Маршрут https://infourok.ru/individualnyj-obrazovatelnyj-marshrut-dlya-rebenka-s-zpr-5673734.html
Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании. Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности. Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
Примеры формулировок для воспитательской части
ИОМ ребенка с ОВЗ
https://solnishko.saha.prosadiki.ru/media/2021/11/25/1305155152/Primery_formulirovok_dlya_vospitatel_skoj_chasti_IOM_rebenka_s_OVZ.pdf
обучающиеся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и
др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и
школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость
удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с
недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной
регуляции, гиперактивностью. https://grot-school.ru/images/doc/resursnyi-centr/deti-s-ovz-osobennosti/7-osobennosti-narusheniy-zpr.pdf
У ребенка с СДВГ нарушения носят следующий характер.
Нарушение внимания включает:
- • неспособность сохранять внимание (неумение выполнять задание до конца, несобранность при его выполнении);
- • снижение избирательного внимания;
- • неспособность сосредоточиться на предмете;
- • забывчивость (ребенок забывает то, что нужно сделать);
- • повышенную отвлекаемость;
- • повышенную возбудимость (суетливость, снижение внимания в непривычных ситуациях или при необходимости действовать самостоятельно).
Формы проявления импульсивности могут быть следующие:
- • неряшливое выполнение школьных заданий вопреки прилагаемым усилиям все делать правильно;
- • частые выкрики с места во время уроков;
- • вмешательство в разговор или работу других детей;
- • неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий;
- • частые конфликты с другими детьми. https://studme.org/46500/pedagogika/harakteristika_nekotoryh_ovz
Чаще ЗПР выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского
сада или в школе на начальном уровне образования (7-10 лет).
Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической
деятельности;
- ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической
деятельности;
- низкий уровень развития восприятия - необходимость более длительного периода
времени для приема и переработки сенсорной информации;
- не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные
элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д.;
- в начале этапа систематического обучения у детей с ЗПР выявляется неполноценность
тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и
выполнения сложных двигательных программ;
- недостаточно сформированы и пространственные представления, ориентировка в
направлениях пространства; часто возникают трудности при пространственном анализе и
синтезе ситуации;
- неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- отклонения в развитии памяти - снижение продуктивности запоминания и его
неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти; заметное преобладание
наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и
воспроизведения;
- отклонения в развитии познавательной деятельности, начиная с ранних форм
мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного;
- недостаточность сформированности аналитико-синтетической деятельности во всех
видах мышления: при анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные,
несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью;
- снижение познавательной активности: одни дети практически не задают вопросов о
предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с
60
замедленной речью), другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств
окружающих предметов (несколько расторможены, многословны);
- поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг,
путем общения со взрослым;
- общая неорганизованность, импульсивность, недостаточная целенаправленность,
слабость речевой регуляции; низкая активность во всех видах деятельности, особенно
спонтанной;
- нарушение необходимого поэтапного контроля над выполняемой деятельностью, дети
с ЗПР часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда
находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу;
- ослабление регуляции во всех звеньях;
- снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
- недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости;
- несформированность игровой деятельности;
- снижение уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми
[9].
В отличие от детей с умственной отсталостью дети с ЗПР обладают относительно
высокой обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев могут
овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в дальнейшем;
- особенности речи детей с ЗПР (наблюдается отставание в становлении речи детей с
ЗПР, низкая речевая активность, недостаточность динамической организации речи,
ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических
обобщений, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной
регуляции действий).
Также необходимо дифференцировать первичное речевое нарушения от ЗПР. О
первичности речевой патологии свидетельствует определенный дисбаланс между
показателями речевого развития (хуже) и обучаемости (лучше). Как указывала Г.В. Чиркина,
очень большое значение имеют анамнестические сведения. Например, «ребенок-речевик», в
отличие от сверстника с ЗПР, обычно удивляет родителей своей сообразительностью в
привлекательной для него сфере деятельности, а также расстраивает их своим «трудным»
характером, капризностью, непредсказуемостью [18].
Отставание в раннем речевом развитии при первичном общем недоразвитии речи
выражено намного сильнее, чем при ЗПР. «Ребенок-речевик» больше пользуется автономной
речью с крайне ограниченным набором слов, тогда как при ЗПР столь выраженных трудностей
в овладении речью обычно нет. Речевые недостатки зависят от индивидуальнотипологических особенностей ребенка, при более легкой ЗПР они в большей мере связаны с
недостатками произвольного контроля, а при более тяжелой – с общим отставанием в развитии
[9].
Таким образом, диагностика детей с ЗПР является достаточно сложной, требует
особого внимания со стороны каждого специалиста ПМПК. Предполагается, что ЗПР к
определенному возрасту корректируется, поэтому важно определить направления
коррекционной работы всех специалистов, исходя из индивидуальных особенностей
конкретного ребенка. Возможными направлениями работы могут быть: коррекция и развитие
познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного
61
материала, восполнение пробелов предшествующего обучения; развитие пространственных
ориентировок; формирование сенсорных эталонов и др.
https://iro86.ru/images/Documents/Other/MP20.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий