Методика
«Карта одарённости»
Общая
характеристика
Эта методика
создана автором на основе методики
Хаана и Каффа. Она отличается от
методики
вышеназванных авторов тем, что для
обработки результатов было «выброшено»
несколько вопросов по каждому разделу,
а также в целях облегчения подведения
итогов был введен «лист опроса»,
позволяющий сравнительно легко
систематизировать полученную информацию.
Методика
адресована родителям и также может
применяться педагогами. Возрастной
диапазон, в котором она может применяться,
от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на
выполнение основных функций:
• Первая и
основная функция - диагностическая.
С помощью
данной методики вы можете количественно
оценить степень выраженности у ребенка
различных видов одаренности и определить,
какой вид у него преобладает в настоящее
время. Сопоставление всех десяти
полученных оценок позволит вам увидеть
индивидуальный, свойственный только
вашему ребенку «портрет» развития его
дарований.
• Вторая
функция - развивающая.
Утверждения,
по которым вам придется оценивать
ребенка, можно рассматривать как
программу его дальнейшего развития. Вы
сможете обратить внимание на то, чего,
может быть, раньше не замечали, усилить
внимание к тем сторонам, которые вам
представляются наиболее ценными.
Конечно, эта
методика не охватывает всех возможных
проявлений детской одаренности. Но она
и не претендует на роль единственной.
Ее следует рассматривать как одну из
составных частей общего комплекта
методик диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами
80 вопросов, систематизированных по
десяти относительно самостоятельным
областям поведения и деятельности
ребенка. Внимательно изучите их и дайте
оценку вашему ребенку по каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если
оцениваемое свойство личности развито
хорошо, четко выражено, проявляется
часто;
(+) - свойство
заметно выражено, но проявляется
непостоянно;
(0) - оцениваемое
и противоположное свойства личности
выражены нечетко, в проявлениях редки,
в поведении и деятельности уравновешивают
друг друга;
(-) - более
ярко выражено и чаще проявляется свойство
личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте
на листе ответов. Оценку по первому
утверждению помещаем в первую клетку
листа ответов, оценку по второму - во
вторую и т. д.
Если вы
затрудняетесь дать оценку, потому что
у вас нет достаточных для этого сведений,
оставьте соответствующую клетку пустой,
но понаблюдайте за этой стороной
деятельности ребенка.
Попросите
других взрослых, хорошо знающих ребенка,
например бабушек и дедушек, дать свои
оценки по этой методике. Потом можно
легко вычислить средние показатели,
что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1. Склонен к
логическим рассуждениям, способен
оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно
мыслит и часто предлагает неожиданные,
оригинальные решения.
3. Учится
новым знаниям очень быстро, все «схватывает
на лету».
4. В рисунках
нет однообразия. Оригинален в выборе
сюжетов. Обычно изображает много разных
предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет
большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит
сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит
в роль какого-либо персонажа: человека,
животного и других.
8. Интересуется
механизмами и машинами.
9. Инициативен
в общении со сверстниками.
10. Энергичен,
производит впечатление ребенка,
нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет
большой интерес и исключительные
способности к классификации.
12. Не боится
новых попыток, стремится всегда проверить
новую идею.
13. Быстро
запоминает услышанное и прочитанное
без специального заучивания, не тратит
много времени на то, что нужно запомнить.
14.Становится
вдумчивым и очень серьезным, когда видит
хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красивую
(художественно выполненную) вещь.
15. Чутко
реагирует на характер и настроение
музыки.
16. Может легко
построить рассказ, начиная от завязки
сюжета и кончая разрешением какого-либо
конфликта.
17. Интересуется
актерской игрой.
18. Может легко
чинить испорченные приборы, использовать
старые детали для создания новых поделок,
игрушек, приборов.
19. Сохраняет
уверенность в окружении незнакомых
людей.
20. Любит
участвовать в спортивных играх и
состязаниях.
21. Умеет
хорошо излагать свои мысли, имеет большой
словарный запас.
22. Изобретателен
в выборе и использовании различных
предметов (например, использует в играх
не только игрушки, но и мебель, предметы
быта и другие средства).
23. Знает много
о таких событиях и проблемах, о которых
его сверстники обычно не знают.
24. Способен
составлять оригинальные композиции из
цветов, рисунков, камней, марок, открыток
и т.д.
25. Хорошо
поет.
26. Рассказывая
о чем-то, умеет хорошо придерживаться
выбранного сюжета, не теряет основную
мысль.
27. Меняет
тональность и выражение голоса, когда
изображает другого человека.
28. Любит
разбираться в причинах неисправности
механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко
общается с детьми и взрослыми.
30. Часто
выигрывает в разных спортивных играх
у сверстников.
31. Хорошо
улавливает связь между одним событием
и другим, между причиной и следствием.
32. Способен
увлечься, уйти «с головой» в интересующее
его занятие.
33. Обгоняет
своих сверстников по учебе на год или
на два, то есть реально должен бы учиться
в более старшем классе, чем учится
сейчас.
34. Любит
использовать какой-либо новый материал
для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских
домиков на игровой площадке.
35. В игру на
инструменте, в песню или танец вкладывает
много энергии и чувств.
36. Придерживается
только необходимых деталей в рассказах
о событиях, все несущественное отбрасывает,
оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая
драматическую сцену, способен понять
и изобразить конфликт.
38. Любит
рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает
причины поступков других людей, мотивы
их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает
быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит
решать сложные задачи, требующие
умственного усилия.
42. Способен
по-разному подойти к одной и той же
проблеме.
43. Проявляет
ярко выраженную, разностороннюю
любознательность.
44. Охотно
рисует, лепит, создает композиции,
имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.), в
свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит
музыкальные записи. Стремится пойти на
концерт или туда, где можно слушать
музыку.
46. Выбирает
в своих рассказах такие слова, которые
хорошо передают эмоциональные состояния
героев, их переживания и чувства.
47. Склонен
передавать чувства через мимику, жесты,
движения.
48. Читает
(любит, когда ему читают) журналы и статьи
о создании новых приборов, машин,
механизмов.
49. Часто
руководит играми и занятиями других
детей.
50. Движется
легко, грациозно. Имеет хорошую координацию
движений.
51. Наблюдателен,
любит анализировать события и явления.
52. Способен
не только предлагать, но и разрабатывать
собственные и чужие идеи.
53. Читает
книги, статьи, научно-популярные издания
с опережением своих сверстников на год
или на два.
54. Обращается
к рисунку или лепке для того, чтобы
выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо
играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет
передавать в рассказах такие детали,
которые важны для понимания события
(что обычно не умеют делать его сверстники),
и в то же время не упускает основной
линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится
вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает.
58. Любит
обсуждать изобретения, часто задумывается
об этом.
59. Склонен
принимать на себя ответственность,
выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
60. Любит
ходить в походы, играть на открытых
спортивных площадках.
61. Способен
долго удерживать в памяти символы,
буквы, слова.
62. Любит
пробовать новые способы решения жизненных
задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет
делать выводы и обобщения.
64. Любит
создавать объемные изображения, работать
с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и
музыке стремится выразить свои чувства
и настроение.
66. Склонен
фантазировать, старается добавить
что-то новое и необычное, когда рассказывает
о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой
легкостью драматизирует, передает
чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит
много времени над конструированием и
воплощением собственных «проектов»
(модели летательных аппаратов, автомобилей,
кораблей).
69. Другие
дети предпочитают выбирать его в качестве
партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает
проводить свободное время в подвижных
играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет
широкий круг интересов, задает много
вопросов о происхождении и функциях
предметов.
72. Способен
предложить большое количество самых
разных идей и решений.
73. В свободное
время любит читать научно-популярные
издания (детские энциклопедии и
справочники), делает это, как правило,
с большим интересом, чем читает
художественные книги (сказки, детективы
и др.).
74. Может
высказать свою собственную оценку
произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось,
в своем собственном рисунке или созданной
75. Сочиняет
собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в
рассказе изобразить своих героев очень
живыми, передает их характер, чувства,
настроения.
77. Любит
игры-драматизации.
78. Быстро и
легко осваивает компьютер.
79. Обладает
даром убеждения, способен внушать свои
идеи другим.
80. Физически
выносливее сверстников.
Обработка
результатов
Сосчитайте
количество плюсов и минусов по вертикали
(плюс и минус взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу,
под каждым столбцом. Полученные суммы
баллов характеризуют вашу оценку степени
развития у ребенка следующих видов
одаренности:
• интеллектуальная
(1-й столбец листа ответов);
• творческая
(2-й столбец листа ответов);
• академическая
(3-й столбец листа ответов);
• художественно-изобразительная
(4-й столбец листа ответов);
• музыкальная
(5-й столбец листа ответов);
• литературная
(6-й столбец листа ответов);
• артистическая
(7-й столбец листа ответов);
• техническая
(8-й столбец листа ответов);
• лидерская
(9-й столбец листа ответов);
• спортивная
(10-й столбец листа ответов).
Лист ответов
Комментариев нет:
Отправить комментарий