Ребусы

понедельник, 21 марта 2016 г.

Отечественная война 1812 года


Цель урока: Создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в предметной области «окружающий мир» по теме «Отечественная война 1812 года».
Учебные задачи:
Личностные: 
-способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения;
- формирование интереса и уважения к культуре своего народа, родной страны.
Метапредметные:
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные
- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение поиска информации через работу с учебным текстом.
Коммуникативные
- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
- готовность слушать и вести диалог;
- признавать существование различных точек зрения.
Предметные:
- дать представление об Отечественной войне 1821 года, партизанском движении;
- создать образ М.И.Кутузова как великого полководца;
- познакомить с ходом Бородинского сражения.


Ход урока:
 1. Сообщение темы урока.
      - Сегодня мы продвигаемся по ленте времени в Россию XIX века. В начале этого века (а именно в 1812 году) нашу страну ждало тяжелейшее испытание: война, получившая название Отечественная война 1812 года. О событиях и о героях этой войны мы будем вести речь сегодня на уроке.














2. Изложение нового материала.
    - Ещё в конце XVIII века Европа была охвачена войнами. Во Франции пришёл к власти Наполеон Бонапарт, который мечтал покорить весь мир.


Европа покорилась ему. Теперь пришёл черёд России встретиться с непобедимой армией Наполеона.

      - 12 июня 1812 года «Великая армия» Наполеона численностью 380 тысяч человек пересекла границы Российского государства. Ей противостояли две русские армии, находящиеся далеко друг от друга, общей численностью 240 тысяч человек. Первую возглавлял Барклай де Толли, вторую – Багратион. Французская армия дала мощное наступление, пытаясь разбить обе армии поодиночке, не дав им соединиться. Русские войска начали отступать. Тогда император Александр I, внук Екатерины Великой, делает необычный шаг. Он издаёт манифест (открытое письмо) с призывом создавать народное ополчение, узаконив партизанскую войну, которая уже вели крестьяне и их господа, объединенные одной целью – изгнать врага с родной земли.
  (чтение слов Манифеста)

      - Помните ли вы, кто такие Минин и Пожарский?
      - В каком году они собрали народное ополчение?
Партизанские отряды непредсказуемостью своих действий (действовали в тылу врага, уходя в лес) вызывали у французов страх.
Работа по таблице «Партизанская война» (краткий рассказ учителя о самых известных предводителях народного ополчения Денисе Давыдове и Василисе Кожиной)  
3. Физкультминутка:
Раз-два! Три-четыре!
 Три-четыре! Раз-два!
Кто шагает ровно, в ряд?
Это дружный наш отряд!
А теперь мы дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Станем крепкими, большими,
Чтоб служить родной России!

4. Изложение нового материала.
        - Причиной постоянных отступлений русской армии все считали неумелое командование. 8 августа Александр I назначил главнокомандующим М.И.Кутузова, хотя недолюбливал его, так как несколько лет назад отверг военный план Кутузова, принял командование армией на себя и проиграл сражение.


Доклад «Михаил Илларионович Кутузов» (выступает ученик)
        - Кутузов понимал, что нельзя долго сдерживать рвущуюся в бой армию и решил дать бой.

5. Работа с текстом по вопросам «Рабочий лист».




6. Изложение нового материала.
        - Наполеон впоследствии писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми»
     А Кутузов сразу после битвы писал в Петербург следующее донесение: «Неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли».
        - Кто же, по вашему мнению, победил в Бородинском сражении?
Утром Кутузов приказал отойти с поля боя. Русская армия подошла к Москве.
     1 сентября в деревне Фили (ныне это территория города Москвы) состоялся Военный Совет, где решался вопрос: дать ещё один бой или отступить и оставить столицу врагу.



- Как бы поступили вы, если бы оказались на этом совете? Обоснуйте своё мнение.
    Вот и мнения генералов разделились. Многие настаивали на сражении. А вот Барклай де Толли считал, что давать бой под Москвой нельзя, потому что у русской армии невыгодное позиция: в случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам города и произойдёт катастрофа – армия будет уничтожена.
- Согласны вы с доводами Барклая де Толли?
  Вот и Кутузов согласился: «Что бы ни случилось, я принимаю ответственность перед государем, Отечеством и армиею. Пока будет ещё существовать армия, и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна».
   На следующий день русская армия ушла из Москвы.



       - Наполеон решил, что война окончена и ждал ключи от Москвы, как это было в других завоёванных им государствах. Но не дождался. И вошёл в полупустой и охваченный пожаром город.
                      Напрасно ждал Наполеон,
                      Последним счастьем упоённый,
                      Москвы коленопреклонённой
                      С ключами старого Кремля:
                      Нет, не пошла Москва моя
                      К нему с повинной головою.
                      Не праздник, не приёмный дар,
                      Она готовила пожар
                      Нетерпеливому герою.
Многие жители ушли вслед за армией и подожгли всё, что могло бы пригодиться врагу. Москва сгорела на ¾. А главное пожар уничтожил  продовольственные склады.
- Сделайте вывод, чем грозило это наполеоновской армии?



   

       - Приближались холода, и Наполеон понял, что оставаться в Москве больше нельзя.
- Как вы думаете, какой приказ отдал Наполеон?
И французы покинули Москву по той же  самой дороге, по которой пришли. Но здесь их ждали разграбленные и сожжённые ими самими сёла. Постоянно нападавшие партизанские отряды и ударившие трескучие морозы окончательно измучили солдат. Наполеон бросил остатки своей армии (30 тысяч) и сбежал в Париж.
       Уже в середине декабря Кутузов сообщил российскому императору: «Война окончена за полным истреблением неприятеля». Однако русские войска преследовали их до самого Парижа, освобождая по пути другие европейские государства.
      Весной 1813 года простудился, тяжело заболел и умер М.И.Кутузов. Его тело было перевезено и похоронено в Казанском соборе Петербурга. Позже перед собором был установлен памятник великому полководцу. А сам собор стал монументом (памятником) Отечественной войне 1812 года. А в конце XIX века на деньги, собранные по всей России в Москве был сооружён Храм Христа Спасителя в честь победы над Наполеоном.

7. Итог урока.
- А теперь давайте подведём итог нашего сегодняшнего урока.



    
- Назовите дату главного сражения Отечественной войны 1812 года.
- А закончить наше занятие мне бы хотелось словами из приказа об окончании Отечественной войны, с которым М.И.Кутузов обратился к русским солдатам:







ПРИЛОЖЕНИЕ                  
Рабочий лист.
Прочитай текст и ответь на вопросы.
           Под Москвой находилось селение Бородино. Бородинское поле располагалось между двух дорог, которые вели на Москву. Заняв их, русские преградили путь к столице.
- Почему Михаил Илларионович Кутузов расположил свои войска вблизи села Бородино?
           На берегах реки Колочи построили редуты. Справа стояли войска князя Барклая де Толли, слева – князя Багратиона. В последнюю ночь незаметно для французов в центр выдвинули артиллерийскую батарею генерала Раевского.
Какое слово тебе непонятно?
Прочитай: редут – военное укрепление.
           На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 120 тысяч русских и 140 тысяч наполеоновских солдат. В ночь перед сражением в русском лагере горели костры, около них сидели  и лежали солдаты. Покой и отдых длились недолго. Утром 26 августа 1812 года с восходом солнца прозвучали первые выстрелы. Ударили более ста французских орудий, с русской стороны ответили. Бородинская битва началась!
                             Ну, ж был денёк! Сквозь дым летучий
                             Французы двинулись, как тучи,
                             И всё на наш редут.
                             Уланы с пёстрыми значками,
                             Драгуны с конскими хвостами,
                             Все промелькнули перед нами,
                             Все побывали тут.
Найди два непонятных слова.
Прочитай: уланы, драгуны – виды кавалерии.
-Как ты думаешь, о каких значках идёт речь?
Прочитай: значки – это флаги, прикреплённые к пикам.
- Как ты думаешь, о каких конских хвостах идёт речь?
Прочитай: к шлемам драгун прикрепляли конские хвосты.
                              Вам не видать таких сражений!..
                              Носились знамена, как тени,
                              В дыму огонь блестел,
                              Звучал булат, картечь визжала,
                              Рука бойцов колоть устала,
                              И ядрам пролетать мешала
                              Гора кровавых тел.
                              Изведал враг в тот день немало,
                              Что значит русский бой удалый,
                              Наш рукопашный бой!..
- Значение каких слов тебе непонятно?
Прочитай: булат – стальной клинок;
                  картечь – артиллерийский снаряд, начинённый круглыми пулями,
                  предназначенный для массового поражения противника на близком
                  расстоянии.
          Главный удар французы направили на левый фланг, где стояла армия Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. 15 часов длился бой. Князь Багратион был смертельно ранен. К ночи бой затих.
- Сделай вывод о потерях с обеих сторон. Обоснуй своё мнение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий