Ребусы

пятница, 2 ноября 2018 г.

Памятники архитектуры - наследие предков

Задачи:
  • воспитательная – воспитывать в учащихся способность эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни,  уважительное отношение к продуктам, созданными руками человека;
  • художественно-творческая –  сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, показать  роль архитектуры в жизни человека;
  • образовательная – формировать навыки работы с различным материалом; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
Задание: коллаж «Церковь»
Материалы для учащихся: ткань,  ножницы, клей, крупа, другой материал (по усмотрению учащегося), фрагмент толкового словаря С. Ожегова
Материалы для учителя:
  • зрительный ряд: презентация «Застывшая музыка», работы учащихся прошлых лет;
  • литературный ряд: В.В. Маяковский «Кем быть» (отрывок), Г. Люшнин  «Архитектор»; В.Шефнер «Фасады старых зданий» 
  • музыкальный ряд: шедевры инструментальной музыки, колокольный звон
Ход урока

1. Актуализация знаний
Как  хорошо, что сегодня мы здесь все вместе.  
Сегодня у нас необычный урок. Необычный   потому, что … Впрочем, вы все узнаете сами.
а)Назовите тему 1 четверти. /Искусство в твоем доме/
б) Кроссворд-повторение темы 1 чет. «Искусство в твоем доме»
слайд 1 (Приложение 1)
(выполняется на интерактивной доске)
1. Русская игрушка-сувенир /матрешка/
2. Игрушка-забава, игрушка-развлечение… Но были игрушки-куклы  без лица. Какую роль они выполняли? /оберег/
3. Название местности и промысла. Для этой росписи характерен сине-голубой цвет /Гжель/
4. Женский головной убор /платок/
5. Место в Вятской губернии, где изготавливались игрушки-свистульки для народного праздника Свистунья, Свистопляска /Дымково/
6. Художник, занимающийся внутренним интерьером дома /дизайнер/
7. Художник-иллюстратор, художник-сказочник /Васнецов
в) Мы не рассмотрели еще один вопрос- обои. О чем  мы должны помнить, покупая обои? Что рекомендуют психологи, врачи  по поводу обоев? /ответы детей/
2. Постановка учебной задачи
а) Вы уже знаете, что делают художники для того, чтобы дома нам было тепло, комфортно, уютно. А сегодня мы выходим на улицу. Как вы думаете, для чего? /версии детей/.
б) Постарайтесь догадаться, о чем будем говорить на сегодняшнем уроке, послушав отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть» /читает ученик/
Я бы строить дом пошел -
пусть меня научат.
Я сначала начерчу
дом такой,  какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание славное,
живое словно.
Это будет перёд -
называется фасад.
Это
каждый разберет:
это –ванна,
это – сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук…
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
удобно и просторно.
и заживут ребята в нем
Так кто догадался, о чем будем говорить на уроке? /версии  детей/
А если точнее, об архитектуре. Ведь строительство и архитектура  неразрывно связаны.
3. Объявление темы урока
Итак, тема 2 четверти – Искусство на улицах твоего села (города).
Тема урока: Наследие предков –памятники архитектуры./записываем в тетради/.
4. Вступительная беседа
Архитектура  окружает человека повсюду и в течение всей его жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой  человек существует, среда, созданная самим человеком. Архитектор. Архитектура. Мы часто слышим эти слова. Откуда они пришли к нам?
Как вы думаете, что означает слово архитектура/версии детей/.
Давайте обратимся к странице словаря С.Ожегова и найдем значение этого слова./дети ищут ответ/.
-Как называют человека, который занимается архитектурой? /архитектор/. Послушайте стихотворение про архитектора /читает ученица, появляется 2 слайд «Архитектор»/
АРХИТЕКТОР.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно все нарисовать
Лестницы и двери.
Все квартиры сосчитать
Вычислить, проверить,
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
 (Г. Люшнин)
Архитектура-это искусство строить.
Итак, давайте обобщим наши ответы. В древнегреческом языке слово «архи» - означало «старший», «тект» - «строитель». Из  этих слов появилось слово «архитектон» - начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор».
3 слайд:
«архи»(старший) + «тект»(строитель)= «архитектон»= «архитектор»
Здания, возведенные по планам архитектора, стали называть архитектурой.
В Древней Руси архитекторов называли зодчими, а  архитектуру - зодчество
4 слайд:
архитектура (зодчество) –это искусство строить,
архитектор (зодчий) –  главный строитель /записываем в тетради/
Но между строительством и архитектурой существует различие. Как вы думаете, какое? /версии детей/.  Роль строительства – возводить сооружения. Строители лишь выполняют указания архитектора. Архитектура же кроме того, что полезна человеку, удовлетворяет нуждам, потребностям человека, должна быть  еще и красивой. Архитектор обязан учитывать все, чтобы людям было удобно пользоваться зданием, даже силы природы. Если там, где будет стоять  дом, случаются землетрясения, архитектору следует расположить его так, чтобы соседнее  рухнувшее строение не повредило его.
Как вы думаете, нужна ли нам  архитектура? /версии детей/.
Архитектура и строительное искусство пришли к нам издалека. Где жил первобытный человек? /5 слайд: в пещере/.  Это постройка, сделанная самой природой.
Когда климат стал меняться, становилось холодно, люди стали строить искусственные жилые сооружения из костей, черепов, шкур мамонтов. / 6 слайджилище из костей мамонтов/
Высокого развития достигают мегалиты – огромные камни  различной высоты. /7 слайд:мегалиты/ Их использовали для религиозно-культовых церемоний, обрядов. Некоторые служили для астрономических наблюдений, обозначали место захоронения.
Все это создано нашими предками. Нам необходимо  беречь эти исторические архитектурные постройки, чтобы  знать, как жили люди раньше, знать культуру народа. Эта память необходима, чтобы строить будущее.
Давайте мысленно окинем взором наше село, город, страну. Как вы думаете, что же можно отнести к архитектуре? /версии детей/
Ваши ответы можно распределить следующим образом:
/ 8 слайд :виды архитектуры/
Архитектура
жилищное строительство - дома
общественные здания – храм, театр, стадион
промышленное строительство – заводы, фабрики, магазины, вокзал
декоративная архитектура – беседки, фонтаны, мосты
Сейчас мы совершим экскурсию по всему миру и узнаем, какие достопримечательности, архитектурные памятники существуют в различных   странах.
/слайды 9-29/
/в качестве фона звучат шедевры инструментальной музыки /
10. Египтеские пирамиды. Суровые, строгие, как стражи стоят они  вдоль реки Нил. Архитекторы в Древнем Египте занимали особое место, их труд считался священным действием.
11. Греческий Парфенон- главный храм Акрополя. Внутри его стояла 12-метровая статуя Афины. Храмы в Греции –это жилища богов. Внутрь храма люди почти не заходили. Все религиозные обряды совершались перед храмом. Поэтому внешнему облику придавалось очень большое значение.
12. Величественный, со множеством ажурных украшений возвышается Собор Парижской Богоматери во Франции.
13. Кельнский собор. Кого он вам напоминает? /изящную, стройную девушку/. Действительно, для подобных храмов характерна стрельчатость, стремление ввысь.
14. Тадж-Махал строился как мавзолей, усыпальница. Сейчас это музей под открытым небом.
15. Японские храмы иначе называют пагода. Что он вам напоминает? Такова культура Японии. Благодаря таким памятникам мы и узнаем историю,  культуру, обычаи народа.
16. Сиднейский оперный театр относится к современной архитектуре.
17. Знакомый вам с уроков английского языка Биг Бен.
18. Америка славится своими высотными зданиями, небоскребами.
19. А Париж славится Эйфелевой башней, которую так называют потому, что создал ее известный архитектор Эйфель.
20. Что вы можете сказать про храмы России? /они похожи на богатырей/. Храм Христа Спасителя, находящийся в Москве, построен  на деньги, собранные народом в память о погибших в  Отечественной войне  с французами в  1812 году.
21. Когда мы говорим Россия, мы представляем Москву. Когда мы говорим Москва, мы представляем Кремль, который строился иностранцами, но в русском духе.
22. Храм Василия Блаженного напоминает теремок. Многоцветие куполов, как и его большое количество символизируют  многонациональность нашего государства.
23. Говорят, что это храм построен без единого гвоздя. Зодчий, который его построил, после окончания работы топор выбросил в озеро: чтобы никто не смог больше повторить такую красоту.
24. Необычная красота  известных архитекторов – Гауди и Корбюзье.
25. В прошлом веке многие архитекторы придерживались мнения, что в будущем каждый дом будет окружен садом. Но современный человек не может себе этого  позволить. Поэтому и стали создаваться зеленые уголки в городе- парки, сады – любимое место отдыха людей.
26. Недавно потомки  графа Шереметева приезжали в этот замок и были очень благодарны нашей республике за то, что они охраняют эту красоту, эту память.
27. Знакомый вам Ежовский монастырь.
28. Одно из последних архитектурных достижений  нашего города – гостиница Людовико Моро.
29. Азановская церковь…Что мы знаем о ней? Нам расскажет об этом Смирнов Ваня. Он провел свое исследование: ходил в церковь, встречался с батюшкой, беседовал со своей бабушкой. И вот что он узнал. /рассказ ученика: деревянная церковь  была  построена в 1801 году и освещена «Во имя Сретения Господня», в 1801 году была построена каменная церковь и колокольня. 14 марта 1940 г. ее закрыли в связи с Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР. В церкви сделали мастерскую  для ремонта тракторов и автомашин.  В 1992 г. началась реставрация. 28 июня 1995 г. храм вновь стал действовать.
Как вы думаете, откуда архитектор берет свои идеи? /из природы/
У природы, конечно!  Вы посмотрите, как совершенны творения природы. Вот яичная скорлупа. Насколько мудро она устроена! В ней развивается птичий зародыш. Зародышу нужно дышать? И скорлупа пропускает воздух. Кроме того, она регулирует температуру, чтобы зародышу было приятно подрастать. Когда наступает день рождения, птенец легко выбирается на белый свет, потому что скорлупа очень тонкая. Но прежде чем у птенца появится клюв, он разбить скорлупу не в силах – она состоит из семи слоев!
Посмотрите еще раз на оперный театр  в Сиднее. /31 слайд «Сиднейский  оперный театр»/На что он похож? Почему таким его придумал архитектор? /парус, ведь рядом водоем/
А до чего умно сотворила природа ель! Дерево в высоту достигает 20 метров. И тем не менее оно устойчиво. Способствует этому особое расположение  веток. Многому архитекторы научились у природы. Зодчий (имя его не дошло до наших дней) использовал идею  ели при создании  храма Вознесения  в селе Коломенском.  /слайд 30 «Храм в с. Коломенское»+ рис. ели/
Выставка работ учащихся прошлых лет на тему «Архитектурные постройки» / изба, башни из  бросового материала, постройки путем сгибания и склеивания бумаг, аппликации   и др./
В архитектуре, как в зеркале, отражается история народа, воплощаются достижения культуры и искусства. Пожалуй, только архитектура связана с человеком непосредственно, ведь мы ежеминутно соприкасаемся с ней.
Наши  жилища, театры, библиотеки, магазины – тоже архитектурные памятники. Может, они не представляют художественной ценности, но всегда интересны  с точки зрения истории и культуры народа.
Я еще раз хочу напомнить о необходимости   беречь эти исторические архитектурные памятники, не осквернять их, не разрушать, не портить. Только зная прошлое, мы сможем построить будущее.
4. Физминутка
У лягушки дом в пруду.
Домик пеночки в саду.
- Эй, цыпленок, где твой дом?
- Он у мамы под крылом.
5. Практическая часть
1) Мы будем выполнять работу в парах. Сделаем  для нашей церкви подарок – выполним  церковь в технике коллажа /это когда используется различный материал/. Для  изображения самой церкви используем белую ткань, зеленую  –для купола, темную – для окон, двери. Крупу – для изображения земли, листья, бумагу – для изображения цветов, деревьев.
2) Делаем рисунок церкви на картоне.
Готовим выкройки необходимого размера и цвета.
Прикладываем полностью подготовленную ткань, только после этого приклеиваем.
Украшаем (растительность, тропинка)
3) Техника безопасности при работе с ножницами, клеем
4)Самостоятельная работа /в качестве фона звучит колокольный звон/, индивидуальная помощь учащимся.
6. Рефлексивная деятельность
- Что показалось вам  самым интересным в сегодняшнем уроке? Может вы узнали то, чего до сих пор не знали?
- Что же в результате у нас получилось? Что вы можете сказать про свои работы?
- Что доставило вам на уроке радость, удовольствие?
- А может вас что-то огорчило?
- Какое настроение у вас после сегодняшнего занятия?
- Так что же необычного показалось вам в сегодняшнем уроке?
7. Обобщение, итог урока, выставка работ, домашнее задание
Архитектуру  часто называют «каменной  симфонией», «музыкой в камне», «застывшей музыкой». Архитектура звучит величественно и торжественно,  прославляя мастерство и разум. Любите родной город, свое село - уникальный архитектурный  ансамбль.
Любите архитектуру хотя бы за то, что она не закрылась, как другие искусства, за толстыми стенами музеев и библиотек. Она одна властно звучит, воспевая своим каменным языком талант человека, его достижения, порывы.
Фасады старых зданий.
Когда-нибудь изобретут прибор:
Направив луч на здание любое -
На особняк, на крепость, на собор,-
Мы прошлое увидим пред собою.
Мы краску на стене за слоем слой
Начнем листать, чтобы могли открыться
Присыпанные пеплом и золой
Империи забытые страницы.
И пусть мы не услышим голосов -
Мы неизвестных каменщиков лица
Увидим средь строительных лесов -
И не забудем в пояс поклониться.
Скрывая все, что отражалось в ней,
Стоит, как невключенный телевизор.
Стена-немая плоскость из камней
И ни на чей не отвечая вызов,
В.Шефнер
8. Домашнее задание –найдите в книгах, учебниках, энциклопедиях красивые, изображения необычных архитектурных сооружений и принесите  их на следующий урок.
Спасибо всем за работу!
Список использованной литературы
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы. / М.А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-128 с.:ил.-(Б-ка учителя начальной школы).
2. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк./ Н.А.Горяева. Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. под ред. Б.М.Неменского.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2001. -142 с.
3. Иванова, О.Г. История архитектуры на уроках МХК: Методическое пособие/ О.Г. Иванова, Е.Е. Низова – Йошкар-Ола, 1999.- 48 с.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: программы общеобразовательных учреждений/ под рук. Б.М. Неменского.-М.:Просвещение, 2006.- 140 с.
5. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя/Е.Л. Мельникова.  –М., 2002.-168 с.
6. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы. Пособие для учителя.-/ О.В. Островская. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-280 с.-(Б-ка учителя начальной школы).
7. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 171 с.
8. Ульянова, Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству/Н.С. Ульянова// Изобразительное искусство в школе.-2006.-№4.-С.52-55

Комментариев нет:

Отправить комментарий