Ребусы

понедельник, 21 марта 2016 г.

С.Есенин "Лебёдушка"



Ход урока
1. Пятиминутное чтение

2. Орфографическое чтение.
Тут коршун….
Мама-стрижиха не появилась…


3. Повторение литературных терминов.

Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.

Летопись – это запись по годам исторических событий.

Эпитет-это непростое определение, а такое, которое помогает ярче представить героя, события, предмет.

Народные сказки – жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора.

Пейзажная лирика – вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы.

4. Сообщение темы урока.
У: Сегодня мы познакомимся с творчеством С. Есенина - замечательного поэта, лирика - пейзажиста.


5. Вступительное слово о поэте.
(Звучит музыка “Над окошком месяц, под окошком ветер…”)
Д: Сергей Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново.


     Вспоминает сестра Есенина: – “В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг, такая ширь”. 
     Родители его были бедные крестьяне. 



     Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек, он всегда был лидером, большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, песни. Хотелось и ему самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга стихов.




У: Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня и пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств. В этом мире живет, своей самостоятельной жизнью, каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – деревья и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
В 2006 году, мы отмечали 110 лет со Дня рождения великого русского поэта. К этому юбилею во многих городах России были установлены памятники поэту, памятные доски на тех домах, в которых жил поэт или часто бывал.




Памятник Есенину на Тверском бульваре.



Есенин был признан известными поэтами и писателями того времени. 
     Сегодня мы будем читать стихотворение “Лебедушка”, которое посвящено милосердию, в котором поэт отразил свою любовь к природе, животному миру.
 Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. 


В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

6. Чтение стихотворения учителем.

7. Беседа по первым впечатлениям.
- Какое настроение возникло у вас? Почему?

8. Работа со словариками настроений.
- Откройте словарики настроений и найдите меткие слова, которые помогут вам охарактеризовать настроение.

9. Самостоятельное чтение учащимися.

10. Работа над языком стихотворения.
- Прочитайте 1, 2, 3 строфы.
Какие картины природы рисует поэт? Что бы вы нарисовали?
(Словесное рисование).

У: Вывод: Природа, зорька, сосны, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. Посмотрите, как прекрасно раннее утро!
- Прочитайте 4, 5-11 строфы.
Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?
Давайте понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение словосочетаний: “гладь зеркальная”, “тихая заводь”, “молчаливый затон”, “трава шелковая”, “тихозвонные ручейки”, “росинки серебристые”, “цветы лазоревые”, “волны пряные”.
- Где вы встречались с такими эпитетами? (В сказках).
Вывод: Правильно. Есенинская поэзия очень близка к фольклору.
- Прочитайте 12, 13, 14 строфы
11. Выборочное чтение.
У: Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для него воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери – лебеди, которая внимательна к своим детям.
Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.
Прочитайте отрывок, где надвигается беда. Что знаете об орлах?
Прочитайте отрывок, где поэт описывает внешность орла.
- Прочитайте 22-27 строфы.
Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела? Как защищала детей?
Какой момент считаете самым тревожным? Какой момент самый трагический?
Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей
12. Работа над цветописью и звукописью.
У: - Немаловажную роль в поэзии Есенина играет цвет. Есенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.
Прочитайте отрывок, где встречается зеленый цвет. (5, 8, 28)
У: - Синий цвет – цвет родной Оки, неба, Родины. Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.
Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета. (1, 3)
У: - С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный. Где встречается белый цвет?
(Цвет лебеди белоснежный, чисто белый, близок к цвету снега).
Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.
У: В поэзии Есенина несут определенный смысл звуки. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звук [р]. Это звонкий сонорный звук. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.
Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук [р].
13. Работа над выразительностью чтения.
У: Как я читала стихи?
(Нараспев).
Когда вы еще встречались с таким чтением? В каких жанрах, у кого из поэтов?
(В былинах).
У: - Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет. Послушайте песню на слова Есенина “Отговорила роща золотая” (Звукозапись).
А сейчас поработаем над выразительностью чтения. Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к происходящему, вложить душу. Для этого надо подготовиться, потренировать свой голос.
14. Звуковая разминка.
Скажи по-громче слово “гром”,
Грохочет слово, словно гром.
Скажи по-тише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.
(1,2 строчки – громко; 3, 4 строчки – тихо)
У: Вернемся к стихотворению. 1-11строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов. 12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее и готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением. 28 строфа читается спокойно, ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, общий для всего живого.
15. Игра “Если бы я был волшебником”.
У: Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебником, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба детей?
16. Вывод по уроку.
У: В чем же сила стихотворения и есенинской лирики в целом? Почему оно так “за душу берет”?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы)
Что дал вам этот урок?

(Мы научились жалеть, переживать, стали добрее, чувствительнее, а значит, вместе с поэзией Есенина погрузились в мир милосердия, которое заслужено человеком…)

Комментариев нет:

Отправить комментарий