Ребусы

пятница, 27 марта 2015 г.

Уроки 9-10. Робик. команды для Робика. Программа для Робика

Уроки 9-10. «Робик. Команды для Робика. Программа для Робика»

В этой части курса дети знакомятся с простым исполнителем – Робиком. Исполнитель – это человек или автомат (в частности, им может быть и компьютер), умеющий выполнять некоторый, вполне определенный набор действий (команд). Поскольку это первое соприкосновение ребят с программированием, язык Робика (те команды, которые он «понимает») очень ограничен.
Робик всегда находится на прямоугольном поле, разделенном на квадраты (клетки). Размеры поля, раскраску клеток и положение Робика на поле мы называем позицией Робика. Начальная позиция Робика – это та позиция, в которой находится Робик перед выполнением программы.
Робик передвигается по клеткам поля. Он не может выходить за пределы поля: он ломается, если мы дадим команду, выполняя которую он должен пройти через границу поля. Кроме того, внутри поля могут находиться стенки, через которые он тоже не сможет проходить.

Программа для Робика

Программа представляет собой последовательность (цепочку) команд. Программа должна выполняться последовательно, команда за командой, начиная с первой строки. Нельзя пропускать команды или выполнять их не подряд: это будет уже совсем другая программа. В задачах о Робике, как правило, заданы программа и начальная позиция и требуется дорисовать позицию после выполнения программы (выполнить программу). В таких задачах важно только понимание материала и внимательность при выполнении. Несколько большей трудностью отличаются задачи, в которых даны два поля: позиции до и после выполнения программы и требуется восстановить пропуски в программе. При этом по внешнему виду клетки невозможно определить, побывал в ней Робик один раз или несколько.
На вкладыше в тетради проектов есть запасные поля для всех задач о Робике. Как их использовать, зависит от задачи и от ребенка: это может быть черновик, с которого решение потом переносится в рабочую тетрадь, либо, если поле в рабочей тетради испорчено, можно его заклеить новым пустым полем и решать задачу с начала.

Решение задач из учебника

Задачи 46 и 47. Это задачи на работу с новыми определениями. Важно выработать привычку правильно действовать в подобных задачах. Обратите внимание на следующие моменты. Работа начинается с того, что раскраска клеток в начальной позиции переносится на поле Робика, которое должно стать позицией после выполнения программы (в рабочей тетради). Жирную точку пока не ставим, так как положение Робика собираемся менять. В начальной позиции в данных задачах закрашена только одна клетка, но, как следует из листа определения, возможна и более сложная предварительная раскраска. Переходим к работе с программой. Ее необходимо выполнять шаг за шагом по следующей схеме: читаем команду, перемещаемся на одну клетку в заданном направлении, закрашиваем клетку, в которую попал Робик.  При такой работе ошибки практически исключаются. Остается одна проблема – если ученик отвлечется в процессе выполнения программы, то ему придется начать работу заново, так как он потеряет последнюю выполненную команду. Чтобы исключить такую возможность, посоветуйте ребятам помечать в программе каждую команду после ее выполнения. На каждом из полей в задачах 46 и 47 имеются стены. Но пока это не влияет на решение задачи (Робик сам обходит их при выполнении программы) – ребята просто привыкают к тому, что такое бывает.
Ответы:
             
Задача 48. Программа в этой задаче не только длиннее, но и затейливее. Выше мы упоминали о том, что возможно «соскальзывание» с программы, т. е. утеря учащимся последней выполненной команды, и обсуждали, как этого избежать. Возможно и другое – соскальзывание с текущего положения Робика, т. е. утеря той клетки, где он находится после выполнения текущей команды. В таких задачах, как 46 и 47, где Робик не проходит дважды по одним клеткам и программа достаточно проста, такого обычно не происходит. Однако, если Робик движется с возвращениями, как в данной и во многих последующих задачах, это вполне вероятно. Необходимо иметь рецепт и на этот случай. Идея очевидна – отмечать текущее положение Робика, но вот как воплотить ее в жизнь? Если на том же поле, на котором заштриховываем клетки, еще помечать текущее положение, то может возникнуть неразбериха и грязь, ведь после каждого шага предыдущее текущее положение придется стирать. Лучше делать это на другом поле, например на запасном поле с листа вырезания. Тогда алгоритм пошагового выполнения программы несколько усложнится и будет выглядеть так:
1) читаем очередную команду;
2) заштриховываем соответствующую клетку на поле, где должна быть позиция после выполнения команды;
3) помечаем точкой новое положение Робика на запасном поле, стирая при этом предыдущую пометку;
4) отмечаем выполненную команду в программе.
В данной задаче еще можно без этого обойтись, но в дальнейшем проблема утери текущего положения будет вставать острее. Если вы увидите, что кто-то ошибается, то стоит уже сейчас обсудить, как избежать проблемы в дальнейшем.
Ответ:
Задача 49. Задача на повторение лексики, относящейся к деревьям, в частности, понятий уровни дереваследующий/предыдущий,корневые вершины/листья дерева.
Ответ:
Задача 50. Задача, аналогичная задаче 48, только здесь имеются стены (которые пока никак не задействованы в задаче).
Ответ:
Задача 51. Необязательная. Задача, аналогичная задаче 26.
Задача 52. В начальной позиции на поле уже закрашено несколько клеток. Содержательного усложнения это пока не дает, ребята должны лишь привыкнуть к тому, что такое бывает, и помнить, что, проходя по закрашенной клетке, Робик не меняет ее цвета. Здесь особую актуальность приобретает подготовительный этап – аккуратное перенесение раскраски клеток начальной позиции на поле, где ребенок будет выполнять программу.
Ответ:
Задача 53. По условию известно, что в искомом дереве пять уровней и на каждом ровно 1 лист, значит, в дереве не меньше пяти вершин. Также понятно, что на каждом уровне, кроме последнего, должен быть хотя бы один не лист. Это еще четыре вершины: итак, всего в дереве должно быть не меньше девяти вершин. При этом все цифры в вершинах должны быть разные, а разных цифр всего десять. Значит, вершин в дереве может быть девять или десять, причем на пятом уровне ровно одна, на четвертом – ровно две, а на остальных две или три. Конечно, такие рассуждения дети вряд ли проведут, но они придут к тем же самым выводам в ходе проб и ошибок. Поэтому попросите ребят строить дерево сначала карандашом и только после выполнения всех условий обводить ручкой.
Задача 54. Необязательная. Эта задача на повторение может занять много времени у медлительных детей, поэтому она предлагается в качестве необязательной. Таблица большая – 4×5 клеток, и есть вероятность, что кто-то посмотрит число не в той клетке или раскрасит не тот фрукт. Чтобы этого не случилось, посоветуйте ребятам выработать определенную систему раскрашивания. Например, можно раскрашивать фрукты по строчкам (или по столбцам) таблицы. Полезно сразу помечать ту клетку в таблице, которую уже использовали.
Задача 55. Это первое задание, где, имея позицию Робика после выполнения программы, требуется заполнить пропуски в самой программе. Основная идея, работающая при решении подобных задач, проста – нельзя писать такие команды, при выполнении которых Робик попадет в незакрашенные клетки.
Ответ: пропущенные команды определяются однозначно: внизвлевовверхвправо.
Задача 56. При решении задачи удобно воспользоваться черновиком. Первое утверждение: «В этом слове буква Е идет раньше буквы О». Пишем на черновике Е, а потом О так, чтобы оставалось свободное место перед Е, после О и между буквами (ведь мы не знаем, куда придется вставлять остальные буквы). Второе утверждение не связано с уже написанными буквами, поэтому пока займемся третьим. Оказывается У идет позже О, значит, пишем на черновике У после О (опять оставляя место между буквами). Возвращаемся ко второму утверждению и получаем следующую последовательность: Е-О-У-Ы. Остается вставить буквы в окна в соответствии с порядком их следования в слове. Кто-то из ребят впишет буквы прямо-таки мгновенно. Причина в том, что наша цепочка – осмысленное слово (БЕЛОКУРЫЙ), которое можно просто угадать по имеющимся буквам, вообще не читая утверждения. Это тоже неплохо, но таких ребят нужно попросить определить истинность всех утверждений в задаче, другими словами, доказать, что это угаданное решение нам подходит. Наша задача не отучить ребят догадываться (роль интуиции при решении задач трудно переоценить), а научить проверять правильность своей догадки или находить ошибку.
Задача 57. Зачем мы даем слова на иностранном языке, да еще на французском, ведь ясно, что на данный момент ребята с иностранными языками если и знакомы, то лишь поверхностно? Ребенок не знает, как произносить слова, а запомнить «бессмысленную», «беззвучную» последовательность букв трудно даже на короткое время, тем более что некоторые слова весьма длинны. Дело в том, что наша цель не изучение чужого языка (как на уроках иностранного языка в школе), а погружение в новую для ребят языковую среду (как бывает в жизни). Жизнь так или иначе погружает ребят в иные языковые среды: названия магазинов, наименование и состав продуктов и многое другое бывает написано на иностранном языке, и ребята с этим сталкиваются.
Все приведенные слова – названия французских городов. Вот как они читаются в фонетической транскрипции, русской графике и принятом переводе на русский. (Обратите внимание на различие двух последних чтений.) Приподнятой буквой н обозначается носовое произношение предшествующей согласной. При очень сильном огрублении можно считать, что здесь произносится н.
* Французские топонимы, транскрипция ГУГК на стандартной карте Франции (1:1 750 000). – М., 1978.
Еще одна причина появления такой задачи – наличие в иностранных словах большого числа дефисов. К русским словам типа «жили-были» или «Баба-яга» ребенок привыкает с детства, а вот к подобным словам из других языков мы потихоньку начинаем его приучать.
Условие задачи говорит о том, что в цепочке должны находиться все слова из мешка, но про то, что в мешке лежат все слова из цепочки, не говорится ничего, таким образом, в цепочке могут находиться и «лишние» слова.
Задача 58. Ответ:
Задача 59. Необязательная. Задача на повторение словарного порядка слов. Сложность данной задачи в том, что в русском языке сравнительно мало слов на букву Ч. Сильно облегчат себе задачу ребята, которые будут помнить правило о расстановке в словарном порядке слов, одно из которых является частью другого. Например, слово ЧАЙ является частью слова ЧАЙКА, поэтому в словарном порядке идет раньше него и позже слова ЧАДО, значит, подходит для заполнения первого окна. Для заполнения второго окна слово найти не так трудно, например, ЧАЙНИК, ЧАЙНЫЙ, ЧАЛМА, ЧАН, ЧАРКА. Заполнить третье окно оказывается сложней, поскольку таких слов не так уж много. Самый простой вариант – слово ЧАРОДЕЙ, которое является частью слова ЧАРОДЕЙКА, поэтому идет в словарном  порядке раньше.
Может случиться так, что кто-то из детей никак не может найти подходящее слово. Чтобы не подсказывать ему решение, можно просто дать ему в руки словарь. В этом случае, с одной стороны, вы не делаете всю работу за ребенка, а с другой – ребенок тренируется в работе со словарем.
Задача 60. Необязательная. С подобным типом задания мы уже встречались в задаче 55. Будем использовать те же рассуждения. Выполним первые три команды программы У. Дальше команда пропущена, но мы видим, что оставаясь в пределах раскрашенных после выполнения программы клеток, Робик может выполнить только одну команду – вниз, ее и вписываем в окно. Выполняем следующие три команды. Ситуация стала немного иной – из этой клетки Робик может, оставаясь в пределах рисунка, выполнить команду как вверх, так и вниз. Но если Робик выполнит сейчас команду вверх, то не сможет затем выполнить следующую – вправо, значит, здесь подходит только команда вниз. Продолжаем выполнять известные команды программы, и остается последнее пустое окно. Его мы заполняем, исходя из положения Робика после выполнения программы. Это снова команда вниз.
Задача 61. Необязательная. Задача начинает новую серию задач, о которой стоит сказать несколько слов. Данные задачи находятся на стыке информатики и русского языка. При этом формальное информатическое (или математическое) решение, состоящее в полном переборе всех слов, имеющих такой мешок букв, детям осуществить будет довольно сложно. Так, если в слове 5 разных букв (как в слове ВАЛИК) из них можно составить 120 разных цепочек букв. Поэтому, решая такие задачи, дети все-таки больше угадывают слова, чем по-настоящему перебирают. Они интуитивно используют некоторые лингвистические соображения, например, какие сочетания букв более популярны в языке, а какие, наоборот, можно сразу отбрасывать. Поэтому вы, скорее всего, столкнетесь с тем, что кто-то из детей довольно легко будет решать такие задачи. Это те дети, у которых языковая интуиция развита хорошо. А у кого-то из ребят такие задачи не пойдут. При этом навести их на решение, не подсказав нужного слова, будет довольно затруднительно. Один из вариантов – предложить полный перебор, но подсказав первую букву искомого слова (тогда перебор существенно уменьшится). Для этого можно использовать дерево. В корневой вершине будет первая буква, в вершинах второго уровня – все возможные варианты второй буквы и т. д. Подобный способ решения такой задачи – это пропедевтика темы «Дерево вариантов», которой дети будут заниматься в 4 классе. Конечно, можно предложить подумать над задачей дома или оставить ее на будущее. В любом случае такие задачи лучше предлагать по желанию, вполне допустимо, что ребенок решит ее частично (для каких-то слов).
Ответ:
 ВАЛИК – ВИЛКА (КИВАЛ)
УКЛОН – КЛОУН (КУЛОН, КОЛУН, ЛУКНО)
ЛОГИКА – ИГОЛКА
Задача 62. Необязательная. Дети, скорее всего, решали множество подобных задач, в которых точки пронумерованы или помечены русскими буквами. Здесь ситуация сложнее: наверняка не все ученики хорошо знают порядок букв в латинском алфавите, поэтому задача для них окажется непростой.
Можно провести дискуссию о частичном сходстве русской и латинской алфавитных цепочек: буква А идет в русском алфавите раньше буквы Д, так же и в латинском алфавите буква A идет раньше буквы D; буквы К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У в русском алфавите стоят в том же порядке, что и буквы K, L, M, N, O, P, R, S, T, U – в латинском алфавите (впрочем, в латинском алфавите между буквами P и R есть еще буква Q). Интересно было бы услышать от детей какое-нибудь разумное объяснение этого сходства (дело, конечно, в общем происхождении латинского и русского алфавитов от разных вариантов древнегреческого). Русские названия латинских букв дети найдут на второй странице обложки учебника.
Задача 63. Необязательная. Эта задача сложнее предыдущих задач о Робике. Робик мог начать выполнять программу из любой закрашенной клетки поля, включая ту, на которой он закончил свой путь. Поэтому если решать задачу «в лоб», то придется проверять каждую программу из всех стартовых позиций. Для этого нужно будет перебрать 45 вариантов (девять программ из пяти возможных начальных позиций). Подумаем, как можно избежать такого громоздкого перебора.
Удобно выполнить все программы на листе бумаги в клетку (на «бесконечном» поле). Главное при этом не забыть отметить положение Робика в конце выполнения программы (например, при выполнении четвертой программы Робик закрашивает тот же рисунок, но в результате оказывается в другой клетке). В таком случае мы сразу поймем, какая программа подходит, ведь при ее выполнении Робик закрасит тот же рисунок и остановится в том же месте рисунка, что и после выполнения программы С.
Однако выполнять все девять программ тоже долго. Попробуем придумать идеи, которые еще больше уменьшат перебор. Опыт, накопленный в предыдущих задачах про Робика, может подсказать ребятам, что в ту клетку, в которой Робик должен находиться после выполнения программы, он может попасть только выполнив команду вправо. Таким образом, последняя команда программы должна быть вправо: вычеркиваем все программы, для которых это не верно. Остаются три подходящие программы, это существенно уменьшает перебор.
После того как правильная программа вырезана и наклеена, надо не забыть отметить положение Робика в начальной позиции.
Задача 64. Необязательная. Часто не только дети, но и взрослые не могут понятно объяснить дорогу из одного места в другое. Необходимый компонент такого умения – указание ясных, четких и однозначных ориентиров, которые понятны всем. Один из способов указания ориентиров – лексика из темы «Цепочки». Это совершенно естественно, если речь идет о домах, стоящих на одной стороне улицы, – они действительно образуют цепочку, нужно только указать направление движения.
Ответ:
Следующий дом после кинотеатра – это универсам.
Второй дом после универсама – это булочная.
Второй дом после кинотеатра – это аптека.
Кинотеатр называется «Сказка».
Следующий дом после универсама – это аптека.
Предыдущий дом перед аптекой – это универсам.
Предыдущий дом перед аптекой – это универсам.

Компьютерный урок «Робик. Программа для Робика», 1 часть, задачи 57 – 64

На этом уроке ребята знакомятся с новым компьютерным инструментом и соответственно решают новый тип задач.
Задача 57. В этой задаче ребята знакомятся с новой кнопкой на панели инструментов – кнопкой «Выполнить программу». Эта кнопка становится активной (приходит в рабочее состояние) при условии, что Робик поставлен в какую-то клетку поля. В этой задаче Робик сразу поставлен на поле, и поэтому кнопка «Выполнить программу» сразу находится в рабочем состоянии. При нажатии на эту кнопку Робик выполняет программу. Делает он это медленно, по шагам, поэтому выполнение программы можно проследить по командам. После того как Робик выполнил всю программу, появляется сообщение «ВЫПОЛНЕНО». Если в процессе выполнения программы Робик выполнить очередную команду не смог, появляется сообщение «ОТКАЗ». После этого (и в случае выполнения программы, и в случае отказа) рисунок кнопки «Выполнить команду» становится другим – кнопка переходит в режим «Вернуться в начальное положение». При нажатии на кнопку в этом режиме Робик возвращается в ту клетку поля, в которой он находился первоначально, с которой он начинал выполнение программы. При этом рисунок кнопки опять становится первоначальным – кнопка возвращается в режим «Выполнить программу». Таким образом ученик имеет возможность несколько раз проследить выполнение программы Робиком – понять, как Робик двигается по полю.
Задача 58. В этой задаче перед выполнением программы нужно поставить Робика в заданную в условии клетку поля. Для этого ребятам нужно взять Робика «лапкой» и поставить его в верхнюю правую клетку поля, а затем нажать кнопку «Выполнить программу». После этого Робик последовательно выполнит все команды программы и, дойдя до последней, выдаст сообщение «ВЫПОЛНЕНО». Если при этом ученик случайно поставит Робика не в ту клетку поля, то при выполнении программы может возникнуть отказ. При этом Робик на поле остановится (не будет выполнять очередную команду) и выдаст сообщение «ОТКАЗ». В этом случае стоит попросить ребёнка ещё раз прочитать задание.
Задача 59. Если для выполнения очередной команды Робику нужно пройти через стену, Робик этого сделать не сможет и возникнет отказ – Робик остановится (не выполнив эту команду) и выдаст соответствующее сообщение. Если в предыдущей задаче отказ мог возникнуть только у того, кто допустил ошибку, то здесь мы хотим познакомить с ситуацией отказа всех учащихся. В данном случае Робик может выполнить первые четыре команды, и отказ возникает при выполнении последней команды.
Задача 60. Чтобы подобрать правильное начальное положение, детям здесь придется сделать несколько проб. Поэтому ребятам понадобится начинать выполнение программы сначала. Конечно, можно использовать уже знакомую управляющую кнопку «начать сначала», которая работает в любой задаче. Но в задачах про Робика есть и другая возможность. Как уже говорилось в комментарии к задаче 57, после выполнения Робиком программы кнопка «Выполнить программу» принимает другой вид – «Вернуться в начальное положение». При нажатии на эту кнопку задача не загружается снова, а лишь стираются следы выполнения программы Робиком, и он возвращается в ту клетку, из которой начинал выполнение программы. Таким образом, если учащийся поставил Робика в какую-то клетку, нажал «Выполнить программу» и возникла ситуация отказа, ребенку нужно нажать «Вернуться в начальное положение» – Робик вернется в ту клетку, из которой он выполнял программу в последний раз. Теперь нужно принять решение, куда нужно переставить Робика, переставить его и опять нажать «Выполнить программу». Эти операции нужно повторять до тех пор, пока не будет найдена искомая клетка поля – её ребятам нужно пометить крестиком при помощи инструмента «карандаш». Для проверки можно снова нажать кнопку «Вернуться в начальное положение» и заставить Робика ещё раз выполнить программу из отмеченной крестиком точки.
Задача 61. В этой задаче детям снова придется строить дерево по описанию. Первое утверждение означает, что в нашем дереве всего 2 уровня бусин. На каждом уровне по три листа, значит, на втором уровне 3 листа. Всего в дереве 8 бусин, значит на первом уровне 5 бусин, три из которых листья. Значит, из одной корневой бусины выходит один лист и еще из одной – два листа. Конечно, деревья ребят будут отличаться бусинами, стоящими в вершинах дерева, ведь о форме и цвете бусин в задаче ничего не сказано.
Задача 62. Аналогичных задач на построение дерева ребята решали уже довольно много. Даже слабый ребенок способен здесь построить решение методом проб и ошибок, ведь подходящих решений в этой задаче много.
Задача 63. Задача на упорядоченье слов в словарном порядке. Отличие ее лишь в том, что требуется упорядочить не все слова, а только слова определенной длины, поэтому сначала слова длины 5 нужно отобрать. Можно отложить их лапкой в отдельную кучку или положить в окна цепочки сначала как придется.
Задача 64. Необязательная. Это задача больше развлекательная, ее можно предложить практически любому ребенку. Тем не менее, она позволяет детям повторить такие важные понятия нашего курса как «есть/нет» и «одинаковые фигурки». При поиске двух одинаковых фигурок дети, кроме всего прочего, должны помнить, что симметричные фигурки в нашем курсе считаются разными.

Компьютерный урок «Робик. Программа для Робика», 2 часть, задачи 65 – 72

Задача 65. Эта задача аналогична задаче 58 из предыдущего урока. Как и в задаче 58, здесь может возникнуть ситуация отказа, если ученик неверно выберет начальное положение для Робика. Поскольку с ситуацией отказа ребята уже знакомы, они должны знать, что при её возникновении надо вернуть Робика в начальное положение, затем передвинуть его «лапкой» в правильное начальное положение для выполнения программы.
Задача 66. Данная задача похожа на задачу 65, только здесь программа длиннее – в ней больше команд. В задачах бумажного учебника длина программы влияет на сложность задачи – чем длиннее программа, тем больше вероятность, что ребенок где-то собьется при её выполнении и допустит ошибку. Однако это не относится к компьютерным задачам, в которых программу выполняет Робик. Поэтому, как и в предыдущей задаче, здесь от детей требуется только правильно поставить Робика на поле и проследить за выполнением программы.
Задача 67. Эта задача аналогична задаче 60 из предыдущего компьютерного урока. Она будет ребятам знакомой, поэтому постарайтесь не давать здесь никаких комментариев. Вмешиваться стоит в случае, если ребёнок неправильно использует компьютерные инструменты или если он никак не может самостоятельно организовать перебор клеток поля и поэтому не находит решение.
Задача 68.  Задача на составление программы для Робика. Поскольку это первая подобная компьютерная задача, условие её совсем простое: задана длина программы и условие о том, что Робик должен её выполнить из заданного начального положения. Конечно, задачу можно решать методом проб и ошибок, собирая программы из 4 команд наугад. Однако мы надеемся, что дети будут хотя бы частично принимать во внимание положение Робика на поле – в какую сторону он может и не может сдвинуться. Важной частью задачи является проверка – выполнение Робиком составленной программы. Мы надеемся, что к этому моменту большинство детей уже освоили работу кнопки «Выполнить программу» и смогут работать относительно быстро – редактировать программу, пробовать выполнение программы Робиком снова и т. п.
Задача 69. Большинство ребят уже понимают, что на последнем уровне дерева могут быть только листья, значит на последнем уровне искомого дерева два листа. Что касается всех остальных уровней дерева, то на каждом из них должен быть хотя бы один не лист. Добавляя сюда условие, что на каждом уровне есть один лист, получаем, что на всех уровнях кроме последнего всего 2 бусины – лист и не лист. Ясно, что каждый не лист в дереве имеет две следующие бусины. Так что все деревья ребят будут построены по общему образцу. При этом деревья ребят будут отличаться не только формой и цветом бусин, но и числом уровней. В силу наших технических ограничений ребятам не удастся построить дерево больше чем из четырех уровней. При этом по условию задачи уровень в дереве может быть и один. Значит, уровней в дереве может быть от одного до четырех.
Задача 70. Задача на повторение лексики, связанной с деревьями – понятий «листья», «уровни». Здесь важно, в каком порядке использовать данные утверждения. Так, если в первую очередь использовать последнее утверждение, решение скорее всего зайдет в тупик. После использования всех трех утверждений все бусины дерева оказываются раскрашенными.
Задача 71. Задача на повторение понятий «раньше/позже» для элементов цепочки. Здесь неявно всплывает проблема бессмысленности утверждений, поскольку среди данных слов есть и такие, для которых одно из данных утверждений не имеет смысла. В результате мы находим всего три слова, для которых данное утверждение истинно.
Задача 72. Необязательная. Задача на построение цепочки по описанию, включающему разнообразную цепочечную лексику. В данном случае подходят ровно две цепочки, которые схожи с точностью до перестановки двух котов. Действительно, ставим второй и последней фигуркой разных котов. Перед рыбкой должен быть кот, причем явно не последний, а второй кот. Значит, рыбку ставим третьей. Поскольку в нашей цепочке всего 5 фигурок и все фигурки разные, то на оставшихся местах ставим бабочку и белку, причем белка должна идти раньше.

2 комментария: