде не тонет. 

*Шёл долговяз, 

В землю увяз. 

Старик у ворот 

Тепло уволок, 

Сам не бежит 

И стоять не велит. 

            *Его никто не видит, 

            А всякий слышит. 

      Снег.     Мороз.     Лёд.     Дождь.     Гром. 

3. Выбери старинные названия профессий, связанных с перевозкой людей и грузов. 

кучер     извозчик    ямщик      плотник        столяр       мельник 

4. Выбери народные названия трав, которые указывают на место, где эти травы растут. пустырник    дубравница     ельница     душица     огнецвет     сердечник 

4 класс 

1. Соотнеси части пословиц. 

Кто говорит, тот сеет; кто слушает —             а беседа умом. 

Прожуй, прежде чем проглотить,                   да навек ссора. 

Красно́ поле пшеном,                                       послушай, прежде чем говорить.

Коротко да ясно,                                               пожинает.             

От одного слова                                                оттого и прекрасно.                                         

 2. Выбери действия, которые нужны при редактировании текста. 

   * Разбор слова по составу. 

   * Расстановка знаков препинания. 

   * Проверка логичности и связности текста. 

   * Соблюдение жанровых особенностей. 

   * Выделение главных частей предложения. 

3. Что может помочь определить род имени существительного в  предложении? Отметь правильные ответы.

    * Связанные с существительным имена прилагательные.

    * Связанные с существительным глаголы в форме прошедшего времени. 

    * Связанные с существительным глаголы в форме настоящего времени. 

    * Предлог, стоящий перед существительным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий