1. Анализ
уровня освоения ФГОС по русскому языку
в Ростовской области на основе анализа
результатов проведения апробации
Всероссийской проверочные работы по
русскому языку (часть 1 и 2).
Назначение
ВПР по русскому языку – оценить уровень
общеобразовательной подготовки
обучающихся 4 классов в соответствии с
требованиями ФГОС. В таблице 2 отражены
достижения учащихся 4-х классов школ
Ростовской области по освоению блоков
примерной основной образовательной
программы начального общего образования
(далее ПООП НОО).
Таблица 1
Достижение
планируемых результатов в соответствии
с ПООП НОО
|
||||||
|
||||||
№
|
Блоки
ПООП НОО
выпускник
научится / получит
возможность научиться
|
Макс
балл |
Средний
%
|
|
||
выполнения
|
||||||
по
региону
|
по
России
|
|||||
Количество
участников апробации
|
35
103 уч.
|
593
061 уч.
|
||||
1К1
|
Писать
под диктовку тексты в соответствии
с изученными правилами правописания;
проверять предложенный текст, находить
и исправлять орфографические ошибки
|
4
|
59
|
61
|
||
1К2
|
Писать
под диктовку тексты в соответствии
с изученными правилами правописания;
проверять предложенный текст, находить
и исправлять пунктуационные ошибки
|
3
|
80
|
84
|
||
2
|
Выделять
предложения с однородными членами
|
3
|
67
|
70
|
||
3(1)
|
Находить
главные и второстепенные (без деления
на виды) члены предложения
|
1
|
85
|
85
|
||
3(2)
|
Распознавать
грамматические признаки слов; с учетом
совокупности выявленных признаков
(что называет, на какие вопросы
отвечает, как изменяется) относить
слова к определенной группе основных
частей речи
|
3
|
75
|
75
|
||
4
|
Соблюдать
нормы русского литературного языка
в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников
(в объёме представленного в учебнике
материала)
|
2
|
74
|
76
|
||
5
|
Характеризовать
звуки русского языка: согласные
звонкие/глухие
|
1
|
76
|
80
|
||
6
|
Определять
тему и главную мысль текста
|
2
|
54
|
54
|
||
7
|
Делить
тексты на смысловые части, составлять
план текста
|
3
|
56
|
57
|
||
8
|
Задавать
вопросы по содержанию текста и отвечать
на них, подтверждая ответ примерами
из текста
|
2
|
61
|
62
|
||
9
|
Определять
значение слова по тексту
|
1
|
76
|
77
|
||
10
|
Подбирать
синонимы для устранения повторов в
тексте
|
1
|
78
|
76
|
||
11
|
Находить
в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс
|
2
|
59
|
63
|
||
12K1
|
Распознавать
грамматические признаки слов; с учетом
совокупности выявленных признаков
относить слова к определенной группе
основных частей речи
|
1
|
65
|
67
|
||
12K2
|
Проводить
морфологический разбор имен
существительных по предложенному в
учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического
разбора; находить в тексте предлоги
вместе с именами существительными,
к которым они относятся
|
2
|
58
|
58
|
||
13K1
|
Распознавать
грамматические признаки слов; с учетом
совокупности выявленных признаков
относить слова к определенной группе
основных частей речи
|
1
|
58
|
61
|
||
13K2
|
Проводить
морфологический разбор имен
прилагательных по предложенному в
учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического
разбора
|
2
|
45
|
44
|
||
14K1
|
Находить
в тексте такие части речи, как личные
местоимения и наречия, предлоги вместе
с существительными и личными
местоимениями
|
1
|
67
|
68
|
||
14K2
|
Распознавать
грамматические признаки слов
|
2
|
67
|
65
|
||
15K1
|
Распознавать
грамматические признаки слов; с учетом
совокупности выявленных признаков
относить слова к определенной группе
основных частей речи
|
1
|
77
|
77
|
||
15K2
|
Проводить
морфологический разбор глаголов по
предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения
морфологического разбора
|
2
|
46
|
41
|
||
16
|
Соблюдать
в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного общения;
оценивать правильность (уместность)
выбора языковых средств устного
общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста
|
2
|
58
|
60
|
Планируемые
предметные результаты в ПООП НОО,
приводятся в
двух блоках
к каждому разделу: «выпускник
научится»
и
«выпускник
получит
возможность научиться».
Они ориентируют в том, какой уровень
освоения опорного учебного материала
ожидается от выпускников начальной
школы.
Первый
блок
«Выпускник
научится».
Критериями
отбора данных результатов служат: их
значимость для решения основных задач
образования на данном уровне, необходимость
для последующего обучения, а
также потенциальная возможность их
достижения большинством
обучающихся, как минимум, на уровне,
характеризующем исполнительскую
компетентность обучающихся. Иными
словами, в эту группу включается такая
система знаний и
учебных действий, которая, вопервых,
принципиально необходима
для успешного обучения в начальной и
основной школе и, вовторых, при наличии
специальной целенаправленной работы
учителя может быть освоена подавляющим
большинством детей1.
Согласно
таблице 1 к блоку «выпускник
научится»
относились задания, по результатам
которых можно сделать вывод, что у
обучающихся сформированы знания основных
языковых единиц.
Рассмотрим
полученные результаты. Участники
апробации ВПР в Ростовской области
демонстрируют достаточно высокий
уровень освоения базовых учебно-языковых
опознавательных умений: умение
распознавать и графически обозначать
однородные члены в предложении (средний
процент выполнения по региону и стране
85%),
умение распознавать грамматические
признаки слов (средний
процент выполнения по региону и стране
75%).
Также
обучающиеся владеют учебно-языковым
умением подбирать к слову близкие по
значению слова (синонимы) – средний
процент по региону 78, по стране – 76%.
Участники
апробации ВПР недостаточно успешно
справились и с заданиями, относящиеся
к блоку
«выпускник получит возможность
научиться».
Уровень
достижений, соответствующий
планируемым результатам освоения этого
блока, могут продемонстрировать только
отдельные обучающиеся,
имеющие
более высокий уровень мотивации и
способностей. В повседневной практике
обучения эта группа целей не отрабатывается
со всеми без исключения обучающимися
как в силу повышенной сложности учебных
действий для обучающихся, так и в силу
повышенной сложности учебного материала
и/или его пропедевтического характера
на данном уровне обучения. Задания,
ориентированные на оценку достижения
этой группы планируемых результатов,
чаще всего включаются
в материалы итогового контроля или в
олимпиады для того, чтобы выявить
одаренных школьников.
Основные
цели такого включения - предоставить
возможность
обучающимся продемонстрировать овладение
более высоким (по сравнению с базовым)
уровнем личностных достижений и
выявить динамику роста численности
группы наиболее подготовленных
обучающихся. При этом невыполнение
обучающимися
заданий, с помощью которых ведётся
оценка
достижения планируемых результатов
этой группы,
не является препятствием для перехода
учащихся на следующий
уровень обучения2.
Кроме того,
обучающиеся школ РО
продемонстрировали
высокий
уровень освоения
умений
«классифицировать части речи и
распознавать их грамматические признаки»
(проводить морфологический разбор имен
существительных, имен прилагательных,
глаголов). В таблице 2 данные строки
выделены зеленным цветом.
2.Анализ
уровня освоения ФГОС по математике в
Ростовской области на основе анализа
результатов проведения апробации
Всероссийской проверочные работы.
ВПР по
математике имеет целью осуществление
оценки уровня подготовки обучающихся
начальной школы по данному предмету.
Уровень достижений школьников РО по
математике в соответствии с ПООП НОО
отражен в таблице 2.
Таблица 2
Достижение
планируемых результатов в соответствии
с ПООП НОО
|
||||||||
|
||||||||
№
|
Блоки
ПООП НОО
выпускник
научится / получит
возможность научиться
|
Макс
балл |
Средний
|
|
|
|||
%
выполнения
|
|
|||||||
По
региону
|
По
России
|
|||||||
|
35767
уч.
|
609828
уч.
|
|
|||||
1
|
Выполнять
устно сложение, вычитание, умножение
и деление однозначных, двузначных и
трехзначных чисел в случаях, сводимых
к действиям в пределах 100 (в том числе
с нулем и числом 1)
|
1
|
96
|
96
|
||||
2
|
Вычислять
значение числового выражения
(содержащего 2–3 арифметических
действия, со скобками и без скобок)
|
1
|
86
|
86
|
||||
3
|
Решать
арифметическим способом (в 1–2 действия)
учебные задачи и задачи, связанные с
повседневной жизнью
|
2
|
82
|
83
|
||||
4
|
Читать,
записывать и сравнивать величины
(массу, длину), используя основные
единицы измерения величин и соотношения
между ними (килограмм – грамм; километр
– метр, метр – дециметр, дециметр –
сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр
– миллиметр);
|
1
|
63
|
67
|
||||
5(1)
|
Вычислять
периметр прямоугольника и квадрата,
площадь прямоугольника и квадрата
|
1
|
75
|
76
|
||||
5(2)
|
Выполнять
построение геометрических фигур с
заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью
линейки, угольника
|
1
|
57
|
62
|
||||
6
|
Читать
несложные готовые таблицы /
|
1
|
84
|
84
|
||||
|
|
|||||||
сравнивать
и обобщать информацию, представленную
в строках и столбцах несложных таблиц
и диаграмм
|
||||||||
|
||||||||
7
|
Выполнять
письменно действия с многозначными
числами (сложение, вычитание, умножение
и деление на однозначное, двузначное
числа в пределах 10 000) с использованием
таблиц сложения и умножения чисел,
алгоритмов письменных арифметических
действий (в том числе деления с остатком)
|
1
|
75
|
72
|
||||
8
|
Читать,
записывать и сравнивать величины
(время), используя основные единицы
измерения величин и соотношения между
ними (час – минута, минута – секунда);
|
1
|
33
|
31
|
||||
решать
задачи в 3–4 действия
|
||||||||
9
|
Устанавливать
зависимость между величинами,
представленными в задаче, планировать
ход решения задачи, выбирать и объяснять
выбор действий;
|
2
|
62
|
57
|
||||
решать
задачи в 3–4 действия
|
||||||||
10
|
Описывать
взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости
|
2
|
31
|
38
|
||||
11(1)
|
Интерпретировать
информацию (объяснять, сравнивать и
обобщать данные, делать выводы и
прогнозы)
|
1
|
67
|
66
|
||||
11(2)
|
Интерпретировать
информацию (объяснять, сравнивать и
обобщать данные, делать выводы и
прогнозы)
|
1
|
62
|
64
|
||||
12
|
Демонстрировать
овладение основами логического и
алгоритмического мышления;
|
2
|
5
|
8
|
||||
решать
задачи в 3–4 действия
|
||||||||
|
|
Согласно
таблице 2, у обучающихся не вызвало
затруднений выполнение заданий на
«проверку умения выполнять арифметических
действия с числами и числовыми выражениями»
(средний
процент выполнения по региону и стране
– 86%), «умение
выполнять письменно действия с
многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на
однозначное, двузначное числа в пределах
10 000)» – средний
процент выполнения по региону 75, по
стране - 72%.
Также учащиеся
РО продемонстрировали умение
«работать
с таблицами, схемами, графиками,
диаграммами,
анализировать и интерпретировать
данные»
(средний процент выполнения по региону
и стране одинаков – 84%), «умение
решать задачи в 3-4 действия» (средний
процент выполнения по региону – 62%, по
стране – 57%).
Вывод:
Анализ достижения планируемых результатов
в соответствии с ПООП НОО по русскому
языку и математике в регионе носит
обобщенный характер. Каждая школа-участница
через личный кабинет на портале ВПР
получила результаты по русскому языку
и математике.
Результаты
апробации ВПР необходимы для проведения
детальной диагностики уровня
общеобразовательной подготовки
обучающихся по данным предметам и для
совершенствования методики преподавания
в начальной школе, регулирования программ
обучения и расстановки основных
образовательных акцентов в регионе.
1 Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) – стр. 12
2
Там же (стр. 12-13)
Комментариев нет:
Отправить комментарий