Ребусы

четверг, 4 июня 2020 г.

Мастерская речевого творчества. Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Программа предусматривает использование методов обучения:
  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
  • практические (устные, письменные, графические упражнения);
  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)
Формы и методы работы.
Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.
Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:
  • сказочные сюжеты уроков;
  • сочинение своих сказок;
  • придумывание небольших текстов на разную тематику;
  • продолжение рассказа или сказки по его началу;
  • поучительные тексты для размышления и другие.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
  • индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
  • работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
  • групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
  • фронтальная.
Средства и материалы, необходимые для реализации программы
  1. Банк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
  2. Аудиоматериалы;
  3. Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
  4. Мультимедиа;
  5. Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
  6. Толковые словари;
  7. Справочники;
  8. Этимологические словари.
В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям. Во втором - четвёртом  классах уроки речевого творчества прививают интерес к слову, предложению, тексту, формируют культуру общения, навыки речевого самовыражения и продолжается работа по различным видам текста.
Мы считаем, что разбудить у учащихся интерес к изучению русского языка, создать положительную атмосферу в классе помогут уроки речевого творчества.
Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников.
Метод проблемной ситуации:
Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм - сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству.
Метод ассоциативной теории креативности
Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях:
  • через интуитивную прозорливость;
  • нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями);
  • опосредование одних идей другими.
Мартиндел (1989,1999) утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации, опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно установить ассоциации между ранее не связными идеями.
Метод мозгового штурма
Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную.
Метод синектики (Аналогии )
Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии.
Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым.
В основании такой работы лежат 4 типа операций:
1 тип – Эмпатия. В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». При этом надо сопереживать уподоблённому объекту.
2 тип - Прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях знаний. Решать проблему:
3 тип - Символическая аналогия. Использование метафор, символов, поэтических образов. (Описать с помощью поэтических образов объект.) Например: описание внешности человека. «…её глаза были цвета мокрой смородины»
Автодорога –1) перевозчик груза, 2) объединитель государств
4 тип - Фантастическая аналогия. Представление объекта, либо процесса посредством игнорирования фундаментальных законов природы (как в сказке) Если цветок долго не поливать….
- Корни цветка в определённое время сами дотягиваются до водопроводного крана и поглощают влагу
Обучение аналогии должно происходить по этапам:
1) Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил.
2) Рассказ взрослого дополняется ответами детей.
3) Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект.
4) Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том, что представил или почувствовал.
Метод Каталога.
Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям.
Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название.
Учебно - методический комплект «Мастерская речевого творчества» отражает:
- инновационную модель обучения в ОУ начального общего образования;
- компетентностно – деятельностную модель обучения;
- интегрированное обучение;
- инновационное содержание внеурочной деятельности;
- инновационную модель образования одарённых детей и их профессиональную поддержку в соответствии со стандартом второго поколения в начальной школе.
Соавторы учебного пособия и их функции
Вымышленные герои – ученики Маша и Саша – главные персонажи учебных книг серии «Мастерская речевого творчества», носители и проводники авторской методической концепции. Для младших школьников друзья – сверстники являются хорошим образцом для подражания: дети умеют дружить. Стараются соблюдать культуру общения, стремятся к знаниям, учатся речевому творчеству, прислушиваются к советам старших, делают доброе и полезное для окружающих. Маша и Саша – несомненный пример для окружающий. Маша и Саша – несомненный пример для подражания; тот уровень, и который учитель должен ориентировать своих учеников.
На примере Маши и Саши младшие школьники развивают:
  • доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничество;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;
  • умение решать конфликты на основе договорённости;
  • способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально – нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • любознательность, инициативу в учении и познавательной активности, умение ставить вопросы и находить ответы.
Критерии оценки ученика 4 класса при работе с текстом
Ученик должен уметь:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- разворачивать сюжет текста, отталкиваясь от задания (темы);
- выделять в тексте основную (первичную) и второстепенную (вторичную) информацию;
- выражать в тексте свою мировоззренческую позицию (авторскую идею);
- находить и определять основную мысль (идею, авторскую позицию); понимать, с какой целью создаёт свой текст;
- сокращать (сворачивать) текст методом «смыслового сжатия»;
- осуществлять самоконтроль над качеством своего текста на основе: 1) ознакомления с различными видами ошибок и установления причин их появления,2) редактирования (редакторской правки) текста, 3) проведения повторной работы с текстом и другое;
- составлять план своего текста;
- владеть основами рецензирования текста.
Объекты мониторинга:
  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне ОУ;
  6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
  7. Результативность участия субъектов образования во внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества».
Ожидаемые результаты.
  1. Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).
  2. Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.
  3. Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.
  4. Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
  • педагоги школы, реализующие программу;
  • библиотекарь;
  • психолог;
  • классные руководители;
  • родители.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
  • Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь для1 - 4 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Литература для учителя:
  • Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын.  - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Рекомендуемая  литература для учителя:
  1. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя. Москва. «ВАКО». 2009.
  2. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд.   – М.: АО «Столетие», 1997.
  3. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Рабочая тетрадь для 3 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
  4. Соколова Т.Н. Школа развития речи. Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2011. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
  5. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность. Методика обучения. Проекты по русскому языку 2-4 классы. Москва. «ВАКО». 2013.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  8. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
 3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Интерактивная доска.
  5. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
  6. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи

Комментариев нет:

Отправить комментарий