- Родительское собрание
Тема:
«Роль семьи, родителей для развития
потенциальных возможностей ребенка»
Форма
работы: круглый
стол
Цель:
«Определение
главенствующей роли семьи для развития
потенциальных возможностей ребёнка»
Задачи:
- Сформировать позитивное и объективное отношение родителей к понятию «одарённость».
- Познакомить родителей с некоторыми формами диагностических приёмов для определения степени одарённости их ребёнка.
- Содействовать сближению школы и семьи в проблеме психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.
Подготовительный
этап: провести анкетирование
одарённых детей, обработать анкеты,
изучить психолого-педагогическую
литературу по данной теме, подготовить
выставку творческих работ детей.
Version:1.0
StartHTML:0000000167
EndHTML:0000009802
StartFragment:0000000504
EndFragment:0000009786
Оборудование: бланки анкет
для родителей, выставка творческих
работ детей, научно-методическая
литература по вопросу одарённости
у детей.
План:
- Психологические особенности одаренного ребенка (школьный психолог).
- Анализ анкетирования детей (школьный психолог).
- Выставка творческих работ детей. Обмен мнениями, решение спорных вопросов (учитель)
- Рефлексия собрания, оценка родителями его результативности.
Ход собрания
Учитель
Сегодня на
родительском собрании мы поговорим о
том, какая роль в воспитании талантливых
детей принадлежит вам, уважаемые
родители. Ваши дети неординарны, они
наделены способностями, уровень которых
превосходит способности их сверстников.
Но необходимо помнить о том, какая
ответственность ложится на вас в
становлении личности вашего ребёнка.
Именно в семье формируется отношение
родителей к неординарности, одарённости
и талантливости вашего сына или дочери.
Впоследствии от этого будет зависеть
оценка ребенком собственных возможностей,
его активное или пассивное отношение
к своему таланту. Поэтому родителям необходимо
с раннего детства уважать ребенка,
подчеркивать в нем его индивидуальность.
Но и здесь есть опасность переусердствовать,
так как необходимо помнить, что, каким
бы талантливым человек ни родился,
только через упорство и труд он добивается
успеха.
Психолог
- Психологические особенности одарённого ребенка.
Под термином
«одарённость» понимается высокий
уровень развития способностей, значительно
отличающихся от среднего. Одаренный
ребенок обычно выделяется яркими
достижениями в том или ином виде
деятельности, творчества.
Одаренных
детей отличают повышенная познавательная
деятельность, а также готовность по
собственной инициативе выходить за
пределы требований взрослых. Ребенок
может часами заниматься любимым делом
и не испытывать усталости. Его отличают
поразительное упорство и трудолюбие.
Но в то же время это может оборачиваться
безразличием к тому, что неинтересно.
Эти дети отдают предпочтение противоречивой
и неопределенной информации, не принимают
стандартных, типичных заданий и готовых
ответов. Признаки одарённости связаны
с высоким уровнем выполнения деятельности.
Такой ребенок стремится завершить
начатое дело. Причем он не просто создает,
а создает новое, меняет привычное. Он
часто критичен к результатам своего
труда, стремится к совершенству. Одарённые
дети опережают других в количестве и
силе восприятия окружающих событий и
явлений: они больше улавливают и понимают.
Они больше видят, слышат и чувствуют,
чем другие в тех же условиях, могут
следить одновременно за несколькими
событиями. Они редко попадают впросак.
Из поля их восприятия не выпадают
интонации, жесты, позы и модели поведения
окружающих людей. Одарённого ребенка
нередко сравнивают с губкой, впитывающей
самую разнообразную информацию.
Одарённые
дети обладают отличной памятью. Большой
словарный запас, сопровождающийся
сложными синтаксическими конструкциями,
умение ставить вопросы чаще всего
привлекают внимание окружающих к
одарённому ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают
словари, энциклопедии, придумывают
слова, которые должны, по их мнению,
выражать их собственные понятия и
воображаемые события, предпочитают
игры, требующие активизации умственных
способностей. У некоторых одарённых
детей явно доминируют математические
способности, подавляющие интерес к
чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте
в уме перемножал трехзначные цифры
быстрее, чем взрослый с помощью карандаша
и бумаги. В то же время малыш не проявлял
никакого интереса к чтению и упрямо
сопротивлялся всем усилиям взрослых.
Талантливые
дети легко справляются с познавательной
неопределенностью. При этом трудности
не заставляют их отключаться. Они с
удовольствием принимают сложные и
долгосрочные задания и терпеть не
могут, когда им навязывают готовый
ответ.
В заключение
хотелось бы сказать следующее, по
отношению к детям с различными проявлениями
одарённости часто демонстрируется
или восхищение, или, наоборот, настороженное
поведение. Бывают такие случаи, когда
родители высказывают опасения, не
является ли раннее проявление
одарённости результатом его
болезненного состояния. Имеющиеся в
психологии данные о том, что одарённые
дети в большинстве своем не отличаются
болезненностью или склонностью к нервным
срывам. Следует помнить, что по отношению
к одарённым детям являются неуместными
как неумеренные восторги, так и проявления
весьма критического, недоверчивого
отношения. Одарённого ребенка никогда
не следует выставлять напоказ, делать
его предметом гордости и радости.
Единственное, что следует поощрять в
ребенке, - это его желание познавать
окружающий мир, стремиться к дальнейшему
развитию, самоопределению, закреплению
индивидуальных склонностей и проявлений.
Учитель
Огромную
роль в раскрытии детской одарённости
играет семья. Необходимо понимать, что
одарённые дети – это совсем особые
дети, которые похожи на сверстников
только на первый взгляд. При этом
одарённость ребенка может проявиться
довольно рано, а может случиться так,
что даже родители не заметят необычных
способностей своего одарённого сына
или дочери, пока не поможет счастливый
случай. Поэтому родителям, заинтересованным
в развитии и поддержке одарённости ребенка,
необходимо присмотреться повнимательнее
к своим детям, понаблюдать за их
поведением, и если они увидят, что для
их ребенка характерно следующее:
- он очень любознателен;
- любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
- его речь очень развита, большой словарный запас;
- во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;
- настойчив в достижении поставленной цели;
- может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;
- рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;
- все это
подтверждает наличие одарённости у
ребенка.
И задача родителей – вырастить
своего ребенка счастливым, адекватно
реагируя на его способности, не приглушая
и не нивелируя его неординарность.
И.П.Павлов
писал: «Дети очень тонко перенимают не
только привычки и манеры взрослых, но
и их эмоции». Дети чувствуют интонацию,
мелодику человеческой речи. Ласковый
разговор в сочетании с добрыми
прикосновениями часто вызывает улыбку.
Ласка, доброжелательная обстановка
необходимы одарённому ребенку для
свободного развития заложенных в нем
возможностей. А еще родителям нужно
чаще и с любовью смотреть детям в глаза,
ведь глаза – зеркало души, и если с
любовью смотреть в это зеркало, то и в
ответ можно будет увидеть любовь.
Советы
родителям одарённых детей:
- поймите ребёнка и осознайте его уникальность;
- помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность;
- поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
- не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
- учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
- спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребёнка;
- не забывайте уделять внимание физической активности;
- создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
- учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
- считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий