Кошка.
Кошка живёт в комнате. Она много спит. Кошка любит играть. Она играет с клубком и с газетой. Кошка умеет мурлыкать. (21)
Слова для справок: в комнате, с клубком, с газетой.
План
1. Где живёт кошка?
2. Много ли спит кошка?
3. Что любит делать кошка?
4. Какие игрушки у кошки?
5. Что умеет делать кошка?
Собака.
Собака живёт во дворе. Она сторожит дом. Вот к дому подходит чужой человек. Собака громко лает. Потом она грозно рычит. (21)
Слова для справок: сторожит, человек, лает, грозно.
План
1. Где живёт собака?
2. Что сторожит собака?
3. Кто подходит к дому?
4. Как лает собака?
5. Как рычит собака?
Корова.
Корова живёт в хлеву. Летом она ест траву. Зимой корова ест сено. Она даёт молоко. Из него делают масло и кефир. (22)
Слова для справок: в хлеву, кефир.
План
1. Где живёт корова?
2. Что корова ест летом?
3. Что корова ест зимой?
4. Что даёт корова?
5. Что делают из молока?
Коза.
Коза меньше коровы. У козы длинная шерсть. Ещё у неё есть большая борода. Дети часто боятся козу. Ведь у неё есть рога. (23)
Слова для справок: длинная, боятся, у неё.
План
1. Кто больше, коза или корова?
2. Какая шерсть у козы?
3. Какая борода у козы?
4. Кто часто боится козу?
5. Почему козу боятся?
Белка.
Белка живёт в дупле. Она целый день скачет по лесу. Белка ищет орехи и шишки. Ещё она ест грибы и ягоды. (22)
Слова для справок: она, орехи, ягоды.
План
1. Где живёт белка?
2. Что она делает целый день?
3. Что ищет белка?
4. Что ещё ест белка?
Заяц.
Заяц живёт в чаще леса. Он бегает очень быстро. Ведь у зайца много врагов. Но его очень трудно догнать. (20)
Слова для справок: в чаще, очень, быстро, догнать.
План
1. Где живёт заяц?
2. Как бегает заяц?
3. Много ли у зайца врагов?
4. Легко ли догнать зайца?
Ёж.
Спина ежа покрыта иглами. Вот ёж чует врага. Теперь вместо ежа лежит колючий клубок. Врагу ежа не достать. (19)
Слова для справок: покрыта, чует, колючий, не достать.
План
1. Чем покрыта спина ежа?
2. Кого чует ёж?
3. Что лежит теперь вместо ежа?
4. Может ли враг достать ежа?
Медведь.
Медведь очень велик. Это самый большой зверь в наших лесах. Медведь ловок и силён. Его боятся даже волк и кабан. (21)
Слова для справок: очень, большой, ловок, боятся.
План
1. Велик ли медведь?
2. Кто самый большой зверь в наших лесах?
3. Силён ли медведь?
4. Ловок ли медведь?
5. Кто боится медведя?
Волк.
Волк живёт в лесу. Он похож на серую собаку. Волк смел и хитёр. Это отличный охотник. Стая волков опасна для людей. (22)
Слова для справок: похож, собака, охотник, опасна.
План
1. Где живёт волк?
2. На кого похож волк?
3. Смел ли волк?
4. Хитёр ли волк?
5. Хороший ли волк охотник?
6. Опасна ли для людей стая волков?
Лиса.
Лиса меньше волка. Она похожа на рыжую или бурую собаку. Лиса очень красива. У неё огромный хвост. Лиса часто ловит мышей. (22)
Слова для справок: похожа, собаку, очень, огромный.
План
1. Кто меньше – лиса или волк?
2. На какую собаку похожа лиса?
3. Красива ли лиса?
4. Какой хвост у лисы?
5. Кого часто ловит лиса?
Кабан.
Кабана называют дикой свиньёй. Нос у него похож на пятачок. Кабан велик и силён. Ему не страшен волк. (19)
Слова для справок: у него, похож, пятачок, велик, не страшен.
План
1. Как называют кабана?
2. На что похож нос у кабана?
3. Велик ли кабан?
4. Силён ли кабан?
5. Страшен ли кабану волк?
Сова.
Сова днём спит на ветке дерева. Ночью она летит на охоту. Сова кружит над полем. Она ищет мышей. (19)
Слова для справок: дерево, летит, на охоту, ищет.
План
1. Где сова спит днём?
2. Куда сова летит ночью?
3. Над чем кружит сова?
4. Кого ищет сова?
Цапля.
Цапля живёт на болоте. У неё длинные ноги и длинный клюв. Она ходит по кочкам и ловит лягушек. Прячется цапля в высокой траве. (24)
Слова для справок: на болоте, длинные, лягушек, прячется.
План
1. Где живёт цапля?
2. Какие ноги у цапли?
3. Какой клюв у цапли?
4. По чему ходит цапля?
5. Кого ловит цапля?
6. Где прячется цапля?
Ворона.
Ворону легко узнать. Она громко каркает. У вороны серые и чёрные перья. Это одна из самых умных птиц. (19)
Слова для справок: легко, она, громко, чёрные, одна.
План
1. Легко ли узнать ворону?
2. Как каркает ворона?
3. Какого цвета перья у вороны?
4. Умна ли ворона?
Дятел.
В лесу можно услышать частый стук. Это дятел долбит сухое дерево. Он достаёт личинки вредных жуков. Так дятел спасает лес. (21)
Слова для справок: в лесу, можно, достаёт, личинки.
План
1. Что можно услышать в лесу?
2. Что делает дятел?
3. Что достаёт дятел?
4. Как дятел спасает лес?
Кукушка.
Мы гуляли по лесу. Вдруг мы услышали голос кукушки. Она долго куковала. Её голос словно перенёс нас в сказку. (20)
Слова для справок: вдруг, услышали, голос, долго, словно.
План
1. Где мы гуляли?
2. Чей голос мы услышали?
3. Долго ли куковала кукушка?
4. Куда перенёс нас голос кукушки?
Улитка.
Вот улитка ползёт по тропе. Она несёт свой домик на спине. У неё маленькие рожки. Она ими шевелит. (19)
Слова для справок: ползёт, по тропе, несёт, у неё, рожки, шевелит.
План
1. Где ползёт улитка?
2. Где она несёт свой домик?
3. Какие у неё рожки?
4. Чем она шевелит?
Яма.
Надо вырыть яму. Я беру лопату. Втыкаю лопату в землю. Потом вынимаю ком земли. Бросаю его в сторону. Работы ещё много. (22)
Слова для справок: лопата, потом, бросаю, в сторону, ещё.
План
1. Что надо вырыть?
2. Что я беру?
3. Куда я втыкаю лопату?
4. Что я вынимаю?
5. Куда я его бросаю?
6. Много ли ещё работы?
Работа на лужайке.
Перед домом есть лужайка. Но в траве много старой листвы. Лена берёт грабли. Она чистит лужайку. Получилась куча сухих листьев. (23)
Слова для справок: перед домом, в траве, берёт, получилась.
План
1. Есть ли лужайка перед домом?
2. Много ли старой листвы в траве?
3. Что берёт Лена?
4. Что она чистит?
5. Что получилось?
Нужна вода.
В дачном доме нет воды. Вода есть в колонке. Боря берёт большое ведро. Боря силён. Он принесёт много воды. (21)
Слова для справок: вода, в колонке, берёт, ведро, принесёт.
План
1. Где нет воды?
2. Где есть вода?
3. Что берёт Боря?
4. Силён ли Боря?
5. Много ли воды он принесёт?
Поливка.
Стоит жаркое лето. Вечером надо поливать грядки. Даша и Катя берут лейки. Девочки носят воду из пруда. Это тяжёлая работа. (21)
Слова для справок: стоит, лето, вечером, поливать, берут, тяжёлая.
План
1. Какое стоит лето?
2. Что надо делать вечером?
3. Что берут Даша и Катя?
4. Откуда носят воду девочки?
5. Тяжёлая ли это работа?
Вилы.
Вилы похожи на вилку. Только они намного больше. Вилы нужны папе. Он носит вилами охапки травы и листьев. (19)
Слова для справок: похожи, намного, только.
План
1. На что похожи вилы?
2. Чем отличаются вилы от вилки?
3. Нужны ли вилы папе?
4. Что папа носит вилами?
Забор.
Папа строит забор. Он вкопал столбы. Пора прибивать доски. Папа берёт молоток и гвозди. Ему поможет сын Дима. (19)
Слова для справок: вкопал, столбы, пора, берёт, молоток, поможет.
План
1. Что строит папа?
2. Что вкопал папа?
3. Что прибивал папа?
4. Что берёт папа?
5. Кто поможет папе?
Дом.
Наш дом построен из кирпича. В нём пять этажей. Дом выкрашен в синий цвет. Он очень красив. В доме есть лифт. (22)
Слова для справок: построен, кирпич, выкрашен, очень.
План
1. Из чего построен наш дом?
2. Сколько этажей в доме?
3. В какой цвет выкрашен дом?
4. Красив ли дом?
5. Есть ли в доме лифт?
Портрет.
Папа нарисовал мамин портрет. Он сделал для него раму. Потом папа вбил в стену гвоздь. Теперь портрет висит на стене. (21)
Слова для справок: нарисовал, портрет, для него, теперь.
План
1. Что нарисовал папа?
2. Что сделал папа для портрета?
3. Что папа вбил в стену?
4. Где теперь висит портрет?
2 класс
В лесу.
Утром Митя с папой пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы клали в лукошко. Его нёс папа. Ягоды клали в пакет. Его нёс Митя. Домой вернулись к обеду. (32)
Слова для справок: пошли, собирали, ягоды, вернулись.
План
1. Куда утром пошли Митя с папой?
2. Что собирали Митя с папой?
3. Куда Митя с папой клали грибы?
4. Куда Митя с папой клали ягоды?
Гроза.
Небо затянуто тучами. Вдали слышен гром. К нам идёт гроза. Вот упали первые капли. Полил дождь. Сверкнула молния. Зазвучали раскаты грома. Люди попрятались по домам. А дворовый пёс Шарик забился под крыльцо. (33)
Слова для справок: вдали, слышен, полил, попрятались.
План
1. Чем затянуто небо?
2. Что слышно вдали?
3. Как началась гроза?
4. Где попрятались люди?
5. Куда забился дворовый пёс Шарик?
Лужи.
После дождя во дворе много луж. Можно легко промочить ноги. Люди идут осторожно. Они обходят лужи. А Миша бежит прямо по воде. Он играет в моряка. Но этот моряк может простудиться. (32)
Слова для справок: можно, промочить, осторожно, обходят, простудиться.
План
1. После чего во дворе много луж?
2. Что можно легко промочить?
3. Как идут люди?
4. Как бежит Миша?
5. Что может случиться с мальчиком?
Книги в шкафу.
В книжном шкафу пять полок. На нижней полке лежат детские журналы. На второй полке стоят детские книжки. Другие полки занимают книги для взрослых. Скоро Маша станет большой. Она прочтёт книги со всех полок. (36)
Слова для справок: полок, детские, занимают, прочтёт, со всех.
План
1. Сколько полок в книжном шкафу?
2. Что лежит на нижней полке и на второй полке?
3. Какие книги занимают другие полки?
4. Какой скоро станет Маша?
5. Что скоро прочтёт Маша?
Деревья.
В нашем лесу много разных деревьев. Есть старые ели и сосны. На опушках растут высокие берёзы с толстыми стволами. На поляне стоит могучий дуб. Есть ещё клёны и рябины. (30)
Слова для справок: в нашем, опушка, растут, могучий.
План
1. Много ли в нашем лесу разных деревьев?
2. Какие берёзы растут на опушках?
3. Какой дуб стоит на поляне?
4. Какие ещё есть деревья в лесу?
Скоро обед.
Аня и Катя накрывают на стол. Аня ставит тарелки. Катя несёт ложки и вилки. Аня режет хлеб. Катя несёт масло и сметану. Собирается вся семья. Мама вносит кастрюлю с борщом. (32)
Слова для справок: тарелки, режет, сметана, собирается.
План
1. Что делают Аня и Катя?
2. Что ставит Аня?
3. Кто несёт ложки и вилки?
4. Что режет Аня?
5. Какие продукты несёт Катя?
6. Кто собирается к столу?
7. Что вносит мама?
Крепость.
Дети строят из песка крепость. У Вити совок. Он роет ров. Петя делает стены. Коля насыпал большой холм. Здесь будет сторожевая башня. Вот крепость готова. Её будут защищать игрушечные солдатики. (31)
Слова для справок: песок, крепость, совок, сторожевая, готова, солдатики.
План
1. Из чего дети строят крепость?
2. Что роет Витя?
3. Что делает Петя?
4. Что насыпал Коля?
5. Что здесь будет?
6. Кто будет защищать крепость?
Бревно.
Во дворе лежит большое бревно. Из него получится много дров. Саша и Серёжа берут пилу и пилят бревно. Пилить трудно. Мальчики быстро устают. После короткого отдыха они снова начинают пилить. (31)
Слова для справок: из него, получится, пилят, короткого, снова.
План
1. Где лежит большое бревно?
2. Что получится из бревна?
3. Что делают мальчики?
4. Почему мальчики быстро устают?
5. Что делают Саша и Серёжа после короткого отдыха?
Колка дров.
Саша и Серёжа распилили большое бревно на пять частей. Пришёл папа. Он взял из сарая тяжёлый топор. Папа начал колоть дрова. Потом дети отнесут дрова в сарай. (29)
Слова для справок: распилили, пришёл, тяжёлый, топор, потом.
План
1. На сколько частей распилили большое бревно Саша и Серёжа?
2. Что взял папа из сарая?
3. Что начал делать папа?
4. Куда дети потом отнесут дрова?
На прогулку.
Лена с мамой идут на поле. Они хотят нарвать букет ромашек. Пёс Бимка просится гулять с ними. Он скулит и требует взять его. Мама надевает на Бимку ошейник и поводок. Они идут гулять втроём. (36)
Слова для справок: ромашки, с ними, его, надевает, ошейник, поводок.
План
1. Куда идут Лена с мамой?
2. Какие цветы Лена с мамой хотят нарвать для букета?
3. Что делает пёс Бимка?
4. Что надевает мама на Бимку?
5. Как они идут гулять?
Стул.
Боря чинит стул. Он берёт клей и шурупы. Здесь надо приклеить ножку. А здесь нужно привинтить спинку. Вот работа закончена. Теперь стул будет сохнуть около батареи. (27)
Слова для справок: берёт, здесь, нужно, закончена, батарея.
План
1. Что делает Боря?
2. Что надо приклеить?
3. Что нужно привинтить?
4. Где будет сохнуть стул?
Моряк.
У Коли есть дядя. Он служит на подводной лодке. Вместе с другими моряками он плавает на большой глубине. Лодка часто выходит в океан. Она охраняет берега нашей Родины. (29)
Слова для справок: подводной, вместе, глубина, океан.
План
1. Где служит Колин дядя?
2. Вместе с кем плавает Колин дядя на большой глубине?
3. Куда выходит подводная лодка?
4. Что делает подводная лодка?
Паруса.
Раньше на кораблях были паруса. Их делали из очень толстой ткани. Паруса натягивали на высоких мачтах. Ветер дул в паруса и толкал корабль. Корабль мог плыть только при ветре. (30)
Слова для справок: корабль, парус, толкал, только.
План
1. Где были раньше паруса?
2. Из чего делали паруса?
3. На чём натягивали паруса?
4. Как ветер толкал корабль?
5. Мог ли корабль плыть без ветра?
Мельницы.
Хлеб пекут из муки. Муку получают из зерна. Но зерно нужно размолоть. Раньше зерно мололи на мельницах. Мельницы были водяные и ветряные. Хозяином мельницы был мельник. Ему крестьяне привозили зерно для помола. (33)
Слова для справок: получают, размолоть, ветряные, хозяин, крестьяне.
План
1. Из чего пекут хлеб?
2. На чём раньше мололи зерно?
3. Какие были мельницы?
4. Кто был хозяином мельницы?
5. Для чего крестьяне привозили зерно мельнику?
Водяная мельница.
Водяную мельницу ставили на реке. Сначала строили плотину. Делали запруду. Вода падала с плотины и крутила большое мельничное колесо. Колесо двигало жернова. Жернова перетирали зерно в муку. (28)
Слова для справок: сначала, запруда, мельничное, колесо, жернова, перетирали.
План
1. Где ставили водяную мельницу?
2. Что строили сначала?
3. Как вода крутила мельничное колесо?
4. Что двигало колесо?
5. Что делали жернова?
Трамвай.
По некоторым улицам города проложены рельсы. По рельсам ездят трамваи. У трамвая большие стальные колёса. Их крутит электрический мотор. Электричество приходит к трамваю по проводам. Трамвай соединён с ними при помощи рогов. (33)
Слова для справок: улица, проложены, колёса, мотор, электричество, провода.
План
1. Где ездят трамваи?
2. Какие колёса у трамвая?
3. Что крутит колёса трамвая?
4. Как приходит электричество к трамваю?
Троллейбус.
Троллейбус ездит без рельсов. Его колёса обуты в резиновые шины. Но их крутит электрический мотор. У троллейбуса есть длинные рога. Они соединяют его с электрическими проводами. Без рогов троллейбус ехать не может. (33)
Слова для справок: колёса, обуты, электрический, соединяют, мотор, не может.
План
1. Ездит ли троллейбус по рельсам?
2. Во что обуты колёса троллейбуса?
3. Что крутит колёса троллейбуса?
4. Что соединяет троллейбус с проводами?
Автобус.
У трамвая и троллейбуса есть рога. Рога соединяют их с электрическими проводами. А автобусу рога не нужны. Его мотор работает на бензине. Поэтому автобус может проехать по любой улице. Даже если там нет проводов. (35)
Слова для справок: электрическими, соединяют, мотор, на бензине, проехать, по улице.
План
1. Для чего трамваю и троллейбусу рога?
2. Нужны ли рога автобусу?
3. На чём работает мотор автобуса?
4. Может ли автобус проехать по любой улице?
Вертолёт.
У вертолёта над кабиной есть огромный винт. Он очень быстро крутится. Винт поднимает вертолёт в воздух. Вертолёт может лететь. Но он может и висеть на одном месте. (28)
Слова для справок: огромный, крутится, поднимает, на одном.
План
1. Что есть у вертолёта над кабиной?
2. Что поднимает вертолёт в воздух?
3. Может ли вертолёт лететь?
4. Может ли вертолёт висеть на одном месте?
Самолёт.
Вертолёт может лететь быстро. Самолёт может лететь быстрее. Но он не может висеть на одном месте. Самолёты бывают очень большими. Они летают с очень высокой скоростью. Такие самолёты перевозят людей и грузы по всей Земле. (36)
Слова для справок: быстро, на одном, скорость, перевозят.
План
1. Что может лететь быстрее – вертолёт или самолёт?
2. Бывают ли самолёты большими?
3. Могут ли самолёты летать с очень высокой скоростью?
4. Где самолёты перевозят людей и грузы?
Матч.
Во дворе гуляли десять мальчиков. Они решили сыграть в футбол. Получились две команды. По пять человек в каждой. Игра шла больше часа. Первая команда забила шесть голов. Вторая команда забила четыре гола. (33)
Слова для справок: решили, футбол, команда, человек.
План
1. Кто гулял во дворе?
2. Во что решили сыграть мальчики?
3. Сколько человек было в каждой команде?
4. Сколько времени шла игра?
5. Сколько голов забила первая команда?
6. Сколько голов забила вторая команда?
Птичий двор.
На птичьем дворе живут разные породы птиц. Вот бегают десять куриц и большой петух. Он умеет громко кричать. Вот огромный индюк. У него грозный вид. Живут здесь домашние утки. А это гуси с длинными шеями. (37)
Слова для справок: породы, петух, огромный, длинные.
План
1. Кто живёт на птичьем дворе?
2. Как умеет кричать петух?
3. Какой вид у петуха?
4. Какие утки живут на птичьем дворе?
5. Какие птицы с длинными шеями живут на птичьем дворе?
Мебель.
Папа с мамой хотят отвезти диван и шкаф на дачу. У папы есть легковая машина. Но мебель в неё не влезет. Пришлось вызывать маленький грузовик. Теперь у нас на даче есть диван и шкаф. (35)
Слова для справок: отвезти, диван, легковая, грузовик.
План
1. Куда папа и мама хотят отвезти диван и шкаф?
2. Какая машина есть у папы?
3. Что пришлось вызывать?
4. Что теперь есть на даче?
Чтение.
Люда любит читать. Она читает детские книжки и журналы. Раньше девочка читала только сказки. Теперь ей стали интересны серьёзные рассказы. Иногда Люда берёт читать взрослые книжки. (27)
Слова для справок: только, детские, интересны, рассказы, берёт.
План
1. Что любит делать Люда?
2. Что читает Люда?
3. Что читала девочка раньше?
4. Что стало интересно девочке читать теперь?
Зеркала.
У Кати в комнате на стене висит большое зеркало. Перед ним Катя одевается. В ванной комнате висит маленькое зеркало. Перед ним Катя умывается. И в прихожей висит зеркало. Перед ним Катя надевает куртку и шапку. (36)
Слова для справок: комната, одевается, в ванной, умывается, надевает.
План
1. Что висит у Кати в комнате на стене?
2. Что делает Катя перед зеркалом в своей комнате?
3. Что делает Катя перед зеркалом в ванной комнате?
4. Что делает Катя перед зеркалом в прихожей?
Фрукты.
Аня очень любит апельсины. Они сладкие и сочные. Рома больше любит мандарины. У мандаринов более нежный вкус. А Антону нравятся яблоки. Он может съесть пять штук за один раз. (30)
Слова для справок: апельсины, мандарины, нравятся, съесть.
План
1. Что любит Аня?
2. Что любит Рома?
3. Что нравится Антону?
4. Сколько Антон может съесть яблок за один раз?
Уборка.
В квартире уборка. Рита берёт веник. Она подметает пол. Папа включил пылесос. Он чистит ковёр и диван. Мама взяла швабру. Она будет мыть пол. Рита ей поможет. (28)
Слова для справок: квартира, берёт, пылесос, диван.
1. Что происходит в квартире?
2. Что делает Рита?
3. Что чистит папа?
4. Что будет делать мама?
5. Кто поможет маме?
Газеты и журнал.
Папа принёс газеты из почтового ящика. Папа сел в кресло. Теперь он читает газеты. А маленькому Мите пришёл детский журнал. Митя сел на диван. Он читает журнал. (30)
Слова для справок: из почтового, пришёл, детский, диван.
План
1. Откуда папа принёс газеты?
2. Куда сел папа?
3. Что получил маленький Митя?
4. Что он делает?
Холодно.
Сейчас зима. Стоит мороз. За окном дует сильный ветер. Он грозно гудит. Миша подошёл к окну. Он смотрит во двор. Но около окна холодно. Миша замёрз. Он идёт греться горячим чаем. (32)
Слова для справок: сейчас, дует, подошёл, греться, горячий.
План
1. Какое сейчас время года?
2. Какая погода на улице?
3. Куда подошёл Миша?
4. Почему Миша замёрз?
5. Чем греется Миша?
Друзья.
Алёша и Костя живут в одном подъезде. Алёша на восьмом этаже. Костя на четвёртом. Мальчики дружат. Они часто ходят друг к другу в гости. Они любят играть в футбол в коридоре. (32)
Слова для справок: подъезд, футбол, коридор.
План
1. Где живут Алёша и Костя?
2. Дружат ли мальчики?
3. Часто ли мальчики ходят друг к другу в гости?
4. Что любят делать мальчики?
3 класс
Летяга.
В глухих берёзовых и еловых лесах можно иногда встретить летягу. Это небольшой зверёк. Он покрыт нежной серой шерстью. У него между передними и задними ногами есть кожные складки. Благодаря им летяга быстро перелетает с дерева на дерево Планирующим полётом. (40)
Слова для справок: иногда, небольшой, кожные, благодаря, Планирующий полёт.
План
1. Где можно встретить летягу?
2. Большой ли зверёк летяга?
3. Какой шерстью покрыта летяга?
4. Что есть у летяги между передними и задними ногами?
5. Что умеет делать летяга? Благодаря чему?
Земляника.
В конце июня в лесу поспевает замечательная ягода. Её называют земляникой. Она сладкая и сочная. Ягоды у земляники небольшие. Спелые ягоды ярко-красные. Ягода может быть бледной. Эту ягоду срывать пока рано. Пусть созреет. Землянику вкусно есть сырой. Из неё можно варить отличное варенье. (45)
Слова для справок: поспевает, небольшие, созреет, отличное.
План
1. Когда поспевает земляника?
2. Какова земляника на вкус?
3. Какого размера и цвета спелые ягоды земляники?
4. Почему не стоит срывать бледные ягоды?
5. Можно ли есть землянику сырой?
Вороны.
Летом серые вороны гнездятся в лесах. Поздней осенью они перебираются в города и посёлки. При этом подмосковные вороны отправляются зимовать в Западную Европу. А в Подмосковье прилетают вороны из северных районов. Вороны необыкновенно осторожны и сообразительны. Это одна из самых умных птиц. Домашнюю ворону можно научить произносить некоторые слова. (50)
Слова для справок: гнездятся, перебираются, отправляются, Западная Европа, необыкновенно, некоторые.
План
1. Где серые вороны гнездятся летом?
2. Куда вороны перебираются поздней осенью?
3. Откуда вороны прилетают зимовать в Подмосковье?
4. Можно ли ворону назвать осторожной и сообразительной птицей?
5. Чему можно научить домашнюю ворону?
В лесу.
Гена и Аня жили летом на даче. Рядом с посёлком был большой лес. В нём можно собрать много земляники. Однажды утром дети отправились за ягодами. С ними пошёл сосед Иван Петрович. Три часа бродили они по лесу. Нашли несколько земляничных полянок. Эта ягода любит солнце. Поэтому на полянках её особенно много. Гена и Аня набрали по большому пакету ягод. Иван Петрович принёс целую корзинку. (66)
Слова для справок: однажды, пошёл, особенно.
План
1. Где жили летом Гена и Аня?
2. Что дети собирали в лесу?
3. Сколько часов бродили они по лесу?
4. Сколько ягод набрали дети?
5. Что принёс Иван Петрович?
Испуг.
Наступил тёплый летний вечер. Пятеро детей собрались на большой террасе дачного дома. Они стали рассказывать друг другу разные истории. Были истории смешные. Были истории страшные. За окном совсем стемнело. Детям стало боязно. Вдруг раздался странный шорох и скрежет. Приоткрылась входная дверь. Дети вскрикнули от испуга. Но это пришёл с улицы пёс Трезор. (53)
Слова для справок: пятеро, совсем, боязно, странный, шорох, приоткрылась, пришёл.
План
1. Где собрались пятеро детей?
2. Что делали дети?
3. Когда детям стало боязно?
4. Что услышали дети?
5. Что сделали дети?
6. Кто пришёл с улицы?
Букет.
Оксана собрала большой букет. Она принесла его в дом. Девочка налила в вазу воду и поставила букет на середину стола. В комнату вошла мама. Она залюбовалась цветами. Вот голубые незабудки. Вот ромашки с белыми лепестками и жёлтой серединкой. Среди них алеют маки. Мелькают жёлтые лютики. Мама вышла во двор. Она срезала ветку сирени и добавила к букету. Теперь он стал ещё красивее. (63)
Слова для справок: его, середина, залюбовалась, ромашки, лепестки, жёлтая, сирень, ещё.
План
1. Что собрала Оксана?
2. Куда Оксана принесла букет?
3. Кто вошёл в комнату?
4. Какие цветы в букете?
5. Что мама добавила к букету?
6. Каким теперь стал букет?
Шахматисты.
Олег и Руслан любят играть в шахматы. Они часто собираются после школы у Олега или у Руслана дома и играют несколько партий. Иногда выигрывает Олег. Иногда побеждает Руслан. Часто партия заканчивается ничьёй. Любят мальчики решать шахматные задачи. Ещё они разбирают по учебнику партии знаменитых шахматистов. Мальчики играют не только друг с другом. Они выступают на турнирах за сборную своей школы. (61)
Слова для справок: шахматы, собираются, иногда, заканчивается, решать, разбирают.
План
1. Где часто собираются Олег и Руслан? Зачем?
2. Чем заканчиваются партии?
3. Какие задачи любят решать мальчики?
4. Что мальчики разбирают по учебнику?
5. Где ещё мальчики играют в шахматы?
Прадедушка.
В комнате на стене висит портрет. На нём изображён пожилой человек с острой бородкой. Дима попросил папу рассказать про этого человека. Папа согласился. Это Димин прадедушка. Он был дедушкой Диминого папы. Прадедушка был очень известным учёным. Он сделал много открытий. Его награждали премиями и орденами. Его именем назвали улицу. Теперь Дима гордится своим прадедушкой. (56)
Слова для справок: комната, портрет, изображён, пожилой, учёный, ордена, гордится.
План
1. Где висит портрет?
2. Кто изображён на портрете?
3. Кем был Димин прадедушка?
4. Что назвали именем Диминого прадедушки?
5. Как Дима относится к своему прадедушке?
Старый дом.
Юра приехал летом на дачу. Он стал осматривать дом. Это был старый деревянный дом с двумя этажами и чердаком. На первом этаже помещалось четыре комнаты и терраса. В большой комнате стояла кирпичная печь. Печная труба возвышалась над крышей. Юра поднялся по винтовой лестнице на второй этаж. Там было три комнаты и балкон. Юра залез на чердак. Там среди пыли мальчик нашёл керосиновую лампу и подсвечник. (67)
Слова для справок: осматривать, деревянный, чердак, кирпичная, возвышалась, керосиновая, подсвечник.
План
1. Куда приехал летом Юра?
2. Каким был дом?
3. Что помещалось на первом этаже?
4. Что возвышалось над крышей?
5. Что находилось на втором этаже?
6. Что мальчик нашёл на чердаке?
Мурзик.
Большой кот Мурзик спал на кровати. Он свернулся в клубок и чуть шевелил во сне ушами. Вдруг за окном раздался шум. Проехала машина. Залаяла собака. Зачирикали птицы. Мурзик проснулся и потянулся. Потом он вспрыгнул на окно и стал смотреть вниз. Его очень интересует жизнь за окном. Люди любят смотреть телевизор. А Мурзик любит смотреть в окно. Это его телевизор. (60)
Слова для справок: на кровати, шевелил, зачирикали, телевизор.
План
1. Где спал кот Мурзик?
2. Какие звуки услышал Мурзик?
3. Что стал делать Мурзик?
4. Что любят делать люди?
5. Что любит делать Мурзик?
Арес.
У нас живёт кавказская овчарка. Это большой мохнатый пёс. Его зовут Арес. У него длинная белая шерсть. Он очень похож на белого медведя. Арес круглый год живёт на даче. Он сторожит дом. Пёс живёт в дощатой будке. Ему тепло на улице даже зимой. Арес отличный сторож. Он не лает зря. Я часто гуляю с Аресом по полю и по лесу. Ведь ему нужно много двигаться. (66)
Слова для справок: кавказская, длинная, улица, двигаться.
План
1. На кого похож Арес? Почему?
2. Где живёт Арес круглый год?
3. Что он делает?
4. Когда лает Арес?
5. Где гуляют с Аресом? Почему?
Прятки.
Дети играли в квартире в прятки. Саша спрятался в шкафу за висящей одеждой. Дима спрятался на кухне за холодильником. Вера спряталась под столом за краем скатерти. Зина спряталась за открытой дверью. Гриша водил. Он сосчитал до ста. Потом открыл глаза и пошёл искать ребят. Первым он нашёл Зину. Потом нашёл Диму. Вера выскочила сама. А Сашу искали долго. Он заснул в шкафу. (63)
Слова для справок: квартира, одежда, скатерть, сосчитал, пошёл, нашёл.
План
1. Где дети играли в прятки?
2. Где спрятались дети?
3. Кто водил? До скольких он сосчитал?
4. Кого Гриша нашёл?
5. Кто выскочил сам?
6. Кого искали долго? Почему?
В лесу.
Кирилл с папой долго гуляли по лесу. Мальчик увидел много разных деревьев. В лесу росли старые сосны и ели. Их высокие толстые стволы походили на колонны. Среди них стояли клёны и липы. Они были меньше хвойных деревьев. Кирилл всю прогулку слышал замечательный птичий концерт. Множество птиц щебетало и чирикало. А порой издалека доносился гулкий голос кукушки. (58)
Слова для справок: Кирилл, колонны, замечательный, концерт, издалека.
План
1. Где гуляли Кирилл с папой?
2. Что увидел мальчик?
3. Стволы каких деревьев походили на колонны?
4. Какие деревья были меньше хвойных?
5. Что Кирилл слышал всю прогулку?
6. Какие птичьи голоса слышал мальчик?
Акула.
Среди морских рыб есть грозные хищники. Самые известные среди них акулы. Существует много разных видов акул. Есть акулы совсем небольшие. Их длина чуть больше метра. Они почти не опасны для человека. Но встречаются среди акул и гиганты. Это китовые акулы. Их длина достигает двадцати метров. Даже большие акулы могут быть безопасны для людей. Но всё равно. С любой акулой надо быть осторожным. (63)
Слова для справок: существует, небольшие, не опасны, гиганты, осторожный.
План
1. Самые известные хищники среди морских рыб.
2. Много ли существует видов акул?
3. Небольшие акулы. Какие они?
4. Гигантские акулы. Какие они?
5. Все ли акулы опасны для людей?
6. Нужно ли быть осторожным с любой акулой?
Айсберг.
В холодных морях встречаются ледяные горы. Они называются айсбергами. Над водой видна только небольшая часть айсберга. Большая часть скрыта под водой. Айсберги являются обломками ледников. Их лёд образовался на суше из снега. Поэтому он пресный. Из айсбергов моряки могут добывать пресную воду для питья. В айсберг стреляют из пушки. Потом садятся в шлюпку и подбирают осколки льда. (57)
Слова для справок: небольшая, образовался, поэтому, садятся, подбирают.
План
1. Где встречаются айсберги?
2. Какая часть айсберга скрыта под водой?
3. Чем являются айсберги?
4. Как образовался их лёд?
5. Как моряки используют айсберги?
Саванны.
В Африке и в Южной Америке большие площади занимают саванны. Это равнины. Они покрыты высокой травянистой растительностью. Среди травы растут отдельные деревья. В саваннах часто встречается баобаб. В высоту он достигает двадцати пяти метров. А толщина ствола у него больше девяти метров. Баобаб может прожить больше четырёх тысяч лет. (50)
Слова для справок: Африка, Южная Америка, саванна, растительность, растут, баобаб.
План
1. Где саванны занимают большие площади?
2. Какой рельеф местности в саванне?
3. Чем покрыта саванна?
4. Какое дерево часто встречается в саваннах?
5. Сколько лет может прожить это дерево?
Ангорская кошка.
Ангорская кошка является одной из самых старых пород кошек. Она происходит из Турции. Потом таких кошек стали разводить во Франции. У ангорской кошки длинная шерсть. Это небольшая и очень изящная кошка. У неё гибкое тело и стройные лапы. Ангорская кошка обладает дружелюбным и спокойным характером. Она умна и предана своему хозяину. Ангорская кошка любит привлекать к себе внимание человека и играть с ним. (65)
Слова для справок: является, порода, небольшая, обладает, характером, предана, хозяин, человек.
План
1. Откуда происходит эта порода?
2. Где в Европе впервые стали разводить этих кошек?
3. Как выглядит ангорская кошка?
4. Характер ангорской кошки.
5. Любит ли ангорская кошка привлекать к себе внимание человека?
Рэгдолл.
Недавно в Америке вывели новую породу кошек. Она называется рэгдолл. Это крупная кошка. У неё широкая грудь и массивная задняя часть. Хвост у рэгдолла длинный и пушистый. Шея короткая и толстая. Лапы круглые и большие. Шерсть длинная и шелковистая. Внешне кошка кажется очень упитанной. Рэгдолл умеет очень хорошо расслабляться. Тогда его тело становится похожим на тряпичную куклу. (58)
Слова для справок: Америка, порода, массивная, внешне, упитанная, расслабляться, тряпичная.
План
1. Где вывели эту породу?
2. Крупная ли это кошка?
3. Какой хвост у рэгдолла?
4. Какие у этой кошки шея и лапы?
5. Какая у рэгдолла шерсть?
6. Что очень хорошо умеет делать рэгдолл?
Овраг.
Дождевая и талая вода размывает землю. Образуются промоина. Она становится всё больше. В конце концов получается овраг. Овраг продолжает расти. Он может достичь в длину нескольких километров. А в ширину и в глубину овраг может достичь нескольких десятков метров. В большой овраг вливаются меньшие овраги. Их называют ветвями оврага. Особенно часто овраги образуются между двумя холмами. Там скапливается много дождевой и талой воды со склонов холмов. (67)
Слова для справок: промоины, овраг, продолжает, достичь, вливаются, особенно, скапливается.
План
1. Образование оврага.
2. Рост оврага.
3. Ветви оврага.
4. Где особенно часто образуются овраги?
Балка.
Овраг постоянно растёт. Дождевая и талая вода всё размывает и размывает его склоны. Постепенно они становятся всё более и более пологими. Овраг перестаёт быть глубокой промоиной с крутыми склонами. Он становится длинной ложбиной с очень пологими склонами. Такую ложбину называют балкой. Это конечная стадия развития оврага. Обычно её покрывает лес или высокая трава. (54)
Слова для справок: постоянно, растёт, постепенно, пологие, овраг, ложбина.
План
1. Причины роста оврага.
2. Какими постепенно становятся склоны оврага?
3. Чем становится овраг?
4. Как теперь его называют?
5. Что обычно покрывает балку?
Болото.
На суше встречаются участки со слишком большим количеством влаги. Такие участки суши могут превращаться в болота. На болотах почва часто бывает топкой. Ходить по ней опасно. Она словно затягивает в себя ноги. Но есть на болотах и места с достаточно твёрдой почвой. Из болотных растений постепенно образуется торф. Обычно в старых болотах есть слой торфа толщиной в несколько метров. (60)
Слова для справок: встречаются, количество, могут превращаться, постепенно, несколько.
План
1. Какие участки суши могут превращаться в болота?
2. Какая почва часто бывает на болотах?
3. Есть ли на болотах места с достаточно твёрдой почвой?
4. Что постепенно образуется из болотных растений?
5. Что есть обычно в старых болотах?
Валуны.
Иногда на равнинах можно встретить камни огромного размера. Их называют валунами. Это обломки горных пород. Несколько десятков тысяч лет назад их принёс сюда ледник. Он покрывал тогда северную часть Европы. Ледник медленно полз и тащил с собой с гор отколовшиеся куски камня. Так они попали в наши края. Потом климат стал более тёплым. Льды растаяли. А валуны остались лежать. (60)
Слова для справок: иногда, равнина, огромного, медленно, отколовшиеся, климат.
План
1. Где можно встретить валуны?
2. Что это такое?
3. Когда и как валуны попали на равнину?
4. Каким образом ледник доставил валуны?
5. Что произошло с ледником?
Сенбернар.
Вы наверняка видели большого мохнатого сенбернара. Это спокойная и добрая собака. Её внешний вид исполнен мудрости и величия. У сенбернара крупная голова с широким выпуклым лбом и широкими скулами. У него мощное и красивое тело. Хвост у него длинный и пушистый. Собак этой породы использовали для спасения людей в горах. Они находили замерзавших в снегах путников. (57)
Слова для справок: наверняка, исполнен, величия, порода.
План
1. Характер сенбернара.
2. Внешний вид сенбернара.
3. Сенбернар спасает людей.
Ротвейлер.
Отличные служебные собаки получаются из собак породы ротвейлер. Это крупная собака с мощной мускулатурой. Шерсть у ротвейлера короткая. Он очень силён и довольно вынослив. У него очень хорошо получается охранять стада коров и овец. Отлично получается у ротвейлера находить преступников по следам. Ротвейлер смел и добродушен. Он предан своему хозяину. Из ротвейлера может получиться надёжный сторож и при этом прекрасный товарищ. (62)
Слова для справок: отличные, порода, мускулатура, отлично, преступники, добродушен, хозяин, может получиться, товарищ.
План
1. Какие собаки получаются из собак породы ротвейлер?
2. Внешний вид ротвейлера.
3. Охрана стад.
4. Поиск преступников.
5. Характер ротвейлера.
6. Что может получиться из ротвейлера?
Комментариев нет:
Отправить комментарий