Ребусы

пятница, 27 марта 2015 г.

Урок 4. Словарный порядок. Дефис и апостроф

Урок 4. «Словарный порядок. Дефис и апостроф»

Словарный порядок

На уроках русского языка ребята уже пользовались словарями. И в нашем курсе детям приходилось работать с цепочками слов, расположенных в словарном порядке. Например, во 2 классе ребята решали большую серию задач на работу с учебным словарем. Ни в одной из этих задач от ребят не требовалось расположить слова в словарном порядке, тем не менее, дети к настоящему моменту приобрели некий опыт, который на этом уроке им предстоит систематизировать и обобщить.
В первой части листа определений содержится общее описание правила словарного  порядка. Первый абзац наверняка будет понятен практически всем. Второй и третий абзацы нужно обсудить подробно. При этом можно опираться на пример словарика справа. Так, во время обсуждения можно спросить детей, почему слово ДОЛ идет раньше слова ДОЛГ, почему слово ДОЛГИЙ идет раньше слова ДОЛГОВЕЧНОСТЬ и т. д. В каждом из случаев ребенок должен пояснить, на какое правило с листа определения он опирается и по какой букве идет упорядочение.
Дальше в задачах цепочку слов, упорядоченных в словарном порядке, мы будем называть словарем.

Дефис и апостроф

Может показаться странным, что мы вводим внутрисловные знаки после того, как дети выполнили проект «Знакомство с русским текстом» (в курсе 2 класса). На самом деле этот лист определений обобщает и систематизирует тот опыт и ту информацию, которые ребенок уже получил. В традиционных школьных курсах вопрос о статусе дефиса и апострофа обходят стороной. Полагаем, что знание и умение использовать эти знаки – необходимый элемент языковой культуры. Мы также считаем необходимым, чтобы ребенок твердо уяснил себе не только чисто графические различия между дефисом и тире, но и различие в их статусе: если тире относится к знакам препинания, то дефис по своим функциям скорее похож на букву, чем на знак препинания. Действительно, если знаки препинания ставят между словами и предложениями, то дефис существует только внутри слова. Поэтому его и называютвнутрисловным знаком.
Графически апостроф – это запятая вверху строки, содержательно не имеющая ничего общего ни с запятой, ни с каким другим знаком препинания. Так же как и дефис, апостроф существует только внутри слова, выполняя функции буквы. Апостроф обычно встречается в иностранных словах (именах собственных). Одно время он использовался в русском языке вместо твердого знака, но об этом говорить детям пока нет необходимости (конечно, если никто из них сам не вспомнит, что у него на доме написано «ПОД’ЕЗД № 2»). Встречаются и «авторские» использования апострофа, например, когда «изоб’ажают ка’тавость»; нас такая функция апострофа не интересует. Есть небольшая вероятность того, что кто-то из детей сталкивался с одинарными ‘кавычками’ (полиграфисты называют такие кавычки «марровскими»). Если такой вопрос возникнет, следует объяснить, что правая марровская кавычка и апостроф – совсем разные знаки и похожи они случайно (кавычки – парный знак и не внутрисловный).
Таким образом, формально говоря, дефис и апостроф можно отнести к символам алфавита, хотя традиционно алфавит считается состоящим только из букв. Именно поэтому на этом листе определений доопределяется (и расширяется) наше понятие слово: в курсе 2 класса слово определялось как любая цепочка букв, и в результате некоторые слова русского языка по нашему определению словами не являлись. Теперь это противоречие снимается – теперь все слова русского языка являются словами и с точки зрения понятий курса информатики. Обратное, конечно же, по-прежнему остается неверным. Поэтому основным понятием в задачах остается понятие слова как произвольной цепочки букв (и дефиса с апострофом). Если в задаче требуется построить слово, являющееся частью языка, используется выражение «слово русского языка».
Во второй части листа определений тоже имеется небольшой словарь. Выбирая из него пары слов, вы можете проверить, все ли дети правильно понимают, как упорядочиваются слова с дефисом и апострофом. На самом деле для каждого слова с дефисом или апострофом его место в цепочке будет таким же, как если бы в слове этих знаков просто не было. Именно это имеется в виду в тексте листа определений, где говорится, что эти знаки при упорядочивании слов не учитываются.

Решение задач из учебника

Задача 19. В этой первой задаче урока почти все слова можно упорядочить, ориентируясь лишь на первую букву. Исключением является пара слов ДАВНО и Д’АРТАНЬЯН: здесь детям потребуется правило упорядочения слов с апострофом, а ориентироваться придется на третью букву. Это значит, что слово ДАВНО будет стоять в цепочке раньше.
Ответ:
ДАВНО
Д’АРТАНЬЯН
КТО-НИБУДЬ
УТЮГ
ЧАШКА
ЧТО-НИБУДЬ
ШИШКА
Задача 20. Эта задача, как и предыдущая, из разряда простых, поскольку на каждую букву начинается не более одного слова. Если ребенок знает алфавит и хотя бы первую часть правила словарного порядка, то решать ее будет несложно. Без знания правила словарного порядка эта задача решается неоднозначно. Так в цепочке имеется 5 слов из пяти букв, которые заканчиваются на «КА». Понять, где должно стоять какое слово, помогает именно правило словарного порядка.
Ответ:

Задача 21. На листе определений указано, что дефис и апостроф не являются знаками препинания – это внутрисловные знаки. В данном случае апострофов в тексте нет, а дефисы нетрудно посчитать (их шесть). Что касается знаков препинания, их в тексте восемь.
Задача 22. Необязательная. Достаточно трудоемкая задача, если решать ее стандартным способом. Действительно, для решения этой задачи проще вспомнить проект «Знакомство с русским текстом» и сосчитать, сколько раз в тексте встречается каждая из букв в строчном и прописном написании, а затем уже отвечать на вопросы. Поэтому желательно иметь наготове несколько чистых рабочих таблиц (тех, что использовались в проекте «Знакомство с русским текстом» курса 2 класса).
Однако найдутся дети, которые будут решать эту задачу методом проб и ошибок, выбирая наугад какую-нибудь букву и считая, сколько раз она встречается в тексте. В основном это будут ребята, которые не любят рутинную работу и всегда готовы что-то придумать, чтобы ее избежать. Используя некоторые закономерности данного текста (и еще немного смекалки), возможно ответить на вопросы, касающиеся строчных и прописных букв, и не заполняя полную таблицу. Действительно, займемся прописными буквами. В данном тексте встречается не так много различных прописных букв – это все буквы, входящие в заголовок (Ш, А, Л, Т, Й, Б, О), и первые буквы строк (С, В, Н), и буквы Ш, Б из имени главного героя. Какая из них может встречаться один раз? Нетрудно заметить, что это не Ш и не Б (они встречаются слишком часто), а также не С, не В и не Н (они встречаются в стихотворении попарно), значит, это какая-то из оставшихся букв заголовка: это О. Следуя той же логике, отыскивается прописная буква, встречающаяся в тексте трижды: это А. Теперь переходим к строчным буквам. Какая из них встречается ровно 3 раза? Кто-то начнет производить перебор, отбрасывая буквы, которых в стихотворении явно больше (например, все строчные буквы слова Шалтай-Болтай). Некоторых букв в стихотворении вообще нет, что облегчает задачу.
Завершением решения задачи может быть совместное выяснение того, кто такой Шалтай-Болтай и почему его нельзя собрать (ведь в действительности это загадка).
Ответ:
Один раз встречается прописная буква О.
Три раза встречается строчная буква и.
Три раза встречается прописная буква А.
Десять раз встречается строчная буква е.
Задача 23. Необязательная. Здесь требуется анализировать не просто отдельные утверждения, а пары – утверждения и их истинностные значения. Эту задачу будет трудно решать, если анализировать утверждения по одному. Проще сначала прочесть все утверждения и попытаться как-то объединить их по смыслу. Можно сказать, что некоторые утверждения «про одно и то же»: первое и последнее – про длину цепочки Е; второе и пятое – про одинаковые бусины; третье, четвертое и шестое – про длину бусин-цепочек.
Проще всего сначала разобраться с длиной. Первое утверждение ложно, значит, длина цепочки Е не 1. Из последнего утверждения следует, что длина цепочки меньше 5. Вывод: длина цепочки может быть 4, 3, 2 или 0.
Второе, третье и пятое утверждения близки: если пятое истинно, то истинно и второе, а третье ложно. Итак, в этой цепочке должны быть две одинаковые пустые бусины-цепочки. Добавляя этот вывод к первому, получаем, что это непустая цепочка (длины 2, 3 или 4), среди бусин которой есть две пустые цепочки.
Теперь понятно, что четвертое утверждение из-за наличия двух пустых цепочек не может быть истинным. Из шестого утверждения узнаем, что среди бусин этой цепочки есть цепочка длины 3.
Конечно, ребята не смогут провести все эти рассуждения так же гладко и в полном объеме. Возможно, они выделят сначала какую-то одну особенность цепочки Е, а дальше начнут действовать методом проб и ошибок, рисуя разные цепочки. Это тоже неплохо, главное, чтобы они всегда сопоставляли получившуюся цепочку с утверждениями из таблицы, а если что-то не сойдется, делали правильные выводы.
Задача 24. Необязательная. В задаче фигурирует английский оригинал текста (английского стишка), русский вариант которого (в переводе С. Я. Маршака) был использован в задаче 21. Мы видим, что рисунок знаков препинания и внутрисловных знаков изменился как количественно, так и качественно. Например, исчезли дефисы и появились апострофы, а количество знаков препинания значительно уменьшилось. Что это – случайность или закономерность, вытекающая из законов грамматики русского и английского языков? Если ребята уже начали изучать английский язык, можно это обсудить.
Вот подстрочный перевод на русский язык:
Хампти Дампти сидел на стене,
Хампти Дампти упал.
Все королевские кони и все королевские ратники
Не могут собрать Хампти Дампти заново.
Как видите, перевод С. Я. Маршака довольно близок к оригиналу, исключение – это объяснение немотивированного в английском оригинале падения персонажа. Если у вас есть желание, можно поговорить с детьми о загадках, о стихах, о переводе стихов и т. п.
Ответ: В тексте всего три знака препинания, ноль дефисов, три апострофа.
Задача 25. Условие задачи говорит о том, что все слова из мешка должны содержаться в словаре, но про то, что в мешке должны лежать все слова из словаря, в задаче не говорится ничего. Неправильное понимание условия может поставить ребенка в тупик. Возможно, как только ученик поймет, что слов в словаре больше, чем в мешке, у него встанет вопрос: «Куда их девать?». Если такой вопрос возникнет у многих, организуйте общее обсуждение этого (естественно, опираясь на самые простые примеры). Например, мама ведет своих дочек в магазин, чтобы купить каждой по одному платью. Продавец говорит: «Для каждой вашей дочери в нашем магазине найдется платье». Что она имеет в виду? Означает ли это, что дочерей должно быть ровно столько, сколько платьев в магазине? Примеры можно придумать и более увлекательные, причем лучше, если несколько примеров приведут и сами дети.
Каждая заготовка в мешке (цепочка букв, знаков и окон) однозначно определяет слово из словаря. При этом важно не забыть, что каждый внутрисловный знак (дефис или апостроф) – это отдельный символ, под который в заготовке отведено свое окно. 
Задача 26. Необязательная. Эта задача – продолжение и усложнение задачи 13. В отличие от задачи 13, здесь появляются понятияпослезавтра –  аналог понятия вторая бусина после и позавчера – аналог понятия вторая бусина перед. В результате приходится рассматривать более длинные цепочки, состоящие из трех (вчера, сегодня, завтра), а иногда из четырех дней (позавчера, вчера, сегодня, завтра). Соответственно появляются более длинные цепочки рассуждений. Например, в последнем утверждении цепочка рассуждений будет выглядеть так: «Завтра будет понедельник, значит, сегодня воскресенье. Сегодня воскресенье, значит, вчера была суббота, а позавчера – пятница».
Ответ: среда, понедельник, вторник, вторник, пятница.

Компьютерный урок «Словарный порядок. Дефис и апостроф», задачи 25 – 32

Задача 25. Задача на закрепление словарного порядка слов. Здесь ребята могут убедиться, что в компьютерном виде такие задачи решать гораздо проще, чем на бумаге – достаточно лишь взять слово «лапкой» и положить его в нужное окно. Кроме того, при возникновении ошибки ее гораздо легче исправить. В данном случае все слова в наборе на разные буквы, поэтому достаточно пользоваться алфавитным порядком первых букв слов.
Задача 26. Вариантов для каждого слова здесь довольно много. Кто-то из детей заметит, что все объекты в цепочке – названия фруктов, и захочет следовать этому условию (как бы играя в нашу игру), усложнив себе задачу.  Это, конечно, совершенно не обязательно, слова могут быть любыми (только русскими словами, а не произвольными цепочками букв).  Вот лишь два варианта возможных цепочек:
АПЕЛЬСИНАПЕЛЬСИН
БАНАНБАБУШКА
ГРУШАГРУША
КИВИИГРА
ЛИМОНЛИМОН
МАНГОЛУНА
МАНДАРИНМАНДАРИН
НЕКТАРИНПЕСНЯ
ЯБЛОКОЯБЛОКО
Задача 27. Здесь, в отличие от компьютерной задачи 25, все слова начинаются на одну и ту же букву. Поэтому приходится сравнивать не только первые, но и вторые, третьи буквы слов, а иногда и следующие за ними. Кроме того, в этой задаче ребятам понадобится правило о расстановке слов в том случае, если одно из них является частью другого и если одно из слов содержит дефис.
Задача 28. Основная сложность этой задачи в специфике объектов в мешке – в мешке должны лежать правильные многоугольники и звезды. Поэтому дети должны внимательно сравнивать форму фигурки в шапке таблицы и в библиотеке, чтобы не перепутать многоугольники (или звезды). При этом многим детям придется считать число сторон многоугольников или число лучей у звезд.
Задача 29. Как видите, компьютерные задачи на расстановку слов в словарном порядке все больше усложняются. Здесь уже все слова имеют одинаковую начальную часть из четырех букв (ПУСТ). Поэтому сравнение букв слов необходимо начинать с пятой буквы слов.
Задача 30. Решений в этой задаче несколько, но положение некоторых фигурок все же определяется однозначно. Так второе условие (шестая фигурка после пиджака – желтая футболка) может быть выполнено только в том случае, если пиджак – первая фигурка в цепочке, а желтая футболка – последняя. На оставшихся местах однозначно устанавливаются жилет и куртка. Все остальные фигурки могут стоять в любом порядке.
Задача 31. Как видите, областей в этой картинке очень много, но это компенсируется с помощью автоматической заливки. Поэтому данную задачу может решить практически любой ученик, здесь главное – аккуратность и четкое следование алгоритму.
Задача 32. Необязательная. Задача на повторение сравнения фигурок наложением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий