Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по москвоведению; программы курса внеурочной деятельности «Москвоведение» для начальных классов общеобразовательных учреждений под редакцией Н.М. Поникаровой и Н.А.Гореловой и обеспечивает целевую подготовку по курсу внеурочной деятельности «Москвоведение».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- обеспечить социокультурное развитие школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- знакомить с историческим прошлым и настоящим Москвы;
- знакомить с историческим прошлым и настоящим района Марьино;
- воспитывать гордость за свой город, район, за высокое звание – москвич;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему району и городу;
- повышать общую культуру и эрудицию школьников;
РАЗДЕЛЫ КУРСА
Планирование курса построено по тематическому и историко-топографическому принципам, делится на блоки, внутри которых содержание дается в исторической последовательности в соответствии с топографией города.
Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории и культуре; дает возможность развивать у детей ассоциативное мышление.
В 1-ом классе рассматривается район как малая Родина.
Содержание курса.
В 1 классе проводятся занятия, на которых дети знакомятся с историей своего района (район Марьино), с инфраструктурой, географией, планом. Также во втором полугодии дети рассматривают гимназию, как культурный и образовательный объект Марьино, в котором организована работа по всем блокам социальной программы города Москвы.
Во 2-4 классах работа строится по следующим блокам:
В I блоке «Средневековая Москва» планирование составлено в соответствии с темами учебника «Здравствуй, Москва» Н.М. Поникаровой, Н.М. Гореловой и др., из него учащиеся узнают как выглядела средневековая Москва, быт и нравы древних жителей города, как выглядели и чем питались средневековые москвичи, как и чему учились юные москвичи и так далее. Для закрепления пройденного материала при изучении тем данного блока рекомендуются пешеходная экскурсия по Красной площади и Александровскому саду с посещением Могилы Неизвестного солдата, а также тематическая экскурсия «Жили-были москвичи» в музей Истории Москвы.
Во II блоке «Радиально-кольцевая планировка улиц Москвы» дается общее представление о том, как на протяжении веков рос город и менялся его облик. Здесь учащимся даются понятия о топонимике и гидронимике, «кольцах» и «радиусах» Москвы, включены дополнительные материалы по Камер-коллежскому валу, который служил таможенной границе Москвы, здесь большое внимание уделяется работе с картами и схемами, которые вклеиваются в тетрадь. Для закрепления пройденного материала рекомендуется проведение учителем автобусного методического занятия-экскурсии на маршруте по теме «Радиально-кольцевая планировка» с остановками на всех «кольцах» города.
В III блоке «Кольца Москвы» идет более детальное изучение «колец» Москвы по историко-хронологическому признаку. Этот блок разделен на три раздела: Кремль, Китай-город и Белый город. При изучении памятников центральных районов города используется система вопросов так называемого экскурсионного анализа, отвечая на эти вопросы необходимо не только отобрать из большого объема информации четкие лаконичные сведения, но и запомнит облик самого объекта, никогда не путая его с другими. Здесь также ведется работа со схемами, которые вклеиваются в тетрадь, на схемах учащиеся отмечают не только изучаемые улицы, но и памятники районов. Изучение улицы или района города условно состоит из трех частей:
- история и топонимика, наиболее известные события;
- наиболее значительные историко-архитектурные и культурные памятники, как сохранившиеся, так и исчезнувшие;
- наиболее известные лица и исторические деятели, когда-либо проживавшие в этой местности;
Методически изучение IV блока «Радиусы Москвы» отличие идет по территориальному признаку. Здесь берутся радиальные улицы Москвы от «Золотого» полукольца площадей вокруг центра города до Бульварного кольца. Также изучается история и топонимика улицы или района, памятники архитектуры и скульптуры, работа идет параллельно с изучением карт и схем районов. При изучении III и IV блоков большое внимание уделяется литературным и театральным местам Москвы, а также музеям центральной части города. В качестве закрепления пройденного материала также рекомендуются ученические и профессиональные пешеходные экскурсии: по улицам Волхонке и Воздвиженке, Большой Никитской и Тверской, Петровке и Неглинной и другим.
В V блоке «Архитектура Москвы» предлагается краткий курс московского зодчества, начиная от крепостной архитектуры 15 века, заканчивая современным периодом. На конкретных памятниках учащиеся знакомятся с московским барокко и классицизмом, ампиром и эклектикой, модерном и конструктивизмом. Здесь они изучают и анализируют сооружения, построенные В. Баженовым, М. Казаковым, О. Бове, Ф. Шехтелем и другими выдающимися зодчими Москвы, в этом блоке более подробно изучается история и архитектура монастырей Белого городаПри отборе заложенного в программу материала, была сделана попытка показать не столько общее, сколько особенное в истории и развитии каждой части города, сделать наиболее узнаваемыми исторические районы Москвы, выявив то, что их отличало друг от друга.
В программе существенное внимание уделяется судьбам людей, жившим в нашем городе, как известных, так и незаслуженно забытых. Они внесли огромный вклад не только в историю Москвы, но и в историю всей русской культуры и должны быть известны каждому со школьной скамьи.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу москвоведение;
- сформированный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию;
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- формирование основ российской и гражданской идентичности;
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться.
1. Регулятивные УУД:
- понимать и сохранять учебные действия;
2. Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию.
3. Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации;
- высказываться в устной речи;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- формировать умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
- подбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных задач; осуществлять поиск нужной информации;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
Предметные результаты
- узнать историю своего города;
- познакомиться с достопримечательностями Москвы;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- научиться находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- работать с учебным текстом; отвечать на вопросы по его содержанию ; выделять главную мысль текста;
- уметь подготавливать устные сообщения (на 2-3 минуты) на заданную тему;
- способность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮСОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
- историю и архитектуру родного города и района Марьино;
- топонимику и историю центральных улиц и районов города;
- быт и нравы жителей древней Москвы;
- имена и биографии знаменитых москвичей;
- «адреса» известных жителей города;
- «литературную и театральную» Москву;
- «военную историю» Москвы;
- правила поведения и безопасности в городе;
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в городе;
- работать с картой Москвы;
- выбирать наиболее оптимальный вариант;
- отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
- логически и правильно излагать усвоенный материал;
- использовать навыки исследовательской работы;
- работать с цифрами и датами;
- делать сжатые деловые записи;
- отличать архитектурные памятники один от другого;
- рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу, району Марьино;
- пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:
- давать словесное описание объектов;
- наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;
- уметь составлять зрительный ряд;
- работать в коллективе;
Минимальный объем аудиторных занятий – 34 часа в год. В 1-ом классе -33часа в год.
Наличие тематических блоков позволяет варьировать содержание образования по данному курсу, не нарушая логики изложения материала.
Планирование курса внеурочной деятельности «Москвоведение»
Планирование курса «Мой район – мой город»
1 класс
| ||||
№
|
Дата проведения
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
Направление деятельности
|
1
|
Знакомство с курсом «Мой район – мой город»
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
2
|
История появления района Марьино на карте Москвы
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
3
|
Символика нашего района. Районная управа.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
4
|
Я – житель Марьино. Мой адрес.
|
Виртуальная экскурсия. Работа с картой района.
|
Нравственно-эстетическое
| |
5
|
Парк 850-летия Москвы – зеленая зона Марьино.
|
Урок-экскурсия.
|
Экологическое
| |
6
|
Москва-река – транспортная магистраль района.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое.
| |
7
|
По улицам нашего района. Люблинская улица.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
8
|
По улицам нашего района. Подольская улица.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
9
|
По улицам нашего района. Улица Перерва.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
10
|
По улицам нашего района. Улица Нижние Поля.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
11
|
По улицам нашего района. Улица Донецкая.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
12
|
Улицы-побратимы городов Ростовской области. Новочеркасский бульвар.
|
Урок-экскурсия
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
13
|
Улицы-побратимы городов Ростовской области. Батайский проезд.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
14
|
Улица Маршала Голованова. Мы помним! Мы гордимся!
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
15
|
Транспорт в моем районе. Я – пешеход.
|
Урок-игра по правилам дорожного движения
|
Нравственно-эстетическое
| |
16
|
А если что-то случилось? Отделение полиции, пожарная часть, служба МЧС.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
17
|
Здоровье марьинцев.
Детские и взрослые поликлиники.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное.
| |
18
|
Бассейн «Марьино», «Фэнтази-парк»
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
Спортивно-оздоровительное.
| |
19
|
Я – юный читатель. Библиотеки в нашем районе.
|
Урок-экскурсия в районную библиотеку
|
Нравственно-эстетическое
| |
20
|
Проект «О чем рассказали улицы Марьино»
|
Виртуальная экскурсия.
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
21
|
Проект «О чем рассказали улицы Марьино»
|
Виртуальная экскурсия.
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
22
|
Проект «О чем рассказали улицы Марьино»
|
Виртуальная экскурсия.
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
23
|
Наша школа – часть Марьино.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
24
|
В школьном музее. Музей «Школьная планета»
|
Урок-экскурсия в школьный музей
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое,
| |
25
|
В школьном музее. Музей «Истоки и современность»
|
Урок-экскурсия в школьный музей
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое,
| |
26
|
В школьном музее. Музей «Битва под Москвой»
|
Урок-экскурсия в школьный музей
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое,
| |
27
|
В школьном музее. Музей «Поэзия. Наука. Эпоха».
|
Урок-экскурсия в школьный музей
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое
| |
28
|
Проект «Наш школьный двор».
|
Проектный урок – каким я вижу школьный двор.
|
Нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное
| |
29
|
Школьная библиотека.
|
Урок-экскурсия в школьную библиотеку
|
Нравственно-эстетическое
| |
30
|
Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое, трудовое
| |
31
|
Традиции нашей школы – традиции района.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое
| |
32
|
Лучшие люди нашего района. Доска почёта.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, трудовое
| |
33
|
Итоговое занятие.
Викторина «Экскурсия по району»
|
Урок-игра
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
|
Планирование курса «Москва - наш город»
2 класс
| ||||
№
|
Дата проведения
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
Направление деятельности
|
1-2
|
Большая Москва.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
3-4
|
Кто основал Москву?
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
5-6
|
Как Москва стала Москвой.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
7-8
|
Родословная москвичей.
|
Виртуальная экскурсия.
|
Нравственно-эстетическое
| |
9-10
|
Как Москва стала столицей.
|
Урок-беседа.
|
Нравственно-эстетическое,
патриотическое.
| |
11-12
|
Герб и флаг Москвы.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое,
патриотическое
| |
13
|
Главная площадь Москвы.
|
Урок-экскурсия.
|
Нравственно-эстетическое, военно-патриотическое
| |
14-15
|
У стен Кремля.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
16-17
|
Прогулка по Кремлю.
|
Виртуальная экскурсия.
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
18-19
|
Мемориал в Александровском саду.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
20-22
|
Московская архитектура.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
23-24
|
Городская природа.
|
Проектный урок
|
Нравственно-эстетическое, экологическое
| |
25
|
Московский зоопарк.
|
Урок-экскурсия
|
Нравственно-эстетическое, экологическое
| |
26-28
|
Реки Москвы.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое, экологическое
| |
29-31
|
Московские музеи и театры.
|
Урок-игра
|
Нравственно-эстетическое
| |
32
|
|
Посещение театра
|
Нравственно-эстетическое
| |
33
|
Государственный Исторический музей.
|
Посещение музея. Программа: « В гостях у древних москвичей»
|
Нравственно-эстетическое,
патриотическое
| |
34
|
Обобщающий урок по курсу «Москва - наш город».
|
Урок-игра
|
Нравственно-эстетическое,
патриотическое экологическое
|
Планирование курса «Путешествие в прошлое Москвы»
3 класс
| ||||
№
|
Дата проведения
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
Направление деятельности
|
1-3
|
В лесном краю московском.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое
| |
4
|
Лесопарк Кузьминки.
|
Урок -экскурсия
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое
| |
5-6
|
Москва деревянная.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
7-8
|
Прогулка по древней Москве.
|
Виртуальная экскурсия
|
Нравственно-эстетическое
| |
9
|
Древняя Москва.
|
Проектный урок.
|
Нравственно-эстетическое
| |
10-11
|
Красная площадь.
|
Виртуальная экскурсия.
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
12-13
|
Московские сады.
|
Урок-беседа.
|
Экологическое
| |
14
|
Ботанический сад.
|
Урок-экскурсия
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое
| |
15-16
|
Как выглядели москвичи в старину.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
17-18
|
Как жили москвичи в древности.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
19
|
Государственный Исторический музей.
|
Посещение музея.
Программа: « Московское царство в 17 веке ( правление первых Романовых)»
|
Нравственно-эстетическое
| |
20-21
|
Как жили русские цари-государи.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
22-23
|
Обряды домашней жизни.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
24-25
|
Праздники, забавы, игры и игрушки москвичей в далёком прошлом.
|
Проектный урок
|
Нравственно-эстетическое
| |
26-27
|
«Ученье- свет, а не ученье –тьма».
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
28-29
|
Государев печатный двор.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
30-31
|
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
32-33
|
Как встречали гостей на Руси.
|
Проектный урок
|
Нравственно-эстетическое
| |
34
|
Обобщающий урок по курсу «Путешествие в прошлое Москвы».
|
Урок-игра
|
Нравственно-эстетическое,
патриотическое экологическое
|
Планирование курса «О чём рассказали названия московских улиц»
4 класс
| ||||
№
|
Дата проведения
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
Направление деятельности
|
1-3
|
План Москвы.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
4
|
План моего микрорайона.
|
Проектный урок.
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
5-7
|
Московские кольца.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
8
|
Викторина «Московские кольца».
|
Урок- игра.
|
Нравственно-эстетическое
| |
9-11
|
Как появились московские улицы.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
| |
12-13
|
Проект «Улица Маршала Голованова».
|
Проектный урок
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
14-15
|
Город мастеров.
|
Виртуальная экскурсия.
|
Нравственно-эстетическое
| |
16
|
Город Гжель.
|
Урок-экскурсия.
|
Нравственно-эстетическое
| |
17-18
|
Иноземные жители Москвы.
|
Урок-беседа.
|
Нравственно-эстетическое
| |
19-20
|
Природа Москвы на плане города.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое
| |
21
|
Национальный природный парк «Лосиный остров».
|
Урок-экскурсия.
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое
| |
22-23
|
Дела давно минувших дней.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
24-25
|
Недаром помнит вся Россия.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое
| |
26
|
Музей-панорама «Бородинская битва».
|
Урок-экскурсия.
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое
| |
27-28
|
В грозные годы.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое
| |
29-31
|
Имена знаменитых людей в названиях улиц Москвы.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
32-33
|
Что рассказал план Москвы о районе.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое, нравственно-эстетическое, экологическое
| |
34
|
Обобщающий урок по курсу «О чём рассказали названия московских улиц».
|
Урок-игра
|
Нравственно-эстетическое,
патриотическое экологическое
|
Рекомендуемые экскурсии:
Класс
|
Тема
|
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
Можно провести виртуальные экскурсии по данным темам, добавить(тогда корректируется количество часов, отведенных на изучение темы) или заменить их так, чтобы соответствовали учебным разделам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий