Аннотация: в статье рассматривается специфика обучения математике в начальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, отличие от преподавания математики детям с нормальным речевым развитием; цели и задачи и планируемый результат работы.
Ключевые слова: тяжёлые нарушения речи (ТНР), коммуникативная функция речи, расширение и обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, связного высказывания.
Из отечественной и зарубежной литературы известно, что дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, по ряду существенных психологических параметров отстают от детей с нормальным речевым развитием.Актуальность проблемы заключается в том, что отставания в психическом и речевом развитии влекут за собой трудности в усвоении школьной программы, в частности большие трудности возникают при изучении математики в начальной школе.
На первых этапах развития ребёнка сложные психические функции формируются на базе боле простых функций. Речь – это более сложный психический процесс, поэтому первичную базу для её формирования создают восприятие, внимание, память и мышление.
Позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их, а восприятие играет важную роль в развитии памяти и мышления. С появлением речи начинает формироваться словесно-логическое мышление.С одной стороны, речь не формируется без определенной психологической базы, с другой стороны, речь, развиваясь, совершенствует все психические процессы.
Наблюдения показали, что учащиеся 1 класса речевой школы имеют значительные нарушения познавательной деятельности, которые в разной степени выражены у всех детей:
- сложность решения простейших математических задач, ребусов, загадок, головоломок и т.д.
- отставание в развитии словесно-логического мышления: трудности при классификации предметов, обобщении явлений и признаков,бедность и отрывочность суждений и умозаключений, нарушение логическихсвязей;
- низкий уровень владения математической терминологией;
- трудность сосредоточения и удерживания внимания на словесном материале вне наглядной ситуации; неспособностьвосприятия длинных инструкций, последовательности выполнения задания;
- низкая работоспособность и т.д.
Тесная взаимосвязь речи и других психических процессов делает справедливым вывод о том, что коррекционную работу с такими детьми надо строить,учитывая индивидуальные особенности, уровень развития речи и сформированности словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией.
Уроки математикив адаптивной школе, как и уроки лингвистического цикла, должны решать коррекционные задачи, направленные на преодоление основного речевого дефекта и нарушений психического развития учащихся:
- расширение, обогащение и активизация словарного запаса за счёт введения в речь математической терминологии;
- развитие грамматического строя речи за счёт включения математических терминов в различные грамматические конструкции (словосочетание и предложение);
- развитие навыка смыслового чтения и навыков работы с информацией, представленной разными способами (чтение текста задачи, формулировка правила, составление таблиц и алгоритмов)
- развитие связной устной и письменной речи (составление связного учебного высказывания с опорой на алгоритм, оречевлениесобственных действий, использование в связной речи новой математической терминологии);
- формирование коммуникативной функции речи за счёт специально организованных ситуаций общения на уроке математики (диалог, работа в парах, в группах и пр.)
- развитие высших психических функций, формирование абстрактного мышления, обучение обобщать, классифицировать; профилактика дискалькулии;
- автоматизация звукопроизношения в процессе построения речевого высказывания учащихся.
Обучение математике в школе для детей с ТНР должно происходить на практическом материале для осознания связи науки и практики. В начальной школе дети должны овладеть элементарными умениями и навыками, необходимыми для изменения величин (длины, площади, массы, времени), решения текстовых задач, устных и письменных вычислений.
Работа на уроке математики должна быть построена таким образом, чтобы не допускать перегрузки учебным материалом, переутомления. Необходимо соблюдать охранительный режим (физминутки, гимнастика для глаз и пальцев рук, динамическая организация урока); включать в урок игровые приёмы работы. Дидактические игры на уроках математики должны носить коррекционно-развивающийи коррекционно-обучающий характер.
На индивидуальных и групповых логопедических занятиях необходимо отрабатывать правильное произношение математической терминологии, работа над слоговой структурой многосложных слов.
Для выработки навыков устного счёта на каждом уроке математики проводятся тренировочные упражнения в устных вычислениях. Учащиеся должные не только овладеть разными способами вычислений, но и доводить счёт до автоматизма (табличное сложение и вычитание, умножение и деление).
Уроки математики должны способствовать организации активной деятельности учеников, повышать работоспособность, формировать навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
Достижение предметных результатов по математике осуществляется в основном на уроках под руководством учителя. Однако со 2 класса вводятся домашние задания, которые требуют систематического выполнения. Домашние задания должны быть строго дозированы и быть доступны для выполнения детьми.
Для достижения положительных предметных результатов по математике в речевой школе необходимо осуществлять любые виды работ на основе практических действий и постоянной систематической работы по коррекции речевых нарушений. Например, при счёте предметов рекомендуется называть не только число, но и сам предмет: одна конфета, две конфеты, пять конфет и т.д. Таким образом отрабатывается навык согласования существительного и числительного.
Формирование счётных операций осуществляется с учётом поэтапности формирования умственных действий: предметные действия с конкретными предметами с помощью учителя, затем самостоятельные действия с опорой на наглядность и громкую речь, потом - выполнение математических действий в речевом плане и, наконец, выполнение математических действий во внутреннем плане, что является главным признаком автоматизированного действия.
При изучении простых и составных арифметических задач происходит усвоение многих математических понятий, формируется навык постановки вопросов, понимания смысла прочитанного, развития связного устного высказывания. Учащиеся постепенно овладевают умением осознанно выделять в задаче её основные части, пересказывать задачу, делать краткую запись различными способами. В ходе изучения задач дети должны научиться решать задачи разных видов с целью исключения возможности выработки штампов при решении. С этой целью можно использовать задачи с одинаковыми данными, но с различными вопросами.
Арифметическая задача является хорошим материалом для тренировки связного речевого высказывания, что немаловажно в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Школьники учатся самостоятельно ставить вопрос, давать развёрнутый ответ на вопрос задачи, анализировать содержание задачи, выявлять причинно-следственные зависимости, объяснять лексическое значение слов, содержащихся в задаче, пересказывать условие, находить решение и объяснять его. Кроме того отрабатывается навык смыслового чтения и правильного звукопроизношения при устной работе с задачей, формируется навык оформления развёрнутого ответа на вопрос задачи в устной и письменной форме.
Полезным упражнением является самостоятельное составление (придумывание) детьми задач по рисунку, заданию учителя, краткой записи, чертежу, выражению и т.д. Это способствует развитию творческих способностей детей, активизирует отбор необходимых языковых средств, способствует развитию связной речи.
Большое внимание уделяется изучению геометрического материала. Младшие школьники должны знать названия геометрических фигур, делать чертёж фигуры по линейке, моделировать фигуру, измерять и чертить отрезки, вычислять площадь и периметр прямоугольника и квадрата, отражать результаты измерений и вычислений в форме связного речевого высказывания.
Учителю при работе необходимо помнить о том, что особенности речи детей свидетельствуют о необходимости системного воздействия на преодоление и устранение значительных недостатков в общем речевом развитии.Такая работа должна проводится систематически и целенаправленно на уроках лингвистического цикла и уроках математики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011. С.60-63.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / сост. Г.В.Чиркина. – М.: Просвещенеие, 2013. С.183-188.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011г. (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2011.
Комментариев нет:
Отправить комментарий