Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел»
Название проекта «Откуда хлеб пришел»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный (неделя)
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Продукт деятельности
1. Индивидуальные проекты «Как хлеб появился на нашем столе? »;
2. Развлечение «Хлеб- всему голова»»;
3. Замешивание теста и выпечка хлеба
4. Коллекция видов зерновых культур (уголок экспериментирования)
5. Посадка озимых, наблюдение за последовательностью их прорастания и зарисовка алгоритма роста (схемы)
Сроки реализации 12.11.2012г. -16.11.2012г.
Проблема: недостаточные представления о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол;
Цель: формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба;
Практическая значимость: дети будут бережно относиться к хлебу
Актуальность
Хлеб это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе - это богатство в доме.
В нашей стране относились к хлебу всегда по- особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.
Задачи:
-формировать представление о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе) : как он происходил раньше и происходит сейчас посредством д/и «Что сначала, что потом»(ОО «Познание»)
- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы посредством просмотра видеофильма «Хлеб моего детства»(ОО «Познание»)
-формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности «Мы- пекари», просмотра видеоэкскурсии «Подбельский хлебозавод»; дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей посредством экскурсии в краеведческий музей («ОО «Познание»)
-расширять представления детей о хлебе как одном из величайших богатств земли посредством просматривания слайдовых презентаций, фрагмента фильма «Урожай хлеба» (ОО «Познание»)
- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий посредством экскурсии в продовольственный магазин (ОО «Познание»)
-развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, мультфильмов «Колосок», «Легкий хлеб», при проведении игровой деятельности (п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятел-ть, рассматривании и чтении книг, наблюдения за трудом взрослых в пекарне, за прорастанием пшеницы;
ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, чистоговорок, скороговорок и т. д. (ОО «Познание»)
-развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую и
продуктивную деятельность (ОО «Познание»)
-развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, эксперименты, развлечение;
-закрепить представления о последовательности роста растений (пшеницы, ржи. овса) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло) посредством исследовательской деятельности (рассматривание злаковых культур и посадка их в землю (ОО «Познание»)
-развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей (ОО «Коммуникация»)
-развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечение (ОО «Коммуникация»)
-активизировать словарь детей- тракторист, борона, бороновать, элеватор, агроном и т. д. посредством игровой деятельности, рассматривания предметных картинок (ОО «Коммуникация»)
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают посредством чтения художественной литературы, прослушивания аудиоматериалов (ОО «Социализация»)
-способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада (ОО «Социализация»)
-расширять представления о безопасном использовании орудий труда при их рассматривании, о безопасном поведении при встрече с транспортом посредством ситуативных разговоров, игровых ситуаций («ОО «Безопасность»)
-расширять представления детей о роли труда в жизни людей посредством ознакомления с различными профессиями: пахарь, сеятель, комбайнер, хлебороб, агроном, тракторист, мукомол, пекарь посредством д/и «Что сначала, что потом» (ОО «Труд»)
-познакомить с орудиями труда- плуг, борона, цепа, серп (старинными) в ходе обсуждения сказки «Колосок», рассматривания предметных картинок, иллюстраций художников, во время экскурсии в краеведческом музее («ОО «Труд»)
- познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями в ходе обсуждения произведений художественной литературы («ОО «Труд»)
- совершенствовать представления о пользе хлебобулочных изделий для человека посредством коммуникативной (ситуативный разговор, игровая ситуация, д/и, продуктивной (изготовление хлебных изделий из соленого теста) деятельности (ОО «Здоровье»)
- соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами при совместной продуктивной деятельности (замешивание тесто) (ОО «Здоровье»)
Предполагаемый результат:
-Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
-Представления детей о технологии приготовлении хлеба.
Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба»(изготовление книжки- малышки «Блюда из черствого хлеба»
-Папка-передвижка «История пшеницы»
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.
• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.
2. Практическая часть.
• НОД, посвященные теме «Откуда пришел хлеб».
• Пословицы, поговорки, приметы, стихи, загадки о хлебе, хлебных изделиях
• Чтение рассказов и сказок.
• Игровая деятельность: СРИ, п/г, п/и, д/и.
• Двигательная деятельность: физминутка, п/и
• Культурно – досуговая деятельность: развлечение.
3. Заключительная часть.
• Развлечение «Хлеб- всему голова»»
• Фотопрезентация «Как хлеб к нам на стол попадает»
ультурно-досуговая деятельность на тему «Хлеб -всему голова»
Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»
Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой во время праздника («Социализация») ;
- обобщить представления детей о процессе производства хлеба посредством рассказов о последовательности прорастания зерен посредством наблюдений, о способах выпечки хлеба в домашних условиях («Познание») ;
- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы посредством просмотра видеофильма «Блокадный хлеб»(ОО «Познание») ;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи посредством рассказов о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол.
(«Коммуникация») ;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память («Познание») ;
- развивать умение выразительного чтения стихотворений («Чтение художественной литературы») ;
- воспитывать нравственно-патриотические ценности, культуру обращения с народным достоянием- хлебом( «Социализация») ;
- воспитывать уважение к приметам и обычаям русского народа («Социализация») .
Материал: каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, связки баранок, фотопрезентация «Как хлеб к нам на стол пришел», колоски пшеницы, печка, костюмы поварят, костюм Хозяюшки, Пекаря; самовар, супница, ингредиенты для эстафеты, виды хлебобулочных изделий видеофрагмент «Блокадный хлеб», предметные картинки для игровой деятельности
Логика культурно- досуговой деятельности
Звучит песня "Русское поле" Яна Френкеля -под музыку входят дети, встают у стульчиков.
Ведущий: Рожь, рожь, дорога полевая-
Ведет неведомо куда.
Рожь, рожь до свода голубого,
Поля без края и конца.
Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб.
Под торжественную музыку в центр зала выходят чтецы, девочка с караваем хлеба на вышитом полотенце и мальчики с колосками пшеницы.
1 реб.
Вот он- хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 реб. :
У народа есть слова:
«Хлеб- всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
3 реб. :
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Дети оставляют атрибуты у центральной стены, садятся.
Песня «Колосок»
Хозяйка возле печи встречает гостей. Входят дети:
-Здравствуй, хозяюшка. Добрый день!
-Хлеб да соль!
Хозяюшка: Здравствуйте!
Дети: Хозяюшка, расскажи нам про каравай?
Рассказ «Как родился каравай»
Хозяюшка: Много труда и терпения требовалось, чтобы собрать урожай хлеба. Расскажите моим гостям, откуда пришел к нам хлеб (дети приглашают Хозяюшку к себе)
Игра «Откуда берется хлеб». Детям раздаются предметные картинки- их нужно расставить в правильном порядке (дети встают по порядку)
Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота») :
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет.
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!
Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы - с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.
-Ребята, вспомните, что делает пекарь на хлебозаводе? (Выпекает хлеб)
Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.
Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождик»
«По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой».
Ведущий: А кто такие хлеборобы (Ответы детей)
Командная игра «Посади зерно» (на столе разложены предметные картинки в перемешанном виде. Задание: разложить в правильной последовательности.)
Ведущий: Предлагаю вам рассказать, что у нас получилось, поделиться своими наблюдениями.
Рассказ детей по схемам «Прорастание зернышка» с показом результата своей деятельности
Пекарь: Молодцы, ребята! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Тесто замеси…
Ведущий: А мы тоже умеем замешивать тесто и сейчас об это расскажем.
Рассказ «Как хлеб к нам на стол пришел» (с показом фотографий)
Командная эстафета «Что нужно для замешивания теста»
(Дети делятся на две команды и в стаканчиках носят ингредиенты (присутствуют лишние)
Пекарь: А вы хлеб любите (да)
Ведущий: и об этом мы сейчас споем
Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето») :
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
Пекарь: Да, прямо гимн хлебу получился! Я доволен! Какие вы молодцы!
Ведущий: Ребята, вы слышали такое понятие – фронтовой хлеб? (хлеб, который пекли в самые тяжелые годы, в годы Великой Отечественной войны)
- Ребята, вспомните, отличается ли фронтовой хлеб от хлеба, который мы едим сегодня? (Ответы детей) .
(Просмотр видеофрагмента» Блокадный хлеб»)
Пекарь: Ребята, а что значило дарить хлеб? (желать благополучия и богатства)
Пекарь: К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. Про хлеб существует много пословиц и поговорок.
(Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба святого все приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Горьки работа, да хлеб сладок.
За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.
Ведущий: Хлеб- это величайший труд, наше богатство.
Дети читают по очереди строчки из стихотворения:
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!
Пальчиковая игра в кругу «Из пшеничной из муки»
Из пшеничной из муки,
Испекли мы пироги (дети ритмично лепят “куличи”, загибают по одному пальцу, перечисляя то, что испекли из муки) .
Плюшки, пряники, печенье,
Кексы, торты, калачи,
Булки, бублики, баранки
И достали из печи.
Вот румяный каравай
Приходите к нам на чай (медленно произносят текст- одновременно протягивают обе руки, соединяют руки в “каравай”, кланяются с движением руки от груди)
Игра «Что к чаю, что с супом» (Дети распределяют хлебные продукты на 2 вида)
Пекарь: Хлеб — это дар земли. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить (кого) птиц.
Ведущий: Ребята, предлагаю вам вспомнить правила бережного отношения к хлебу и каждый день их придерживаться.
Дети по очереди читают строчки стихотворения:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.
Пекарь прощается и раздает детям сушки.
Ведущий:
С огурцами ли, с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки.
Потому что много сил
Тратит тот, кто хлеб растил.
Хлеб растят с любовью-
Ешьте на здоровье. Приглашение на чаепитие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий