Ребусы

воскресенье, 16 октября 2022 г.

День музыки

 СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ 



Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут)

Учитель. – Ребята, сегодняшнее занятие, посвящённое Дню музыки, называется «Я хочу услышать музыку». 
А почему такое название? Неужели мы не слышим музыку? Она ведь звучит отовсюду! 
Что значит – услышать музыку? 
Посмотрим небольшой видеоролик. 

Демонстрация видео (дикторский текст) 
        Я хочу увидеть музыку, 
        Я хочу услышать музыку. 
        Что такое это музыка? 
        Расскажите мне скорей! 
        Птичьи трели — это музыка, 
        И капели — это музыка, 
        Есть особенная музыка 
        В тихом шелесте ветвей. 
        Видишь, лист кленовый кружится, 
        Тихо кружится под музыку, 
        Видишь, тучка в небе хмурится — 
        Будет музыка дождя. 
        И у ветра, и у солнышка, 
        И у тучи, и у дождика, 
        И у маленького зёрнышка — 
        Тоже музыка своя. 
        Птичьи трели — это музыка, 
        И капели — это музыка, 
        Есть особенная музыка 
        В тихом шелесте ветвей. 
        Я хочу увидеть музыку, 
        Я хочу услышать музыку… 

    День музыки ежегодно отмечается 1 октября. Этот праздник придумал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор считал, что День музыки поможет объединить представителей разных культур и отправил в ООН  письмо, в котором предложил создать подобное торжество. 
    В 1973 году Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО официально учредил праздник. В России Международный день музыки официально начали праздновать в 1996 году, когда исполнилось 90 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. 
    Теперь день 1 октября стал праздничной датой для музыкантов во всём мире. Представить жизнь без музыки невозможно – она везде. Музыка сопровождает нас в радости и в горе. Мы наслаждаемся звуками, которые издаёт окружающая нас природа: пение птиц, шум ветра, шорох и шелест листьев, журчание ручья. 
    Но как и когда появилась музыка? Точную дату нам, пожалуй, никто не сможет назвать. По теории знаменитого английского учёного-натуралиста и путешественника Чарльза Дарвина, язык людей возник не из слов, а из пения. Так что музыка появилась задолго до того, как люди стали разговаривать. 

Часть 2. Основная: беседа о музыке (до 5 минут) 

Учитель. – О том, как появилась музыка, существуют легенды. Вот одна из них. 
    Давным-давно жили люди, которые никогда не улыбались и не смеялись. У них не было праздников и веселья. Они жили в тоске, не ведая счастья, радости и вдохновения. Дело в том, что все мелодии существовали на небе, а на земле их не было. Человек никогда не слышал, как поёт птица и не знал, есть ли у ветра голос. Но вот однажды песни решили странствовать по свету и покинули свой родной небосвод. Опустившись на землю, мелодии изменили наш мир, наполнив жизнь людей счастьем и радостью.
     Песни проносились над озёрами и морями, лесами и полями — и везде, где они бывали, появлялись звуки. Вскоре песни покинули землю и отправились в новое странствие. Но люди смогли запомнить часть небесных звуков и стали создавать свои мелодии и песни, передавая их из поколения в поколение. 

Беседа 
Учитель. – Музыка — особенный вид искусства, полный чарующих звуков, проникающих в наши сердца, наполняя их чувствами. Как вы думаете, кто создаёт музыку? 
Примерные ответы: «Тот, кто сочиняет музыку», «Композитор».

 — Представьте себе, что композитор сочинил музыкальное произведение, закрыл ноты и положил их в ящик стола. Получилась музыка? Примерные ответы: «Да», «Нет», «Получилась».  
    
— Мнения разделились. Кто может услышать музыку, если ноты остались в ящике стола? Разве может её кто-нибудь услышать? Примерные ответы детей: «Нет, не может».

 — Кто ещё необходим, чтобы услышать эту музыку? Примерные ответы: «Музыкант», «Тот, кто её сыграет». 

— Музыканты, которые исполняют музыку, называются исполнителями. Композитор написал музыку, исполнитель её исполнил. Теперь музыка получилась? Давайте подумаем, может быть, кого-нибудь ещё не хватает? Для кого музыка сочиняется и исполняется? Примерные ответы: «Для людей», «Для нас», «Для всех». 

— А все мы, кто слушает музыку, называются? Ответы: «Слушатели». 

Учитель. – Дмитрий Дмитриевич Шостакович, благодаря которому мы отмечаем Международный день музыки, считал, что «любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…
    Чтобы полюбить музыку, надо прежде, всего её слушать». Все ли из вас умеют слушать музыку? Волшебный мир звуков любит тишину. Тишина нужна для того, чтобы услышать музыку. А ещё, когда звучит музыка, нужно внимание. Вы спросите для чего? Чтобы услышать разговор композитора с нами. 
    Всем вам знакома «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина, а знаете ли вы, что на сюжет этой сказки русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу под таким же названием? Одна из музыкальных картин этой оперы называется «Три чуда». С одним из трёх чудес нас сейчас познакомит музыка. Я уверена, что вы все сможете назвать его, стоит лишь представить волшебный дворец на острове Буяне. Садитесь поудобнее и слушайте. (Звучит вступление к последней картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», соч. 57 Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов, Запись 1977 года.) 

Начать с 0:47   

 Примерные ответы: «Белочка». Правильный ответ учитель подтверждает чтением отрывка из сказки. Если дети затрудняются дать ответ, учитель может помочь им при помощи небольшого отрывка из сказки А. С. Пушкина. 
        Видит, белочка при всех 
        Золотой грызёт орех, 
        Изумрудец вынимает, 
        А скорлупку собирает, 
        Кучки равные кладёт 
        И с присвисточкой поёт 
        При честном при всём народе: 
        Во саду ли, в огороде.  
 
Учитель. – Узнали знакомую мелодию? Примерные ответы: «Во саду ли, в огороде», «Русская народная» 

Учитель. – А кто же при всём честном народе распевал эту песню? 

Учитель. – Ребята, вспомните, часто ли вы слышали музыку в кинофильмах и мультипликационных фильмах? Ответы учащихся. 

А сейчас мы поиграем и узнаем, насколько хорошо вы знаете мультфильмы. Сможете ли вы отгадать, в каких мультфильмах звучит эта музыка? 

Работа с интерактивным заданием № 1. «Установление соответствия». 
 
     Звучит аудиозапись, нужно правильно совместить её с картинкой мультфильма. Аудиозапись 1. Правильный ответ: Валентин Васенков, м/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей».  
Аудиозапись 2. Правильный ответ: Владимир Шаинский, песня крокодила Гены из м/ф «Чебурашка». 
Аудиозапись 3. Правильный ответ: Геннадий Гладков, песня «Ничего на свете лучше нету» из м/ф «Бременские музыканты». 
Аудиозапись 4. Правильный ответ: Максим Дунаевский, песня водяного из м/ф «Летучий корабль». 
Аудиозапись 5. Правильный ответ: Моисей Вайнберг, музыка к м/ф «Каникулы Бонифация». 
В качестве дополнительного задания учитель предлагает спеть по куплету из песен известных мультфильмов (на выбор: 
Аудиофрагмент из мультфильма «Мама для мамонтенка»СкачатьАудиофрагмент песни «В траве сидел кузнечик»СкачатьАудиофрагмент песни из мультфильма «Бременские музыканты»СкачатьАудиофрагмент песни «Антошка»Скачать
Часть 3. Заключение (до 5 минут) 
Учитель. Мы сегодня с вами узнали о необычном празднике. Как он называется? Ответы учащихся: «Международный день музыки».             Музыка сопровождает нас всю жизнь. Мир музыки разнообразен: музыка звучит в спектаклях, фильмах, на концертных площадках. Этот удивительный мир чарующих звуков радует нас в праздники, грустит вместе с нами и наполняет красками нашу жизнь, учит нас чувствовать. 
    Чтобы музыка состоялась, нужны те, кто её сочинит, исполнит и услышит. А как, по-вашему, можно ли услышать музыку природы? 
    На этот вопрос вы сможете ответить, когда разгадаете филворд. Работа с интерактивным заданием № 2. «Филворд».

 (Учитель предлагает обучающимся закончить предложения и найти слова в филворде). 
        1) Он сочиняет музыку…… (Композитор) 
        2) Она песенки поёт, да орешки всё грызёт…. (Белка) 
        3) Птичьи трели – это… И капели – это…. (Музыка) 
        4) Чтобы услышать музыку, нужна …. (Тишина) 
    
Учитель. 
– Чтобы узнать, какой невероятной силой обладает музыка, прочитайте вместе с родителями или бабушкой и дедушкой замечательную книгу «Рассказы старого сверчка» Оксаны Колабской. Пригласите родителей послушать звуки природы в выходные дни, а ещё всей семьёй можно посетить выставки, посвящённые известным композиторам и музыкантам, а также лекции и концерты. И не забудьте поделиться своими впечатлениями с одноклассниками.


Вопросы для обсуждения: 
1. Обрати внимание на то, с какой радостью Миша обнаружил рояль, с каким вдохновением играл на нём. Как ты думаешь, сможет ли Миша при таком отношении к занятиям музыкой достигать всё новых успехов? Почему? 
2. Маша хочет быть известной, но не хочет учиться. Возможно ли при таком отношении к делу достичь какого-то результата? 
3. Маша начала творить, ведь Миша поверил в неё и проявил терпение. Но только этого недостаточно для того, чтобы достичь успешного результата работы. Скажи, в чём кроется причина достижения хорошего результата?

«Фиксики – Ноты»

  

Вопросы для обсуждения: 
1. Чему нас учит этот мультик? 
2. Почему Нолик поверил Симке и Дим Димычу в итоге? 
3. Понравился ли тебе эксперимент с водой и музыкой? Оказывается, музыку можно создать даже без музыкального инструмента! Из чего ещё можно создать музыку? (хлопать в ладоши, топать ногами, стучать, как на барабане, натянуть нитку и издавать ею звук струны и т. д.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий