Содержание программы 3 класса
Раздел 1.
Язык – самое удивительное, что есть на свете! (4 часа)
Понятия, что такое «язык» и «речь». Раскрытие смысла этих похожих слов.
Работа с толковым словарём, создание опорной схемы. Работа с высказываниями великих русских писателей М. Горького, В. Белинского и т.д. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков.
Раздел 2.
Что такое речь и культура речи? (7 часов)
Устная речь (слушание, говорение). Продолжается работа по уяснению взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Применение речевого этикета и куль - туры речи в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Раздел 3.
Слово что диво дивное и чудо чудное (5 часов)
Работа с информацией. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.В ходе работы по разделу объяснить, почему одни слова «молодеют», а другие «стареют». Работа с иноязычными словами.
Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим.
Раздел 4.
Значение слову жизнь даёт (5 часов)
Продолжается работа с информацией. Пробудить интерес к отдельно взятому (самостоятельному слову) слову и необходимости постоянного обращения к толковому словарю. В разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова. На занятиях слово характеризуется с разных сторон: произношение (орфоэпия), правописание (орфография), лексическое значение (лексикология), происхождение (этимология), строение (морфемика), способ образования (словообразование). Слова рассматриваются в составе словосочетаний, предложений (разных по цели высказывания, по интонации – эмоциональной раскраске), маленького текста. Знакомство со значениями слов, которые связаны с повседневной их жизнью. От научного портрета слова постепенно переводится разговор в нравственную плоскость. На конкретных текстах, раскрывается нравственно – эстетический смысл, которым наполнено это слово.
Раздел 5.
О словах близких, но не родственных (3 часа).
Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
На олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Раздел 6.
О словах, которые живут вместе, но ссорятся (3 часа)
Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. В этом разделе работа проводится со словами антонимами. Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы. Продолжается работа с толковым и орфографическим словарями. Применение речевого этикета и культуры речи в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения
Раздел 7.
Поучительные тексты для размышления (4 часа)
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование.
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах письменной речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Раздел 8.
Подведём итоги (1 час)
Участие в итоговом занятии в игровой форме. Анкетирование и ответы на вопросы по обобщению пройденного в течение года.
Раздел 9.
Речетворческий отчёт (2 часа)
Речетворческий отчёт третьеклассников: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности (стишки, сказки. Тексты разных типов и стилей). Форму речетворческого отчёта определяет учитель по своему усмотрению.
Планируемые результаты освоения курса к концу третьего года обучения
Личностные результаты:
- определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
- учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
- нести ответственность за свои поступки;
- быть способным к саморазвитию;
- осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
- уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
- осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
- развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
- работать по плану, планировать свои действия;
- высказывать и доказывать свою точку зрения;
- анализировать свою работу;
- удерживать учебную задачу;
- выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
- вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- сличать способ действия и его результат;
- соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
- пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
- анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
- использовать общие приемы решения задачи;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выделять необходимую информацию из литературных источников;
- строить рассуждения;
- осуществлять смысловое чтение;
- устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
- конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
- уметь слушать и слышать речь собеседника;
- уметь договариваться при совместной работе;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение;
- строить монологическое высказывание;
- оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- составлять кроссворд;
- придумывать загадки согласно изученным моделям;
- готовить сообщения;
- различать сообщения от докладов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять тему сообщения и доклада;
- работать с литературными источниками;
- оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;
- владеть нормами грамотной, правильной речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий