Методика
оценки общей одарённости
Общая
характеристика. Методика разработана
автором и адресована родителям (может
также применяться педагогами). Ее задача
- оценка общей одаренности ребенка его
родителями.
Методика
должна рассматриваться как дополнительная
к комплекту методик для специалистов
(психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается
оценить уровень сформированности девяти
характеристик, обычно наблюдаемых у
одарённых детей.
Внимательно
изучите их и дайте оценку вашему ребенку
по каждому параметру, пользуясь следующей
шкалой:
5 - оцениваемое
свойство личности развито хорошо, четко
выражено, проявляется часто в различных
видах деятельности и поведения;
4 - свойство
заметно выражено, но проявляется
непостоянно, при этом и противоположное
ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое
и противоположное свойства личности
выражены нечетко, в проявлениях редки,
в поведении и деятельности уравновешивают
друг друга;
2 - более ярко
выражено и чаще проявляется свойство
личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко
выражено и часто проявляется свойство
личности, противоположное оцениваемому,
оно фиксируется в поведении и во всех
видах деятельности;
0 - сведений
для оценки данного качества нет (не
имею).
Любознательность
(познавательная потребность).
Жажду интеллектуальной стимуляции и
новизны обычно называют любознательностью.
Чем более одарен ребенок, тем более
выражено у него стремление к познанию
нового, неизвестного.
Проявляется
в поиске новой информации, новых знаний,
в стремлении задавать много вопросов,
в неугасающей исследовательской
активности (желание разбирать игрушки,
исследовать строение предметов, растений,
поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность
к проблемам. «Познание
начинается с удивления тому, что обыденно»
(Платон). Способность видеть проблемы
там, где другие ничего необычного не
замечают, - важная характеристика
творчески мыслящего человека. Она
проявляется в способности выявлять
проблемы, задавать вопросы.
Способность
к прогнозированию
- способность представить результат
решения проблемы до того, как она будет
реально решена, предсказать возможные
последствия действия до его осуществления.
Выявляется
не только при решении учебных задач, но
и распространяется на самые разнообразные
проявления реальной жизни: от
прогнозирования последствий, не
отдаленных во времени относительно
элементарных событий, до возможностей
прогноза развития социальных явлений.
Словарный
запас. Большой
словарный запас - результат и критерий
развития
умственных
способностей ребенка.
Проявляется
не только в большом количестве используемых
в речи слов, но и в умении (стремлении)
строить сложные синтаксические
конструкции, в характерном для одаренных
детей придумывании новых слов для
обозначения новых, введенных ими понятий
или воображаемых событий.
Способность
к оценке
- прежде всего результат критического
мышления. Предполагает возможность
понимания как собственных мыслей и
поступков, так и действий других людей.
Проявляется
в способности объективно характеризовать
решения проблемных задач, поступки
людей, события и явления.
Изобретательность
- способность находить оригинальные,
неожиданные решения в поведении и
различных видах деятельности.
Проявляется
в поведении ребенка, в играх и самых
разных видах деятельности.
Способность
рассуждать и мыслить логически
- способность к анализу, синтезу,
классификации явлений и событий,
процессов, умение стройно излагать свои
мысли.
Проявляется
в умении формулировать понятия,
высказывать собственные суждения.
Настойчивость
(целеустремленность)
- способность и стремление упорно
двигаться к намеченной цели, умение
концентрировать собственные усилия на
предмете деятельности, несмотря на
наличие помех.
Проявляется
в поведении и во всех видах деятельности
ребенка.
Требовательность
к результатам собственной деятельности
(перфекционизм)
- стремление доводить продукты любой
своей деятельности до соответствия
самым высоким требованиям.
Проявляется
в том, что ребенок не успокаивается до
тех пор, пока не доведет свою работу до
самого высокого уровня.
Обработка
результатов
Отметки
внесите в таблицу. Естественно, что
результат будет более объективен, если
эти отметки, независимо друг от друга,
поставят и другие взрослые, хорошо
знающие ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий