Омская обл
Аннотация: В данной статье описаны основные трудности, возникающие при обучении решению текстовых арифметических задач детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассмотрено значение анализа содержания в успешности усвоения знаний в области решения задач.
Ключевые слова: тяжелое нарушение речи, текстовая арифметическая задача, ПрАООП обучающихся с ТНР.
Дать определение понятию «текстовая арифметическая задача» пробовали многие авторы (М.А. Бантова, В.Л. Дрозд, М.И. Моро, М.В. Овчинникова, А.М. Пышкало, Л.М. Фридман и др.). Во всех определениях общими являются две основные характеристики: наличие житейского, физического содержания; возможность решения с помощью арифметических действий [2].
Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Хотя интеллект у детей с ТНР не нарушен, однако у них возникает вторичное отставание в развитии познавательной деятельности. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи, наблюдается своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, пропуски главных деталей, отмечаются нарушения чтения и письма. Все это затрудняет понимание содержания текстовой арифметической задачи [1].
Л.Е. Томме в статье, посвященной проблеме обучения арифметическим задачам детей с ТНР, отмечает, что основные трудности возникают у обучающихся с ТНР при анализе условий задачи. Дети не могут выделить условия, не понимают, что нужно найти в задаче, затрудняются определить последовательность действий [3].
Неумение анализировать содержание текстовой арифметической задачи в целом затрудняет понимание описанной ситуации; возникают проблемы в определении связи между данными и искомыми. Дети с ТНР затрудняются выделить условия и требования, а также определить последовательность действий, составить план решения. Если не обучать детей с ТНР анализировать содержание текстовой арифметической задачи, то в дальнейшем невозможно будет составить решение. Поэтому важно подобрать эффективные приемы обучения [4].
Исходя из этого, в ПрАООП обучающихся с ТНР уделяется большое внимание таким задачам в области работы с текстовой задачей: выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи; моделировать условия текстовых задач освоенными способами; сопоставлять разные способы решения задач; моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий [1].
Таким образом, анализ литературы показал, что проблемы успешного обучения решению арифметических задач обучающихся с ТНР, в целом, зависят от умения детей анализировать содержание задачи. Поэтому поиск эффективных приемов обучения детей с ТНР анализу содержания текстовой арифметической задачи является одним из важных факторов успешного усвоения знаний и умений в области решения задач, а также устранения недостаточности всех сторон математической речи у обучающихся.
Список литературы
- 1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fgosreestr.ru (дата обращения: 04.04.2017).
- 2. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» [Текст] / М.В. Овчинникова. – К.: Пед.пресса, 2001. – 128 с.
- 3. Томме Л.Е. Обучение решению арифметических задач детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2016. – №3. – С. 55–64.
- 4. Томме Л.Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2008. – №5. – С. 35–40.
- 5. Томме Л.Е. Формирование готовности к обучению математике детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.03: защищена 12.03.09 / Л.Е. Томме. – М., 2009. – 180 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий