Ребусы

четверг, 4 июня 2020 г.

Мастерская речевого творчества. Содержание программы 3 класса


Содержание программы 3 класса
Раздел 1.
Язык – самое удивительное, что есть на свете! (4 часа)
Понятия, что такое «язык» и «речь». Раскрытие смысла этих похожих слов.
Работа с толковым словарём, создание опорной схемы. Работа с высказываниями великих русских писателей М. Горького, В. Белинского и т.д. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами пра­вописания и орфоэпии. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков.

Раздел 2.
Что такое речь и культура речи? (7 часов)
Устная речь (слушание, говорение). Продолжается работа по уяснению взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Применение речевого этикета и куль - туры речи в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последо­вательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного про­должения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Спосо­бы выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с вы­бранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказыва­ния или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творче­ские). Предварительный отбор материала для сочинения. Исполь­зование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Ана­лиз учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочи­нений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его со­кращении до основы.
Раздел 3.
Слово что диво дивное и чудо чудное (5 часов)
Работа с информацией. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выяв­ление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об эти­мологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фра­зеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.В ходе работы по разделу объяснить, почему одни слова «молодеют», а другие «стареют». Работа с иноязычными словами.
Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произно­шения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологи­ческим.
Раздел 4.
Значение слову жизнь даёт (5 часов)
Продолжается работа с информацией. Пробудить интерес к отдельно взятому (самостоятельному слову) слову и необходимости постоянного обращения к толковому словарю. В разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова. На занятиях слово характеризуется с разных сторон: произношение (орфоэпия), правописание (орфография), лексическое значение (лексикология), происхождение (этимология), строение (морфемика), способ образования (словообразование). Слова рассматриваются в составе словосочетаний, предложений (разных по цели высказывания, по интонации – эмоциональной раскраске), маленького текста. Знакомство со значениями слов, которые связаны с повседневной их жизнью. От научного портрета слова постепенно переводится разговор в нравственную плоскость. На конкретных текстах, раскрывается нравственно – эстетический смысл, которым наполнено это слово.
Раздел 5.
О словах близких, но не родственных (3 часа).
Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.
На олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).
Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.
Раздел 6.
О словах, которые живут вместе, но ссорятся (3 часа)
Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. В этом разделе работа проводится со словами антонимами. Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы. Продолжается работа с толковым и орфографическим словарями. Применение речевого этикета и культуры речи в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения
Раздел 7.
Поучительные тексты для размышления (4 часа)
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование.
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах письменной речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последо­вательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного про­должения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Спосо­бы выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с вы­бранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказыва­ния или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творче­ские). Предварительный отбор материала для сочинения. Исполь­зование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Ана­лиз учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочи­нений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его со­кращении до основы.
Раздел 8.
Подведём итоги (1 час)
Участие в итоговом занятии в игровой форме. Анкетирование и ответы на вопросы по обобщению пройденного в течение года.
Раздел 9.
Речетворческий отчёт (2 часа)
Речетворческий отчёт третьеклассников: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности (стишки, сказки. Тексты разных типов и стилей). Форму речетворческого отчёта определяет учитель по своему усмотрению.

Планируемые результаты освоения курса к концу третьего года обучения
Личностные результаты:
  • определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • быть способным к саморазвитию;
  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
  • осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
  • развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
  • работать по плану, планировать свои действия;
  • высказывать и доказывать свою точку зрения;
  • анализировать свою работу;
  • удерживать учебную задачу;
  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
  • сличать способ действия и его результат;
  • соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
  • пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
  • анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
  • использовать общие приемы решения задачи;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • выделять необходимую информацию из литературных источников;
  • строить рассуждения;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
  • уметь слушать и слышать речь собеседника;
  • уметь договариваться при совместной работе;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью;
  • формулировать собственное мнение;
  • строить монологическое высказывание;
  • оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
  • составлять кроссворд;
  • придумывать загадки согласно изученным моделям;
  • готовить сообщения;
  • различать сообщения от докладов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • определять тему сообщения и доклада;
  • работать с литературными источниками;
  • оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;
  • владеть нормами грамотной, правильной речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий