ВВЕДЕНИЕ
1. Проблема
Знакомясь со статьёй «Лекарственные растения» на уроке окружающего мира по учебнику для 4 класса Плешакова, мы с учащимися пришли к выводу, что материал, представленный в учебнике по данной теме, недостаточно раскрывает её. Какие лекарственные растения произрастают на территории Рязанской области? Могут ли растения заменить лекарство? Эти вопросы заинтересовали детей, готовых ответов на них не было, и мы захотели самостоятельно найти на них ответы. Творческое название нашего проекта «Зелёная аптека Рязанского края».
Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, и о том, как они помогают людям.
Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности, и о том, как они помогают людям.
2. Актуальность
В наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть быстродействующие таблетки, микстуры, но, с одной стороны они помогают организму бороться с болезнями, а с другой -разрушают его, оказывая побочные явления.
Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения. Не зря современная фармакология все чаще и чаще обращается к природным компонентам при разработке лекарственных препаратов. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек
ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.
Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими недугами. Одним из ярчайших представителей природы являются лекарственные растения. Не зря современная фармакология все чаще и чаще обращается к природным компонентам при разработке лекарственных препаратов. История человечества накопила огромный опыт использования лекарственных растений в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек
ещё не может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.
Если мы будем знать природу родного края и любить её, то сможем найти в природной кладовой нужные натуральные лекарства, которые помогают людям по-новому смотреть на будущее нашей планеты.
Если мы будем знать простые и доступные рецепты и правила использования лекарственных растений, то сможем грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.
Если мы будем знать простые и доступные рецепты и правила использования лекарственных растений, то сможем грамотно применять их для сохранения и поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним относиться.
4. Цели проекта:
Дидактические цели проекта:
- развитие у учащихся практических и исследовательских умений и навыков;
- приобщение школьников к умению сохранять и укреплять индивидуальное здоровье;
- использование и применение школьных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Методические цели проекта:
- исследование вопроса, какие лекарственные растения произрастают в Рязанском крае и как они помогают человеку;
- создание копилки материалов практической направленности, которые помогут детям изучить и правильно использовать лекарственные растения Рязанского края (буклеты, книжки-малышки, игры, презентации и др.)
Методические задачи проекта:
- выяснить, где растут лекарственные растения,
- узнать, какие болезни лечат лекарственные растения,
- уточнить, какие части лекарственных растений используют в лечебных целях,
- изучить, как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения
- изучить, как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения
Дидактические задачи проекта:
- научиться анализировать, обобщать и интегрировать полученную информацию;
- приобщиться к коллективной творческой деятельности, направленной на получение нового, оригинального результата.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Перед началом работы в помощь каждому участнику проекта предложена Памятка-помощник в работе над проектом. (Приложение 1)
Работа над проектом содержит 4 этапа:
1 этап – погружение в проект
Разговор учителя и ученика
Что в мире всего нам дороже?
Конечно, здоровье, ответишь ты мне.
А как сохранить его, знаешь?
Конечно, ответишь ты мне.
Я знаю аптеки "Центральная", "Спрей",
"Семейная", всех их не счесть.
В них можно купить все лекарства.
И жить без болезней сто лет.
Но химия - это же вредно!
И где навредишь, не узнаешь сейчас.
Зато это быстро, мгновенно,
Здоровья эффект видишь ты через час.
А знаешь ли ты, что в природе лекарства безвредные есть?
Растут возле дома, дороги, повсюду - названий не счесть.
Конечно, я знаю немного растений,
Они ведь известны давно: малина, шиповник, лук да чеснок.
А хочешь узнать о них больше, чем в книжке дано?
Что лечат, когда собирать, как сушить,
Готовить отвары, настои и прочее?
Здесь требуется только желанье твое.
Узнай о зеленых друзьях все полезные свойства
Учись применять их себе не во вред.
Конечно, тогда проживешь ты без химии
Счастливые долгие сто десять лет!
На этом этапе создания проекта, который включал в себя выбор проблемы и темы, разработку целей и задач, в классе среди учащихся было проведено первичное анкетирование по теме. Анкета содержала 6 вопросов: (Приложение 2)
1. Какие растения называются лекарственными?
2. Какие растения лечат?
3. Знаешь ли ты правила сбора лекарственных растений?
(когда, как собирают, как сохраняют и т.д.).
4. Знаешь ли ты правила поведения в лесу?
5. Лечат ли вас лекарственными растениями?
6. Что бы вам хотелось знать о лекарственных растениях?
Результаты, полученные при анализе анкет, позволили сделать однозначный вывод: ученики нашего класса хорошо знают правила поведения в лесу, но имеют недостаточно сведений о лекарственных растениях нашего Рязанского края и их волшебных свойствах, затрудняются назвать, какими лекарственными растениями их лечат мамы и бабушки. Тема о зелёных целителях вызвала живой интерес, захотелось узнать о них больше, поэтому решили продолжить изучение лекарственных растений самостоятельно во внеурочное время, создав проект «Зелёная аптека Рязанской области»
Результаты, полученные при анализе анкет, позволили сделать однозначный вывод: ученики нашего класса хорошо знают правила поведения в лесу, но имеют недостаточно сведений о лекарственных растениях нашего Рязанского края и их волшебных свойствах, затрудняются назвать, какими лекарственными растениями их лечат мамы и бабушки. Тема о зелёных целителях вызвала живой интерес, захотелось узнать о них больше, поэтому решили продолжить изучение лекарственных растений самостоятельно во внеурочное время, создав проект «Зелёная аптека Рязанской области»
В рамках данного проекта мы выясним, почему растения называются лекарственными, изучим справочники лекарственных растений, выясним, какие целебные растения произрастают в нашей местности, в чём их польза для человека. Научимся правильно собирать травы, сушить и использовать их в лечебных целях.
2 этап – организация деятельности
Учениками класса была выдвинута гипотеза:
Лекарственные растения при грамотном применении могут заменить лекарства в виде таблеток и порошков.
Необходимы были доказательства.
Было сформировано 4 группы учащихся, объектами их исследований стали следующие вопросы:
1 группа – «Исследователи»:
Какие бывают лекарственные растения? (классификация)
2 группа – «Знахари»:
Какие болезни лечат лекарственные растения?
3 группа – «Натуралисты»:
Какие части лекарственных растений используют в лечебных целях?
4 группа – «Лесовички»:
Как нужно правильно собирать и хранить лекарственные растения?
3 этап – осуществление деятельности
Работа закипела!
Как вести поиск информации?
- Подумать самостоятельно (с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю об этом?
Какие суждения могу высказать по этому поводу?
Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?
- Спросить родителей
- Взять интервью у специалиста
- Изучение литературы в библиотеках
- Поиск информации в сети Интернет
4 этап – презентация работ
И вот наступил День Защиты проекта.
1 группа – «Исследователи»
Тема исследования: «Какие бывают лекарственные растения?»
Дети решили представить результат своего труда в виде виртуального путешествия с помощью самостоятельно подготовленной презентации. Вот что они рассказали;
Каждый из нас неоднократно использовал лекарственные растения в своей жизни. Так что же это за растения, и какие они бывают? Лекарственные растения – это растения, которые помогают людям бороться с болезнями. Растительный мир нашего края с полным правом можно назвать кладовой здоровья. Люди используют её дары как пищу и лекарство.
Все лекарственные растения условно можно поделить на три большие группы: травы, деревья и кустарники, ягоды. Травы служат человеку не одно тысячелетие. Человек заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться, и он начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу.
Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. К числу самых известных лекарственных трав относятся: медуница лекарственная, клевер луговой, одуванчик, алоэ древовидное, вьюнок полевой, чабрец обыкновенный, хмель, кошачья мята, солодка уральская, подсолнечник. О каком растение говорится в загадке?
Такого модника, как этот,
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик)
Мы очень удивились, узнав, что существует более тысячи видов одуванчика и что лекарство из этого растения хорошо помогает людям с больной печенью. О чудесных лекарственных свойствах одуванчика знали ещё в Древнем Риме, где с помощью его сока выводили веснушки. Кроме применения в медицине, одуванчик известен своими пищевыми свойствами. Молодые листья, собранные ранней весной, заменят салат. Из цветков одуванчика можно приготовить одуванчиковый «мед». Одуванчиковый «мед» хорошо добавлять в чай при простуде.
Не менее известно лекарственное растение - подсолнечник. Его завёз в Россию царь Пётр Первый из Голландии и сначала растение разводили как красивый цветок. И только начиная с 1830 года подсолнечник начали выращивать для изготовления масла. В наше время отвар из листьев и цветков применяют для повышения аппетита. Подсолнечное масло так же используют как слабительное средство
Вторая группа лекарственных растений - это деревья и кустарники Среди них самые известные: рябина, черёмуха, калина, малина, шиповник, яблоня и многие другие. Их лекарственные свойства широко применяются в медицине. Так, о рябине охотники и путешественники говорят, что достаточно съесть горсть свежей ягоды, чтобы унять головную боль. А плоды калины усиливают деятельность сердца, понижают кровяное давление. Многим известно, что яблочный отвар смягчает кашель, нормализует деятельность пищеварительной системы.
Третья группа лекарственных растений – ягоды. В состав группы входят: черника, земляника, брусника, клюква, костяника и многие другие ягоды. Мы все привыкли, что ягоды - это замечательное лакомство для детей и взрослых. На самом деле многие из них обладают ещё и лечебными свойствами. Так, например, черника - прекрасное средство для улучшения зрения. Зная это, во время Великой Отечественной войны лётчикам варили черничный кисель. Клюква очень полезна для нашей пищеварительной и сердечнососудистой системы. В народной медицине употреблять ягоды костяники рекомендуют при частых простудах и малокровии. Плоды голубикиприменяются при дизентерии и заболеваниях желудка.
Вывод: Лекарственными бывают и деревья, и кустарники, и травы, и ягоды.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
В копилку практических материалов вошли:
1. Сборник лекарственных трав «Зелёная аптека рядом с нами» для воспитанников детского сада № 105. Приложение 3.
2. Настольная игра «Лото «Зелёная аптека» для детей группы продлённого дня. Приложение 4.
3. Презентация «Лекарственные растения Рязанского края»
4. Материалы для праздников и классных часов по теме «Лекарственные растения». Приложение 5.
2 группа – «Знахари»
Дети представили свою работу в форме Защиты на Учёном Совете, используя элементы драматизации. Поддержкой также стала презентация.
Какие болезни лечат лекарственные растения? - тема их исследования.
Дети рассказали:
В давние времена сила, скрытая в растениях, казалась людям из-за недостатка их знаний волшебной, колдовской. Они верили, что есть травы, которые могут указать, где запрятан клад, отбить память, заставить полюбить нелюбимого. Много легенд и сказок было создано о лекарственных растениях, в которых прославлялись чудесные свойства растений.
Прочитав немало сказок, мы придумали свою и назвали её:
«ПРО ЗАЙКУ»
Жил-был в лесу зайка. Каждый вечер он прибегал к большому дубу, в котором было дупло тёти Белки, и кричал ей: «Тётя Белка, почитай мне книжку!» Белка спускалась к нему и читала Зайке удивительные сказки.
Но однажды утром Зайка проснулся и обнаружил, что совсем не может разговаривать, только тихим шёпотом. «Это вода в роднике вчера была слишком холодная» - расстроился Зайка. Пошел он к дуплу тёти Белки, стучал по нему, стучал, а позвать-то не может – пропал голосочек. Расстроился Зайка, сел на травку и заплакал. Пролетала мимо мудрая тётушка Сова, увидела Зайку и спрашивает: «О чём плачешь, Зайка?» Поманил он ее к себе и тихим шепотом поведал о своей беде. Тётушка Сова была очень мудрой птицей, она много всего знала и дала Зайке совет, чтобы нарвал он цветочков ромашки, приготовил из них …(ребус) настой и пополоскал горлышко. А перед сном чтобы выпил чаю с малиной и …(ребус) лимоном.
Так и сделал Зайка. А наутро проснулся здоровым! Побежал он к дуплу и закричал: «Тётя Белка, почитай мне книжку!» Белка спустилась и снова стала читать Зайке его любимые сказки. Вот так лесные обитатели – ромашка, лимон да малина – вылечили Зайкино горлышко!
Но не только в сказках растения успешно борются с болезнями. В реальной жизни очень многие люди поворачиваются в сторону профилактики и лечения заболеваний при помощилекарственных трав и растений. Мы часто пользуемся настоями из трав при лечении некоторых болезней. Вот один пример.
Сбор трав, применяемый при ОРЗ
Корень алтея лекарственного - 2 части,
Листья мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части,
Трава душицы обыкновенной - 1часть.
2 столовые ложки смеси залить
Листья мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части,
Трава душицы обыкновенной - 1часть.
2 столовые ложки смеси залить
2 стаканами кипящей воды,
настоять 20-30 минут, процедить.
Принимать теплым по 1/2 стакана настоя
3-4 раз в день
А ещё мы любим травяные чаи.
Чай является чрезвычайно полезным и приятным напитком. А лекарственные травы, добавленные в чай, придадут ему дополнительные полезные свойства. Жасмин. Дает успокаивающий и расслабляющий эффект, способствует обновлению кожи. Липа. Полезен для пищеварительной системы и способствует спокойному сну. Шалфей. Это уникальный стимулятор мозговой активности в период напряженной умственной работы. На наших дачных участках много лекарственных растений, которые мы выращиваем своими руками. Это клубника и земляника – только что с грядки! Это - ромашка и календула.
Очень многие ребята, чтобы не заболеть, употребляют в пищу лук и чеснок, а во время эпидемии гриппа одевают на шею брелок из «Киндер – сюрприза» с долькой чеснока. В семье Брюховых очень любят витаминные напитки из ягод, изготовленные в домашних условиях. Во многих семьях на зиму варят варенье из малины, которое помогает справиться с простудой.
Ученики рассказали о том, что с помощью лекарственных растений можно лечить болезни сердца, желудка, лёгких. Настои, отвары и мази на основе лекарственных трав помогают при простуде, сахарном диабете, снимают жар и боль, используются как жаропонижающее, потогонное, отхаркивающее, мочегонное средство. Вывод:
"Нет растения, чтобы не было лекарственным.
Нет болезни, чтобы не излечили растения" Авиценна
Гипотеза о том, что лекарственные растения при грамотном применении могут заменить лекарства в виде таблеток и порошков, полностью подтвердилась.
Нужно только знать, как правильно собирать, сохранить и приготовить лекарство из растений. Об этом много написано книг. Обязательно нужно советоваться с врачом перед началом лечения.
Внимание! Некоторые лекарственные растения могут быть ядовитыми, если их использовать неправильно.
В копилочку практических материалов вошли:
1. Буклет «Осторожно! Ядовитые растения» Приложение 6.
2. Сборник «Бабушкины рецепты» (целебный чай). Приложение 7.
3. Стенгазета «Целебный чай». Приложение 8.
4. Презентация «Чудо- растения».
3 группа – «Натуралисты»
Чтобы изучить, какие части лекарственных растений используют в лечебных целях, дети изучили много специальной литературы.
Лекарственные растения.
Растение
|
Какую часть используют
|
Значение
|
1. Одуванчик лекарственный
|
Лист
Корень
|
Содержит много витаминов, улучшает аппетит, лечат ожоги, выводит вредные вещества, лечат заболевания желудка
|
2.Ромашка аптечная
|
Цветы
|
Противовоспалительное средство, полоскание и промывание ротовой полости, волос;
|
3.Подорожник большой
|
Листья
|
Заживляет раны, помогает при ушибах
|
4. Чистотел большой
|
Надземную часть
|
Лечение кожи, туберкулёза
|
5. Тысячелистник обыкновенный
|
Надземную часть
|
Кровоостанавливающее, заживление ран.
|
Вывод::
Целебными бывают все части растений: и листья, и цветки, и плоды, и корни растений.
Все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.
Есть растения, у которых лечебными являются несколько частей. В этом непросто разобраться, надо читать специальную литературу.
Результаты работы дети представили в виде игры с залом «Вершки и корешки».
В копилку практических материалов вошли:
1. Дидактические игры «Вершки и корешки», «Кузовок» и др. Приложение 9.
2. Загадки о лекарственных растениях. Приложение 10.
3. Стенгазета «Чудо-ягоды». Приложение 11.
4 группа – «Лесовички»
Дети этой группы исследовали вопрос о том, как правильно собирать и хранить лекарственные растения.
В ходе своего исследования пришли к выводу, что лекарственные растения -настоящие преданные человеку друзья, только нужно знать, кого и когда позвать на помощь. Оказывается, что в нашем родном крае на лугах и в лесах с каждым годом становится всё меньше видов растений, в том числе и лекарственных.
А многие растения нуждаются в нашей помощи и защите. Из-за своей беззащитности многие из них исчезли навсегда, а некоторые виды растений находятся в опасности.
Ребята подробно рассказали о том, когда и как нужно собирать и хранить растения, чтобы они не потеряли своей целебной силы.
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ!!!
Рвать Нюхать Брать в рот
С грустью рассказали о том, что многие лекарственные растения занесены в Красную книгу Рязанской области: полынь широколистная, печеночница обыкновенная, василёк русский, девясил высокий и многие другие растения . Вывод:
Все растенья надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
В копилку практических материалов:
1. Памятка «Сборщику лекарственных трав» Приложение 12.
2. Кроссворд «Зелёная аптека» Приложение 13.
Заключительное чаепитие.
По окончании всей работы организовано чаепитие с использованием лекарственных трав, в сборе которых принимали участие дети и родители.
Проведена также дегустация чаёв с разным составом трав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможность развития проекта.
С данной темой мы вышли за рамки класса и частично реализовали его в других классах. Выступили перед учащимися 2-б, 4-б, 6-б, 7-б классов с экологическими сказками на предметной неделе, посвященной окружающему миру.
Также возможно развитие проекта в рамках тематических. Так, детей заинтересовал вопрос, обладают ли лечебными свойствами комнатные растения. Можно исследовать эту тему позднее.
В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога провели самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений, их лекарственных свойств, сделали подборку рецептов целительного чая с использованием лекарственных растений, создали большую копилку практических материалов по теме «Зелёная аптека Рязанского края», сформулировали выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона.
В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога провели самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений, их лекарственных свойств, сделали подборку рецептов целительного чая с использованием лекарственных растений, создали большую копилку практических материалов по теме «Зелёная аптека Рязанского края», сформулировали выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона.
В процессе выполнения проекта ученики приобрели общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся :наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения
Комментариев нет:
Отправить комментарий