1. Диагностический блок
Дефектологическое представление на учащегося
Фамилия, имя, отчество: Сергей Ч.
Школа: № 960 класс 2 класс КРО
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие мелких мышц руки.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования не сформирован, самостоятельно инструкцию прочесть не может.
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь): нуждается в помощи направляющего и обучающего характера;
- способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляется частично, требуется дополнительное время на закрепление навыка.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль): основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельную деятельность, произвольно сосредоточено работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.
Темп работы (на учебном и неучебном материале): снижен в результате слабой организованности.
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при этом интеллектуальную нагрузку выдерживает.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует нижней границе нормы.
Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей скорости, дифференцированности зрительного восприятия, незначительное недоразвитие слухо-моторной координации.
Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.
Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
- словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.
Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются семейной ситуацией социально-педагогической запущенности.
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
- вычислительный навык: навык сформирован на уровне низкой границы программных требований;
- навык решения задач: испытывает трудности;
- характерные ошибки:_______________________________________________________
Русский язык:
- навык каллиграфического письма: не сформирован в соответствии с программой, не запоминает прописные буквы;
- навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
- списывание текста: трудности перекодировки печатных букв в прописные;
- выполнение грамматических заданий: выполняет устно некоторые задания;
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.
Чтение:
- темп чтения: не сформирован навык чтения
- способ чтения: _____________________________________________________________
- понимание прочитанного: ___________________________________________________
- навыки работы с текстом: ___________________________________________________
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): выраженно не сформированы внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность; учебные задачи принимает формально, не проявляет поисковой и познавательной активности.
Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируемые мероприятия специалиста: занятия с учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Психологическое представление на учащегося
Ф.И.О. ученика: Сергей Ч.
Возраст: 8 лет
Школа: № 960
класс/группа: 2 класс КРО
Жалобы родителей: нет.
Жалобы педагогов: стойкие трудности формирования навыков чтения и письма, зеркальность при написании букв, несформированность образа буквы, непринятие позиции ученика, преобладание игровой мотивации.
Сведения о семье: ребенок растет в условиях безнадзорности, ценность обучения в семье отсутствует, нет ни контроля за обучением ребенка, ни стимуляции его к хорошим результатам.
Особенности поведения, общения, привычки, интересы: преобладают игровые интересы, ребенок общителен, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми, дистанцию со взрослыми в контакте поддерживает, есть легкая тенденция к сближению, ориентирован на похвалу и поддержку.
Сформированность социально-бытовой ориентировки: сформирована, способен заботиться о себе, понимает смысл житейских ситуаций.
Моторная ловкость: в макродвижениях достаточная, недоразвитие тонких мелких движений (что влияет на акт письма).
Ведущая рука: правая, нога: левая, ухо: правое, глаз: правый.
Характеристика деятельности:
Мотивация: несформированность мотивации к обучению, преобладает мотивация к игре, к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации, мотивация к новым впечатлениям.
Критичность: достаточная, как к поведению в целом, так и к результатам своей деятельности.
Понимает, что такое неуспех, есть компенсаторная тенденция к отказу от деятельности в случае неуспеха, свое поведение может объяснить.
Работоспособность: низкая, но путем совместного с психологом контроля за деятельностью возможно увеличение работоспособности и продолжительности деятельности.
Темп деятельности: неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.
Особенности внимания: невыраженные сложности переключения внимания, способность к концентрации и удержанию внимания достаточная на игровом материале, низкая на учебном.
Особенности памяти: низкая продуктивность запоминания, наблюдаются семантические парафазии (смешение по смыслу), влияние интерференции на продуктивность запоминания значительна.
Характеристика зрительного восприятия: при назывании изображений номинативные трудности, хорошо различает перечеркнутые, наложенные изображения, есть нестойкость звуковой оболочки слова и значения, неправильное восприятие некоторых изображений обусловлено нарушением пространственного гнозиса.
Характеристика двигательной сферы: недостаточность серийной организации движений (препятствует формированию навыков письма).
Качественная характеристика речи: полностью понимает смысл обращенной речи, бедный словарный запас.
Характеристика интеллектуального развития: способен составить правильную последовательность картинок, понимает сюжет, может сформировать рассказ. Простые задания по типу «4-й лишний» решаются правильно, но присутствует сложность в объяснении ответа. Конструктивное мышление на низком уровне развития вследствие нарушения пространственного восприятия.
Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях: явления недостаточности пространственного восприятия в большей степени по правополушарному типу. Недостаточность понимания квазипространственных отношений – путается в понимании предлогов, родительного падежа и др.
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка: рисунок не сформирован, возрасту не соответствует, трудности построения графических двигательных актов – в виде дизметрий, макрографии; конструктивная деятельность недостаточна – решение конструктивных задач идет через подбор.
Характерные ошибки:
При письме: пропущенные буквы, зеркальность, замены близких по написанию букв, слитное написание слов в предложении.
При чтении: навык чтения не сформирован.
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности: для ребенка характерно позитивное самоотношение с принятием вины и ответственности на себя в ситуациях взаимодействия, повышенная тревожность, усугубленная потерей отца, повышенные требования к себе сочетаются с неустойчивостью образа себя. Наблюдаются переживания отчужденности, потери, страх перед будущим, потребность в поддержке и одобрении.
Преобладание игровой мотивации сочетается с недостаточной способностью к волевому контролю; есть ориентация на принятие и оказание помощи, несформированность представления о себе как об ученике, ориентация на достижения не выражена, наблюдается избегание школьной ситуации (риск асоциального поведения в дальнейшем при отсутствии своевременной помощи).
Заключение: (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) в профиле развития ВПФ более наблюдается дефицитарность предпосылок интеллектуального развития, чем собственно первичное недоразвитие мыслительных процессов.
Ведущие факторы нарушения:
- несформированность пространственного восприятия;
- недостаточность двигательных процессов;
- недостаточность мнестических процессов.
Дефицит зрительного восприятия, графической деятельности вторичен. В связи с особенностями недоразвития психических процессов наблюдаются трудности в освоении чтения и письма.
Своеобразием отличается и самоотношение ребенка: неустойчивость, нет принятия позиции ученика, это усугубляется переживанием потери отца.
Рекомендации по коррекционной работе: совместная работа психолога, учителя- дефектолога и логопеда. Индивидуальная коррекционная программа психологической работы ориентирована на поддержку в ситуации переживания потери, выработки положительного отношения к обучению, усилению мотивации к обучению и достижениям. Также работа с психологом должна быть направлена на обеспечение пространства выражения противоречивых эмоций, связанных со смертью отца, и на получение заботы и безоценочной поддержки для укрепления позитивного Я-образа.
Логопедическое представление на учащегося
Ф. И. О. ученика: Сергей Ч.
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.п.): низкий социальный уровень семьи, старшие брат и сестра обучаются в классе КРО.
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте: не занимался.
Устная речь:
- фонематическое восприятие: нарушено;
- звукопроизношение: без особенностей;
- состояние словаря: в пределах обиходно-бытовой тематики;
- грамматический строй речи: без аграмматизмов;
- связная речь: недоразвитие связной речи, трудности построения самостоятельного речевого высказывания.
Письменная речь:
стойкие трудности формирования навыка чтения и письма;
в соответствии с программными требованиями навыки не сформированы:
- чтение:
знает отдельные буквы, трудности слогослияния;
- письмо: пишет отдельные буквы, при записи слов под диктовку выделяет несколько отдельных звуков и записывает их буквенное обозначение.
Заключение: нарушение письменной речи, обусловленное фонематическим недоразвитием у ребенка с задержкой психического развития.
Дата обследования Подпись специалиста
2. Коррекционный блок
2.1. Дефектологическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы дефектолога).
Направления коррекционной работы:
1) Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Средства:
дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов;
фигурно-фоновое различие предметов, букв;
анализ сложного образца; нахождения сходства и различия двух изображений;
установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»);
вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации;
нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания;
нахождение букв с заданным элементом;
нахождение заданного элемента в ряду букв;
графические диктанты; перерисование фигур по точкам;
комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;
игра «Волшебный мешочек», игра «Узнай и напиши» (модификационный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2) Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
Средства:
дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела;
ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
определение пространственного расположения элементов букв;
пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда);
определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3) Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства:
дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты;
игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буквы)»;
зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;
заучивание букв).
4) Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства:
дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур: графические диктанты (по словесной инструкции);
выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба Х. Бирча и Л. Бельмонт);
выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу;
графическое отображение (запись воспринятой на слух ритмической структуры);
срисовывание образцов узоров, точек;
дорисовывание симметричных изображений букв, предметов, рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).
5) Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Средства:
дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;
определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
проверка работы: «Сравнение с образцом»;
нахождение и исправление ошибок;
«Что нужно исправить?»;
речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»;
игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;
«Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).
6) Формирование навыка письма:
Средства:
развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
актуализация и закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова;
зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога);
слуховые диктанты.
7) Формирование навыка чтения:
Средства:
заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;
составление предложений из слов;
графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений). Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося. 2.2.
Психологическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога).
Задачи:
1. Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социализации.
2. Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и переживания эмоций.
3. Обеспечение возможности получения нового опыта отношения к себе, другим, к обучению.
Предполагается реализация 2 этапов программы: этап индивидуальной коррекционной работы и этап включения ребенка в групповую коррекционную работу (с другими обучающимися в классе).
Направления индивидуальной коррекционной работы:
1) Выработка положительного отношения к школьному обучению, формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе.
Средства:
игра в школу со сменой ролей, поддержка достижений на материале игр с учебной нагрузкой – например, игра «Алфавит», поиск и выбор букв, написание слов. Игра с прочтением материала и поощрением психолога, чтение на выигрыш. Письмо двумя руками, рисование двумя руками. Это сопровождается рефлексией к своим достижениям, сильным и слабым сторонам у себя (с помощью психолога).
2) Помощь в выражении и переживании противоречивых эмоций в безоценочной и поддерживающей среде.
Средства:
имитация эмоций, обмен эмоциями, отчет о своем эмоциональном состоянии в данный момент, в разных жизненных ситуациях (ссора, несправедливое отношение, ситуация обвинения, ситуация, когда дарят подарок и др.). Игра «Нарисуй эмоцию», придумывание сказок о разных чувствах.
3) Поддержка позитивного самоотношения ребенка, ориентация на принятие себя.
Средства:
игровое упражнение «Каракули» (повышение самооценки; развитие способности к концентрации внимания; формирование коммуникальных навыков; развитие воображения, творческого мышления). Ведение блокнотика успехов, игра «Я хвастаюсь» (надо определить, в чем «я лучший», что получается лучше всего).
4) Помощь в переживании потери, стимуляция сферы переживания у ребенка.
Средства:
рисование фигур членов семьи, написание им писем, проигрывание потери в ролевой игре, игре с миниатюрными фигурками.
5) Формирование самоконтроля и усиление процессов саморегуляции.
Средства:
упражнения «Тряпичная кукла и солдат», «Танцующие руки», «Разговор руками», «Запрещенные слова», карточная игра «Парочки», игра «Носочки-ладошки».
Направления групповой коррекционной работы:
1) Обучение социально приемлемому выражению агрессии и формирование способности выдерживать агрессивные проявления других.
Средства:
упражнения «Скульптура», «Предупреждение», «Обмен ролями» (К. Фопель).
2) Формирование адекватной самооценки в деятельности во взаимодействии с другими.
Средства:
упражнение «Совместное рисование». Детям предлагается выбрать тему рисунка, например, «Зоопарк», «Необитаемый остров», «Магазин игрушек».
Уточняется, что рисовать они будут на одном большом листе бумаги все вместе. Важно, чтобы дети смогли договориться и распределить, кто и что будет рисовать, и так распланировать пространство листа, чтобы выполненная работа воспринималась как целостный образ.
Упражнение «Хвасталки». Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие – рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя!» - и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.
Упражнение «Создание коллективного панно» (всеми детьми в группе).
3) Обучение выражению и осознанию эмоций.
Средства:
упражнение «Портрет эмоций», моделирование поведения животных с разными эмоциями – злой пес, добрый слон, хитрая лиса и т. д.
4) Обучение социально приемлемым способам разрешения конфликта.
Средства:
социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально-приемлемыми способами: «Психологический портрет», «Лепешка», «Хаос», «Мошенничество». Игра «Твистер».
5) Укрепление позитивного отношения класса к ребенку.
Средства:
телесные групповые упражнения – «Восковая палочка», «Тесто и пекарь», «Мойка машин» и др.
Игра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются местами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника.
Игра «Коровы, собаки, кошки». Дети встают в круг, ведущий подходит к каждому ребенку и шепотом сообщает название какого-нибудь животного. Дети закрывают глаза и по сигналу должны «заговорить» так, как «говорит» их животное. Не открывая глаз, они объединяются с теми животными, которые говорят, как они. В процессе игры роли меняются несколько раз.
Этап индивидуальной работы формирует необходимую площадку для развития коммуникативной и социальной компетенции ребенка, что в сочетании с влиянием дефектологических и логопедических занятий создает важный ресурс развития – базу формирующихся навыков и умений, которые закрепляются как необходимые, ценные. Постепенно формируется отсутствующая ранее ученическая позиция.
В рамках групповой работы формируется возможность значительно расширить компетентность ребенка во взаимодействии с людьми – уже не только с поддерживающим взрослым (психологом), но и одноклассниками, борющимися за успех и результат (это делает результаты психологической работы более валидными – если есть реальные успехи у ребенка, они с большей вероятностью закрепятся в его арсенале, чем, если коррекционное воздействие носило чисто индивидуальный характер).
2.3. Логопедическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда).
Этапы коррекционной работы:
1) Предложение:
- развитие умения синтаксически правильно обозначать границы предложения;
- развитие умения анализировать предложения по словам;
- развитие умения слышать интонационную законченность предложения;
- развитие умения чувствовать синтаксическую основу предложения.
Средства:
упражнения (составить предложение по картинке, определить количество слов в предложении, указать место слова в предложении, закончить предложение по образцу, придумать предложение с заданным количеством слов, составить схему предложения, составить предложение по схеме, расставить точки в тексте), графические диктанты (определить главные слова в предложении).
2) Звук:
- закрепить представления об образовании гласных и согласных звуков;
- закрепить знания о строении артикуляционного аппарата;
- повторить понятия «звук» и «буква». Средства:
работа с артикуляционными профилями, зеркалом.
3) Гласные звуки и буквы:
- выделение гласных первого и второго ряда из других звуков, слогов, слов;
- звучание букв; - формирование зрительного образа букв; - соотнесение звуков и букв. Средства:
упражнения (выделение гласных, рисование, штриховка, моделирование букв, изображение слов графически с выделением гласных, вставление пропущенных букв в слова).
4) Согласные звуки и буквы:
- выделение на слух, воспроизведение и правильное произношение согласных букв;
- закрепление понятия о твердых и мягких согласных;
- заучивание согласных букв;
- формирование зрительного образа согласных букв;
- соотнесение согласных звуков и букв;
- закрепление понятия о звонких и глухих согласных;
- закрепление навыка чтения слогов;
- закрепление обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака и гласных второго ряда.
Средства:
упражнения (рисование, штриховка, моделирование, написание букв, чтение слоговых таблиц, чтение и написание парных слогов по твердости-мягкости, вставление мягкого знака в слова, написание слов с мягким согласным, с мягким знаком).
5) Слоговый состав слова:
- закрепить представления о слогообразующей роли гласного; - закрепить умение делить слова на слоги;
- закрепить умение выделять гласные из слов;
- развивать умение определять порядок слогов в слове.
Средства:
упражнения (составить слова из слогов разрезной азбуки, составить слова из перепутанных слогов, определить количество слогов в слове, чтение слоговых таблиц, составить графические схемы с выделением гласных).
6) Ударение:
- развивать навык выделения ударного слога;
- развивать умение выделять ударный гласный.
Средства:
упражнение (отхлопывание ритмического рисунка слова, соотнесение ритмического рисунка со словом, составление графических схем с выделением гласного и ударения).
7) Звуко-буквенный анализ слов:
- закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова;
- развитие умения определять количество и последовательность звуков в слове.
Средства:
упражнения (собирание слов из перепутанных букв, слогов, работа со схемами слов с опорой на картинку, работа с опорой на цифровой ряд и т. д).
8) Дифференциация согласных: - закрепление понятия о звонких и глухих согласных; - дифференциация звуков б-п в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
Средства:
упражнения (выделение звуков из слов, чтение парных слогов, определение наличия и места звуков б и п в словах, сравнение слов-паронимов, вставление в слова и в предложения пропущенных букв б и п, составление предложений со словами с буквами б и п, слуховые диктанты и т. д.).
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности [Текст] / авт.-сост. А. Д. Вильшанская. - Волгоград : Учитель, 2006. – 120с.
Дефектологическое представление на учащегося
Фамилия, имя, отчество: Сергей Ч.
Школа: № 960 класс 2 класс КРО
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие мелких мышц руки.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования не сформирован, самостоятельно инструкцию прочесть не может.
Обучаемость:
- восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь): нуждается в помощи направляющего и обучающего характера;
- способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляется частично, требуется дополнительное время на закрепление навыка.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль): основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельную деятельность, произвольно сосредоточено работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.
Темп работы (на учебном и неучебном материале): снижен в результате слабой организованности.
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при этом интеллектуальную нагрузку выдерживает.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует нижней границе нормы.
Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей скорости, дифференцированности зрительного восприятия, незначительное недоразвитие слухо-моторной координации.
Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.
Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.
Особенности мышления:
- уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;
- словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.
Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.
Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.
Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются семейной ситуацией социально-педагогической запущенности.
Математика:
- сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;
- вычислительный навык: навык сформирован на уровне низкой границы программных требований;
- навык решения задач: испытывает трудности;
- характерные ошибки:_______________________________________________________
Русский язык:
- навык каллиграфического письма: не сформирован в соответствии с программой, не запоминает прописные буквы;
- навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;
- списывание текста: трудности перекодировки печатных букв в прописные;
- выполнение грамматических заданий: выполняет устно некоторые задания;
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.
Чтение:
- темп чтения: не сформирован навык чтения
- способ чтения: _____________________________________________________________
- понимание прочитанного: ___________________________________________________
- навыки работы с текстом: ___________________________________________________
- характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.
Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): выраженно не сформированы внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность; учебные задачи принимает формально, не проявляет поисковой и познавательной активности.
Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Планируемые мероприятия специалиста: занятия с учителем-дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.
Психологическое представление на учащегося
Ф.И.О. ученика: Сергей Ч.
Возраст: 8 лет
Школа: № 960
класс/группа: 2 класс КРО
Жалобы родителей: нет.
Жалобы педагогов: стойкие трудности формирования навыков чтения и письма, зеркальность при написании букв, несформированность образа буквы, непринятие позиции ученика, преобладание игровой мотивации.
Сведения о семье: ребенок растет в условиях безнадзорности, ценность обучения в семье отсутствует, нет ни контроля за обучением ребенка, ни стимуляции его к хорошим результатам.
Особенности поведения, общения, привычки, интересы: преобладают игровые интересы, ребенок общителен, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми, дистанцию со взрослыми в контакте поддерживает, есть легкая тенденция к сближению, ориентирован на похвалу и поддержку.
Сформированность социально-бытовой ориентировки: сформирована, способен заботиться о себе, понимает смысл житейских ситуаций.
Моторная ловкость: в макродвижениях достаточная, недоразвитие тонких мелких движений (что влияет на акт письма).
Ведущая рука: правая, нога: левая, ухо: правое, глаз: правый.
Характеристика деятельности:
Мотивация: несформированность мотивации к обучению, преобладает мотивация к игре, к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации, мотивация к новым впечатлениям.
Критичность: достаточная, как к поведению в целом, так и к результатам своей деятельности.
Понимает, что такое неуспех, есть компенсаторная тенденция к отказу от деятельности в случае неуспеха, свое поведение может объяснить.
Работоспособность: низкая, но путем совместного с психологом контроля за деятельностью возможно увеличение работоспособности и продолжительности деятельности.
Темп деятельности: неравномерный, характерны спады во время выполнения заданий.
Особенности внимания: невыраженные сложности переключения внимания, способность к концентрации и удержанию внимания достаточная на игровом материале, низкая на учебном.
Особенности памяти: низкая продуктивность запоминания, наблюдаются семантические парафазии (смешение по смыслу), влияние интерференции на продуктивность запоминания значительна.
Характеристика зрительного восприятия: при назывании изображений номинативные трудности, хорошо различает перечеркнутые, наложенные изображения, есть нестойкость звуковой оболочки слова и значения, неправильное восприятие некоторых изображений обусловлено нарушением пространственного гнозиса.
Характеристика двигательной сферы: недостаточность серийной организации движений (препятствует формированию навыков письма).
Качественная характеристика речи: полностью понимает смысл обращенной речи, бедный словарный запас.
Характеристика интеллектуального развития: способен составить правильную последовательность картинок, понимает сюжет, может сформировать рассказ. Простые задания по типу «4-й лишний» решаются правильно, но присутствует сложность в объяснении ответа. Конструктивное мышление на низком уровне развития вследствие нарушения пространственного восприятия.
Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях: явления недостаточности пространственного восприятия в большей степени по правополушарному типу. Недостаточность понимания квазипространственных отношений – путается в понимании предлогов, родительного падежа и др.
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка: рисунок не сформирован, возрасту не соответствует, трудности построения графических двигательных актов – в виде дизметрий, макрографии; конструктивная деятельность недостаточна – решение конструктивных задач идет через подбор.
Характерные ошибки:
При письме: пропущенные буквы, зеркальность, замены близких по написанию букв, слитное написание слов в предложении.
При чтении: навык чтения не сформирован.
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности: для ребенка характерно позитивное самоотношение с принятием вины и ответственности на себя в ситуациях взаимодействия, повышенная тревожность, усугубленная потерей отца, повышенные требования к себе сочетаются с неустойчивостью образа себя. Наблюдаются переживания отчужденности, потери, страх перед будущим, потребность в поддержке и одобрении.
Преобладание игровой мотивации сочетается с недостаточной способностью к волевому контролю; есть ориентация на принятие и оказание помощи, несформированность представления о себе как об ученике, ориентация на достижения не выражена, наблюдается избегание школьной ситуации (риск асоциального поведения в дальнейшем при отсутствии своевременной помощи).
Заключение: (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) в профиле развития ВПФ более наблюдается дефицитарность предпосылок интеллектуального развития, чем собственно первичное недоразвитие мыслительных процессов.
Ведущие факторы нарушения:
- несформированность пространственного восприятия;
- недостаточность двигательных процессов;
- недостаточность мнестических процессов.
Дефицит зрительного восприятия, графической деятельности вторичен. В связи с особенностями недоразвития психических процессов наблюдаются трудности в освоении чтения и письма.
Своеобразием отличается и самоотношение ребенка: неустойчивость, нет принятия позиции ученика, это усугубляется переживанием потери отца.
Рекомендации по коррекционной работе: совместная работа психолога, учителя- дефектолога и логопеда. Индивидуальная коррекционная программа психологической работы ориентирована на поддержку в ситуации переживания потери, выработки положительного отношения к обучению, усилению мотивации к обучению и достижениям. Также работа с психологом должна быть направлена на обеспечение пространства выражения противоречивых эмоций, связанных со смертью отца, и на получение заботы и безоценочной поддержки для укрепления позитивного Я-образа.
Логопедическое представление на учащегося
Ф. И. О. ученика: Сергей Ч.
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.п.): низкий социальный уровень семьи, старшие брат и сестра обучаются в классе КРО.
Занятия с логопедом в дошкольном возрасте: не занимался.
Устная речь:
- фонематическое восприятие: нарушено;
- звукопроизношение: без особенностей;
- состояние словаря: в пределах обиходно-бытовой тематики;
- грамматический строй речи: без аграмматизмов;
- связная речь: недоразвитие связной речи, трудности построения самостоятельного речевого высказывания.
Письменная речь:
стойкие трудности формирования навыка чтения и письма;
в соответствии с программными требованиями навыки не сформированы:
- чтение:
знает отдельные буквы, трудности слогослияния;
- письмо: пишет отдельные буквы, при записи слов под диктовку выделяет несколько отдельных звуков и записывает их буквенное обозначение.
Заключение: нарушение письменной речи, обусловленное фонематическим недоразвитием у ребенка с задержкой психического развития.
Дата обследования Подпись специалиста
2. Коррекционный блок
2.1. Дефектологическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы дефектолога).
Направления коррекционной работы:
1) Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Средства:
дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов;
фигурно-фоновое различие предметов, букв;
анализ сложного образца; нахождения сходства и различия двух изображений;
установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»);
вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации;
нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания;
нахождение букв с заданным элементом;
нахождение заданного элемента в ряду букв;
графические диктанты; перерисование фигур по точкам;
комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»;
игра «Волшебный мешочек», игра «Узнай и напиши» (модификационный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2) Формирование пространственных представлений:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
Средства:
дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела;
ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
определение пространственного расположения элементов букв;
пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда);
определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3) Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства:
дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты;
игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буквы)»;
зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций;
заучивание букв).
4) Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства:
дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур: графические диктанты (по словесной инструкции);
выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба Х. Бирча и Л. Бельмонт);
выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу;
графическое отображение (запись воспринятой на слух ритмической структуры);
срисовывание образцов узоров, точек;
дорисовывание симметричных изображений букв, предметов, рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель-Мезонни).
5) Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
Средства:
дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»;
определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»;
проверка работы: «Сравнение с образцом»;
нахождение и исправление ошибок;
«Что нужно исправить?»;
речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»;
игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»;
«Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).
6) Формирование навыка письма:
Средства:
развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
актуализация и закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова;
зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога);
слуховые диктанты.
7) Формирование навыка чтения:
Средства:
заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением;
составление предложений из слов;
графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений). Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося. 2.2.
Психологическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога).
Задачи:
1. Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социализации.
2. Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и переживания эмоций.
3. Обеспечение возможности получения нового опыта отношения к себе, другим, к обучению.
Предполагается реализация 2 этапов программы: этап индивидуальной коррекционной работы и этап включения ребенка в групповую коррекционную работу (с другими обучающимися в классе).
Направления индивидуальной коррекционной работы:
1) Выработка положительного отношения к школьному обучению, формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе.
Средства:
игра в школу со сменой ролей, поддержка достижений на материале игр с учебной нагрузкой – например, игра «Алфавит», поиск и выбор букв, написание слов. Игра с прочтением материала и поощрением психолога, чтение на выигрыш. Письмо двумя руками, рисование двумя руками. Это сопровождается рефлексией к своим достижениям, сильным и слабым сторонам у себя (с помощью психолога).
2) Помощь в выражении и переживании противоречивых эмоций в безоценочной и поддерживающей среде.
Средства:
имитация эмоций, обмен эмоциями, отчет о своем эмоциональном состоянии в данный момент, в разных жизненных ситуациях (ссора, несправедливое отношение, ситуация обвинения, ситуация, когда дарят подарок и др.). Игра «Нарисуй эмоцию», придумывание сказок о разных чувствах.
3) Поддержка позитивного самоотношения ребенка, ориентация на принятие себя.
Средства:
игровое упражнение «Каракули» (повышение самооценки; развитие способности к концентрации внимания; формирование коммуникальных навыков; развитие воображения, творческого мышления). Ведение блокнотика успехов, игра «Я хвастаюсь» (надо определить, в чем «я лучший», что получается лучше всего).
4) Помощь в переживании потери, стимуляция сферы переживания у ребенка.
Средства:
рисование фигур членов семьи, написание им писем, проигрывание потери в ролевой игре, игре с миниатюрными фигурками.
5) Формирование самоконтроля и усиление процессов саморегуляции.
Средства:
упражнения «Тряпичная кукла и солдат», «Танцующие руки», «Разговор руками», «Запрещенные слова», карточная игра «Парочки», игра «Носочки-ладошки».
Направления групповой коррекционной работы:
1) Обучение социально приемлемому выражению агрессии и формирование способности выдерживать агрессивные проявления других.
Средства:
упражнения «Скульптура», «Предупреждение», «Обмен ролями» (К. Фопель).
2) Формирование адекватной самооценки в деятельности во взаимодействии с другими.
Средства:
упражнение «Совместное рисование». Детям предлагается выбрать тему рисунка, например, «Зоопарк», «Необитаемый остров», «Магазин игрушек».
Уточняется, что рисовать они будут на одном большом листе бумаги все вместе. Важно, чтобы дети смогли договориться и распределить, кто и что будет рисовать, и так распланировать пространство листа, чтобы выполненная работа воспринималась как целостный образ.
Упражнение «Хвасталки». Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие – рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя!» - и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.
Упражнение «Создание коллективного панно» (всеми детьми в группе).
3) Обучение выражению и осознанию эмоций.
Средства:
упражнение «Портрет эмоций», моделирование поведения животных с разными эмоциями – злой пес, добрый слон, хитрая лиса и т. д.
4) Обучение социально приемлемым способам разрешения конфликта.
Средства:
социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально-приемлемыми способами: «Психологический портрет», «Лепешка», «Хаос», «Мошенничество». Игра «Твистер».
5) Укрепление позитивного отношения класса к ребенку.
Средства:
телесные групповые упражнения – «Восковая палочка», «Тесто и пекарь», «Мойка машин» и др.
Игра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются местами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника.
Игра «Коровы, собаки, кошки». Дети встают в круг, ведущий подходит к каждому ребенку и шепотом сообщает название какого-нибудь животного. Дети закрывают глаза и по сигналу должны «заговорить» так, как «говорит» их животное. Не открывая глаз, они объединяются с теми животными, которые говорят, как они. В процессе игры роли меняются несколько раз.
Этап индивидуальной работы формирует необходимую площадку для развития коммуникативной и социальной компетенции ребенка, что в сочетании с влиянием дефектологических и логопедических занятий создает важный ресурс развития – базу формирующихся навыков и умений, которые закрепляются как необходимые, ценные. Постепенно формируется отсутствующая ранее ученическая позиция.
В рамках групповой работы формируется возможность значительно расширить компетентность ребенка во взаимодействии с людьми – уже не только с поддерживающим взрослым (психологом), но и одноклассниками, борющимися за успех и результат (это делает результаты психологической работы более валидными – если есть реальные успехи у ребенка, они с большей вероятностью закрепятся в его арсенале, чем, если коррекционное воздействие носило чисто индивидуальный характер).
2.3. Логопедическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда).
Этапы коррекционной работы:
1) Предложение:
- развитие умения синтаксически правильно обозначать границы предложения;
- развитие умения анализировать предложения по словам;
- развитие умения слышать интонационную законченность предложения;
- развитие умения чувствовать синтаксическую основу предложения.
Средства:
упражнения (составить предложение по картинке, определить количество слов в предложении, указать место слова в предложении, закончить предложение по образцу, придумать предложение с заданным количеством слов, составить схему предложения, составить предложение по схеме, расставить точки в тексте), графические диктанты (определить главные слова в предложении).
2) Звук:
- закрепить представления об образовании гласных и согласных звуков;
- закрепить знания о строении артикуляционного аппарата;
- повторить понятия «звук» и «буква». Средства:
работа с артикуляционными профилями, зеркалом.
3) Гласные звуки и буквы:
- выделение гласных первого и второго ряда из других звуков, слогов, слов;
- звучание букв; - формирование зрительного образа букв; - соотнесение звуков и букв. Средства:
упражнения (выделение гласных, рисование, штриховка, моделирование букв, изображение слов графически с выделением гласных, вставление пропущенных букв в слова).
4) Согласные звуки и буквы:
- выделение на слух, воспроизведение и правильное произношение согласных букв;
- закрепление понятия о твердых и мягких согласных;
- заучивание согласных букв;
- формирование зрительного образа согласных букв;
- соотнесение согласных звуков и букв;
- закрепление понятия о звонких и глухих согласных;
- закрепление навыка чтения слогов;
- закрепление обозначения мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака и гласных второго ряда.
Средства:
упражнения (рисование, штриховка, моделирование, написание букв, чтение слоговых таблиц, чтение и написание парных слогов по твердости-мягкости, вставление мягкого знака в слова, написание слов с мягким согласным, с мягким знаком).
5) Слоговый состав слова:
- закрепить представления о слогообразующей роли гласного; - закрепить умение делить слова на слоги;
- закрепить умение выделять гласные из слов;
- развивать умение определять порядок слогов в слове.
Средства:
упражнения (составить слова из слогов разрезной азбуки, составить слова из перепутанных слогов, определить количество слогов в слове, чтение слоговых таблиц, составить графические схемы с выделением гласных).
6) Ударение:
- развивать навык выделения ударного слога;
- развивать умение выделять ударный гласный.
Средства:
упражнение (отхлопывание ритмического рисунка слова, соотнесение ритмического рисунка со словом, составление графических схем с выделением гласного и ударения).
7) Звуко-буквенный анализ слов:
- закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова;
- развитие умения определять количество и последовательность звуков в слове.
Средства:
упражнения (собирание слов из перепутанных букв, слогов, работа со схемами слов с опорой на картинку, работа с опорой на цифровой ряд и т. д).
8) Дифференциация согласных: - закрепление понятия о звонких и глухих согласных; - дифференциация звуков б-п в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
Средства:
упражнения (выделение звуков из слов, чтение парных слогов, определение наличия и места звуков б и п в словах, сравнение слов-паронимов, вставление в слова и в предложения пропущенных букв б и п, составление предложений со словами с буквами б и п, слуховые диктанты и т. д.).
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности [Текст] / авт.-сост. А. Д. Вильшанская. - Волгоград : Учитель, 2006. – 120с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий