Ребусы

понедельник, 21 марта 2016 г.

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме

Образовательная цель: познакомить с особенностями  неопределённой формы глагола .
 Развивающие цели: развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним.
           Воспитательные цели: воспитывать  культуры поведения, аккуратность  при работе в тетради, прилежность,   интерес  к изучению предмета.
Задачи
1. направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование  умения ориентироваться в своей системе знаний; выявление признаков глаголов в неопределенной форме; актуализация знаний о глаголе как части речи; развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме и правильно  употреблять их в речи; формирование  умения осознавать роль глаголов в речи;
    2. направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование положительного отношения к познавательной деятельности; развитие способности к самооценке;
развитие способности к самооценке; формирование основ гражданской  идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее культуру;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;


          3.направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций; определять наиболее эффективные способы достижения результата;формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
                                                            регулятивных учебных действий 
рефлексно – оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при выделении трудностей в обнаружении времени глаголов в неопределенной форме и путей их преодоления
                                                 познавательных универсальных учебных действий 
логико – символических действий в процессе обобщения существенных признаков временных форм неопределенной формы глагола,информационных действий в процессе работы с определением времен глагола в неопределенной форме в учебнике
                                                       коммуникативных универсальных учебных действий 
развитие психических процессов: памяти,  внимания; развитие связной речи;обоснование точки зрения о признаках времен глагола в неопределенной форме, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока
                                                                 личностных универсальных учебных действий 
действия смыслообразования
          Методы: проблемный, наглядный, исследовательский, словесный, репродуктивный
                                     Форма обучения: индивидуальная, групповая, коллективная
                                                        Оборудование:
Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс; компьютер, проектор, электронная доска; презентация; листы самооценки,  карточки  для работы в группах,  карточки для игры «Подумай!» , схемы-опоры

Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты:
формирование УУД
I.Организационный момент(мотивационный этап)  1 мин.
СЛАЙД 1
II.Проверка д/з
3 мин.
III.Актуализация
знаний и умений
10 мин.
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5-14
IV.Самоопределение к деятельности.
5 мин.
Целеполагание
(в  сотворчестве  с учащимися)
Этап построения проекта решения учебных задач
СЛАЙД 15
Выход на тему урока
Реализация построенного проекта выхода из затруднения в ходе активного взаимодействия учителя и ученика
V.Физкультминутка
для глаз
СЛАЙД 16         1 мин.
VI.Работа по теме урока.    7 мин.
Этап первичного закрепления
СЛАЙД 17
СЛАЙД 18
VII. Физкультминутка
СЛАЙД 19
3 мин.
VIII.Рефлексия
5 мин.
СЛАЙД 20
IX. Подведение итогов.
3 мин.
X.Домашнее задание.
2 мин.
Создаёт эмоциональный настрой.
-Здравствуйте,  ребята.
Мне хочется, чтобы вы  сегодня на уроке  улыбались,
Уроком, работой  своей и одноклассников   довольны остались.
Средний  уровень- рисунки(разукрасить и подобрать глаголы для подписей  - 3 глагола)
Высокий уровень – отгадать героя по глаголам (Задания из книги Т.Рик «Здравствуй, дядюшка Глагол!»  стр.42, стр.25)
- Сегодня 18 марта.  Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно. Запишите в тетрадь дату и вид работы.
- В словах  восемнадцатое,классная работа  на что нужно обратить внимание?
Назовите орфограммы в словах,
- Начнем урок  с минутки чистописания.
  Чистописание
-Посмотрите на слайд
Где встречалось это сочетание букв?
-Сегодня мы будем писать  сочетание букв
тся   ться  
 Приведи пример применения этих сочетаний. Объясните  правописание ь.
- О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?
Что мы знаем о глаголах? (схема опора)
С 1 группой (слабые и средние дети)  проводит словарную работу+ образование глаголов (у детей номерки выхода- слабый уровень).
(Интерактивная игра)
Запишите слова.
Завтрак-завтракает, победа-побеждает, рисунок-рисуют, обед-обедает, дежурный-дежурят, жёлтый-желтеет, чёрный –чернеют.
Взаимооцека (средний оценивает слабый уровень)
Сделайте вывод. От каких частей речи можно образовать формы глагола?
Со 2 группой (сильные дети)
организует  игру «Подумай».
Работают  по инструкциям учителя  отдельно у доски) Распределить на 3 группы.
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбежала, решить… беречь, нести, читает, веселит, обходят, играешь, пошли, загрустил, зашьёте, просмотрит, вернут. 
Организует беседу по выявлению знаний, которые повторили в ходе игры «Подумай»
Выдвигает проблему по формулировке темы  урока
- Все ли слова оказались на доске?
- Проверяем
- Какое лишнее? Почему?
Слова «решить, беречь, нети»
-Почему эти глаголы  оказались лишними, не попали ни  в одну из трех групп.
Ваши  предположения……

Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Давайте вернемся к нашим глаголам. Запишите их:  решить, беречь, нести

Сможем ли мы определить время и число? А какой вопрос можно задать?
А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
Какова же тема нашего урока?
Неопределенная форма глагола
Открывает тему на доске.
-Какие задачи стоят перед вами на уроке?
Задачи урока
1.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм
2.Задавать вопросы
3.Образовывать неопределённую форму глагола
Откройте учебники  с.72.
Упр. 148
Устно. Сравни глаголы в словосочетаниях 1 и 2 группы. У каких глаголов время можно определить?
Укажите время. На какие вопросы отвечают глаголы?
Что можно сказать о глаголах 2 группы? Сделайте вывод. Почему называется неопределённой? Неопределенная форма глагола  не несет на себе отпечатка времени, числа, рода, поэтому ее выбрали как начальную форму.
 Как называются такие глаголы? На какие вопросы отвечают?
Упр.149 (записать по 1 пословице по рядам) Устно прожить (1)
Назовите глаголы.  Как называется эта группа глаголов? Почему?Какой вопрос можно задать к этим глаголам? Что делать?  или   Что сделать?
Сделайте вывод.  На какие вопросы отвечают?
А чем интересны глаголы неопределённой формы по написанию?
Что пишется на конце слова? Выделите суффиксы –ть, -ти
Упр.151 Выпишите только глаголы.
Что видим у этих глаголов? -чь
На что надо обратить внимание? Прочитайте с. 73 . Сделайте вывод.
Подведём итог.
Кто сможет рассказать о глаголах в неопределенной форме? (Пользуясь опорной схемой)
.
-В учебнике с.72 прочитайте правило.
       
- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока
1.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм
2.Задавать  вопросы
3.Образовывать неопределённую форму глагола
Игра
«Покажи и отгадай»
Показывают  без слов действия, которые дети должны  отгадать, поставив в неопределённую форму.
«Покажи действия»
Учитель произносит слова – разные формы глагола. Дети показывают только те, что относятся к неопределённой  форме глагола.
Интерактивное задание «Сладкая мечта» из коллекции ЦОР
Интерактивная игра «Найди синоним» (Дополнительно)
Упр.150 (самостоятельно письменно)
Работаем по учебнику. Самостоятельное выполнение.
взаимопроверка по образцу.
- Вспомним задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.
- Со всеми ли мы справились? Дополним нашу схему новым материалом. (Неопределённая форма)
- Наш урок подходит  к концу.
-Заполните листы самооценки.
 1.Я знаю, что такое «Неопределенная форма глагола»  
2. Я умею образовывать неопределенную форму глагола
3. Я умею отличать её от других форм глагола  
4. Я хорошо работал в группе
С темой урока я  _________________(настроение)
1.Кн.с 74  Упр.152
2. Хитрое-прехитрое задание. Придумать  «Сон-наоборот» : как мальчик очутился в Африке, где очень жарко.Используй глаголы  в неопределённой форме наоборот (то есть противоположные по смыслу). Например: зябнуть-согреваться, потеть-дрожать и т.д. ( всего 5-7 глаголов) из книги Т.Рик стр.46
Показывают  рисунки профессора П.П.Пупыркина
Доказывают выбор подозреваемой личности.
Вступают в диалог с учителем
Приводят примеры
Повторяют   ранее полученный материал о глаголах, восстанавливая схему-опору
Работа по группам:
1 группа в игровой форме повторяет словарные слова, образуя от этих слов глаголы.
Средний уровень оценивает работу слабого
Игра «Подумай»
Дети  выбирают  карточки-помощницы в разных временных формах и вывешивают  на  доске.
 Дети  обосновывают свой выбор.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения
Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения

Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличается от других глаголов.
Вступают в диалог с учителем.
Решают  возникшую проблему, переходя к теме урока
Формулируют тему урока
Определяют задачи урока, обосновывают свою точку зрения
Пытаются сформулировать задачи урока, открывая облачки задач на доске.
Ставят вопросы к глаголам.
Анализируют, сопоставляют, делают выводы
Составляют алгоритм отличия глагола в неопределенной форме от других глагольных форм
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение
Делают вывод о неопределённой форме.
Делают вывод о вопросах.
Делают вывод о суффиксах .
По схеме- опоре формулируют правило, дополняя его по мере выполнения упражнений .
Закрепляют формулировку правила по учебнику.
Работа с учебником
Восстанавливают задачи урока, анализируют степень выполнения
Выбрав действие, показывают его ребятам. Другие должны отгадать. Но произносить отгаданный глагол в неопределённой форме.
Отыскивают глаголы в неопределённой форме.
Сопоставляют глаголы, образуя пару.
Взаимопроверка(друг у друга)
Проверяют работу, оценивают свои действия
Заполняют листы самооценки.
Участвуют в диалоге с учителем
Соотносят  листы  самооценки  к выбранному смайлику.
Регулятивные
Умение оценить своё эмоциональное состояние
Личностные
самоопределение
мотивация на успех
пихологический настрой.
Коммуникативные 
умение оформлять свои мысли в устной речи;
умение включаться в диалог
Познавательные
умение ориентироваться в своей системе знаний по изучаемой теме
Коммуникативные(постановка речевых высказываний)
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение
Познавательные
умение анализировать, проводить аналогии; узнавать части речи по их существенным признакам; умение выделить нужную информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
Регулятивные
умение контролировать  и оценивать учебные действия, выявлять причины неудач
Коммуникативные
умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему
с учителем и сверстниками;
умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение,
умение слушать и слышать,  
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные
умение осознавать ответственность за будущий результат;
сотрудничать со сверстниками
Коммуникативные
(лидерство и согласование действий с партнером)
умение сотрудничать со сверстниками, управлять поведением партнёра
Регулятивные
умение отличать новое знание от уже известного, Умение проявлять инициативу в постановке учебной задачи

Познавательные
умение ориентироваться в своей системе знаний;
выдвигать гипотезы;
умение прогнозировать
Познавательные
Умение выделить нужную информацию, анализировать, сравнивать , устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
умение осуществлять анализ при составлении алгоритма
Регулятивные
Умение соотносить выполнение работы с алгоритмом, целеполагание,  саморегуляция, 
умение сохранять учебную задачу, воспроизводить её на разных этапах урока;
планировать свои действия в течение урока
Коммуникативные
умение владеть диалоговой речью,
задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании собеседника;
соблюдать правила речевого этикета;
договариваться и приходить к общему решению;
планировать,  контролировать, корректировать действия партнера
Личностные:
-проявление интереса к изучаемому материалу;
-сохранение  учебной мотивации.
Познавательные
использовать логические операции при сравнении фактов, умение образовывать неопределенную форму глагола;
Регулятивные
 оценка, саморегуляция,  коррекция,
Коммуникативные
 контролировать, корректировать действия партнера, сотрудничать со сверстниками
Регулятивные
умение выявлять признаки глаголов  в  неопределенной
форме,
оценивать правильность выполнения работы (контроль), используя критерии, заданные учителем
Личностные
самоопределение,
Умение осознавать ответственность за будущий результат;

Комментариев нет:

Отправить комментарий