Психолого-педагогическая консультационная служба для родителей «Скорая помощь»
1. Не торопитесь принимать решение за ребёнка, ведь если он действительно обладает незаурядными способностями, то им необходимо дать развиться. Нереализованность потенциальных возможностей может привести к разногласию с внутренним миром юноши или девушки.
Для родителей
очень важно не только определить, что
их ребёнок относится к разряду одарённых,
но и правильно выработать воспитательную
позицию. Иногда родители сопротивляются
причислению их ребёнка к одарённым,
заявляя, что хотят, чтобы он был нормальным,
таким же, как все. В ответ на вопрос:
«Каково вам воспитывать одарённого
ребёнка?» - родители отвечают, что всё
было прекрасно, пока ему не приклеили
ярлык одарённого и не сообщили об этом
родителям. Действительно ли думающие
родители всерьез полагают, что быть
одаренным – значит быть ненормальным,
не уметь найти места в компании
сверстников, быть несчастным? Как ни
печально, но таковы широко распространенные
стереотипы, порой разделяемые и
родителями. Родительское
открытие одарённости собственного
ребенка должно рождать радостное
ожидание и готовность решать
связанные с этим проблемы, а не
обезоруживающую озабоченность, которая
стреноживает живость самой важной для
растущего человека связи – связи между
родителями и детьми.
Поэтому
родителям необходимо с самого раннего
возраста уважать ребенка, тактично, в
меру подчеркивать в нем его индивидуальность,
позволять детям как можно чаще высказывать
свои творческие идеи, быть восприимчивым
слушателем, одним словом, – понять
своего неординарного ребенка, быть для
него примером и подражанием во всем.
Рекомендации:
1. Не торопитесь принимать решение за ребёнка, ведь если он действительно обладает незаурядными способностями, то им необходимо дать развиться. Нереализованность потенциальных возможностей может привести к разногласию с внутренним миром юноши или девушки.
2. Ребёнок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к своему сыну или дочери?» Существует также опасность того, что самовосприятие ребёнка будет изменено ярлыком одарённости.
3. Некоторые родители, обнаружив у своего ребёнка раннее проявление одарённости, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А.В.Петровский, считая своего ребёнка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют его исключительность, забывая, что он остаётся всё тем же ребёнком.
4. Если одарённость проявляется в какой-то специфической области (например, музыкальные способности), то не следует заполнять всё время ребёнка музыкальными занятиями, препятствуя полноценному развитию других способностей. В этом случае односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, негативно скажется на всём многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей.
3. Некоторые родители, обнаружив у своего ребёнка раннее проявление одарённости, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А.В.Петровский, считая своего ребёнка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют его исключительность, забывая, что он остаётся всё тем же ребёнком.
4. Если одарённость проявляется в какой-то специфической области (например, музыкальные способности), то не следует заполнять всё время ребёнка музыкальными занятиями, препятствуя полноценному развитию других способностей. В этом случае односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, негативно скажется на всём многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей.
5. Стремясь избежать «дурного влияния» менее одарённых сверстников, некоторые родители ограничивают общение своего сына или дочери с товарищами, составляя для них такое насыщенное расписание занятий, которое не оставляет ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре. Поступив в школу, одарённый ребёнок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одарённого ребёнка детским коллективом, формирования мнения о нём, как о заносчивом и эгоистичном.
6. Для выявления позиции родителя по отношению к своему одарённому ребёнку можно воспользоваться анкетой, разработанной Д.Льюисом. На основании результатов анкетирования родитель может корректировать своё отношение к ребёнку. В итоге он должен прийти к осознанию того, что открытие одарённости собственного ребёнка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность и отступление перед трудностями. Родителям нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одарённые дети – это прежде всего дети.
6. Для выявления позиции родителя по отношению к своему одарённому ребёнку можно воспользоваться анкетой, разработанной Д.Льюисом. На основании результатов анкетирования родитель может корректировать своё отношение к ребёнку. В итоге он должен прийти к осознанию того, что открытие одарённости собственного ребёнка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность и отступление перед трудностями. Родителям нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием. Одарённые дети – это прежде всего дети.
7. Если
родителями обнаружены выдающиеся
способности у ребёнка, нужно обратиться
за консультацией к специалистам –
психологам, музыкантам, художникам,
писателям (в зависимости от той области,
в которой проявляется одарённость).
Воспитывать таких детей необходимо
вместе со специалистами в процессе
индивидуальных занятий. Однако следует
помнить о недопустимости перегрузки
занятиями одарённого ребёнка, иначе
это может привести к нервно-психическим
заболеваниям и даже к торможению
способностей.
8. Условия, необходимые для комфортного развития одарённости:
- создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную деятельность детей;
- ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта;
- предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы, широкий подход к решению проблемы;
- сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребёнка;
- использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования;
- бережное отношение к процессу и результату деятельности.
8. Условия, необходимые для комфортного развития одарённости:
- создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную деятельность детей;
- ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта;
- предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы, широкий подход к решению проблемы;
- сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребёнка;
- использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования;
- бережное отношение к процессу и результату деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий