Ребусы

четверг, 4 июня 2020 г.

РП «Мастерская речевого творчества»

 Рабочая тетрадь, 1 класс https://fileskachat.com/view/31347_0fc14bf99c0267e3b11f118726cd702b.html

Рабочая программа педагога по внеурочной деятельности
«Мастерская речевого творчества»
(1-4 классы)
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развитие младшего школьника.
Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.

Повышение уровня речевого развития учащихся является одной из важнейших социально – педагогических проблем в современном начальном образовании.
Актуальность этой проблемы обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь служит универсальным средством общения, познания, воздействия, это мощный канал интеллектуального, духовно – нравственного становления личности. Речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется. Методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся коммуникативно – речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых ситуаций. Современное школьное образование всё больше и больше приобретает статус личностно – ориентированного. Современные личностно – ориентированные технологии учитывают возрастные, индивидуально – психологические особенности учащихся, ориентируются на ученика как на субъект образовательного процесса, который совместно с учителем может определять учебную цель, планировать, подготавливать и осуществлять образовательный процесс, анализировать достигнутые результаты.
«Творческая личность», «Творческий подход», «Творческие успехи», «Думать творчески», «проявление творчества»…Эти понятия в наше время являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом. Как правило, в школе процесс развития речи учащихся идёт по строго выработанному плану для всего класса: урок развития речи, сочинение (повествование, описание, рассуждение), изложение. Между тем детям нужна целостная система организации творческой деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
По нашему мнению, такую систему организации творческой деятельности можно реализовать с помощью спецкурса «Мастерская речевого творчества».
Концептуальной основой речетворческого курса являются две ведущие идеи: понимание главной цели обучения русскому языку для обеспечения единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно – нравственного, эстетического, культурологического развития учащихся начальной школы, центральная роль языка и взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурса «Мастерская речевого творчества» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.
 Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Каждый ищущий педагог вырабатывает стратегию обучения, ведь иначе не добиться результатов. Мы думаем, основная задача учителя начальных классов – помочь ребенку овладеть компетентностной системой знаний, умений и навыков, которой он сможет воспользоваться и применить в учебной практике и в жизни. Чтобы ребенок на выходе из школы достаточно владел лингвистической, языковой, коммуникативной компетенцией, нужна система работы, которая бы совмещала в себе гармоничное сочетание действенных методов, приемов, форм. С первого класса дети овладели речью в разных ее проявлениях: умели определять иерархию языка, грамотно пользовались устной и письменной речью и, немаловажно, осознавали ценность родного языка. Эта рабочая программа направлена на развитие у учащихся способностей проводить лингвистический анализ, пользоваться современным литературным языком, лексическими, орфоэпическими, синтаксическими, морфологическими, грамматическими нормами языка. Кроме того, приемы и формы работы в рамках данной программы по внеурочной деятельности предполагают не только развитие практической грамотности и пунктуационной интуиции у детей, они еще и направлены на обучение школьников восприятию текста, определению его темы, идеи, стиля написания и, конечно, авторской позиции в произведении. Самое главное, чтобы такая система существовала и не затерялась среди случайных, однодневных методов, форм и приемов. Для этого она должна иметь основу, которая, на наш взгляд, выражается в принципах, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:
  • художественно-эстетический принцип;
  • принцип интеграции;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Главная цель  спецкурса: разностороннее развитие личности ребёнка
Задачи:
  • формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
  • приобщение к ценностям культуры;
  • развитие творчества и интереса к познанию;
  • формирование здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщение к семейным ценностям.
Ключевые понятия предметного содержания:
ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
Занятия в мастерской речетворчества не ставят своей целью «напичкать», «накачать», «нагрузить» ученика знаниями для более быстрого оперирования абстрактно – логическими понятиями. Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволит ребёнку не утратить ход естественного развития и послужит нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность ученика развивает в нём уверенность в собственных силах, подчёркивает личную значимость, создаёт ситуацию успеха и удовлетворения от творческой деятельности. На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, хотение, ценности и цели, желание сказать себе: «Сегодня сделаю лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!»
Отличительные свойства специального курса «Мастерская речевого творчества» для начальной школы
  1. Решает задачи формирования активной творческой личности.
  2. Формирует личностный мировоззренческий позиции «Я – часть мира и моё отношение к этому миру».
  3. Развитие у младшего школьника представления фундаментальности научных и творческих ценностей.
  4. Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурно – творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
  5. Реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи:
    • Мастерская детского речевого творчества: «Учитель» - «Ученик» - «Родители»;
    • Ведущая ИДЕЯ: признание ценности речевого творчества как условия личностной успешности;
    • ГУМАНИЗАЦИЯ образовательного процесса с опорой на ключевые понятия: ПОЗНАНИЕ – КУЛЬТУРА – ЯЗЫК – ОБЩЕНИЕ – МИРОЛЮБИЕ – ТВОРЧЕСТВО.
    • ПРОЦЕСС интенсивного речевого развития и углублённого изучения русского языка в начальной школе через формирование УУД (универсальных учебных действий: способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию),
    • ПУТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ преемственности образовательного процесса, РЕЖИМ плавного и комфортного перехода с одной ступени обучения на другую.
    • МОДЕЛЬ детско – взрослых отношений, основанных на трёх «СО»: СОтрудничество – Содружество- Сотворчество.
    • СПОСОБ воспитывающего обучения, во время которого КАЖДЫЙ ТВОРИТ по – своему, исходя из способностей, интересов, личного опыта.
    • Оригинальная и эффективная ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ разноуровневой, индивидуальной и коллективной речетворческой деятельности младших школьников.
    • ПОИСК самостоятельное решения речетворческих задач в школе и дома.
    • РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребёнка, ощущения защищённости, обретения состояния уверенности и свободы в своих устных и письменных высказываниях.
    • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ и ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + результат речевого творчества ученика.
  6. Обучает маленького ученика:
  • Ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;
  • Делать выбор между добром и злом; видеть связь между предметами и явлениями;
  • Сравнивать, делать выводы и обобщения, не бояться принимать самостоятельные решения;
  • Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, приобретать опыт решения конфликтных ситуаций, навыка сотрудничества, основанные на миролюбии, доброжелательности, доверии и взаимопонимании.
Программа внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества» представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. Эта планомерная система творческих заданий, рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе.
На изучение спецкурса по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» в 1 - 4 классе отводится:
  • количество часов в год – 34 часа;
  • количество часов в неделю – 1.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
  • Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь для 1- 4 классов/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
  • Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын.  - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Учебные книги нового типа предоставляют возможность
УЧИТЕЛЮ:
  • организовать процесс обучения в режиме речевого творческого развития;
  • усилить воспитательный потенциал предметного материала;
  • решать задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников;
  • применять для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома, на уроке и вне урока, самостоятельно и со взрослыми, для устной и письменной работы, как обычное тренировочное упражнение или как форму промежуточного итогового контроля;
  • отбирать и адаптировать материалы с учётом школы (общеобразовательная, лицей, гимназия, гуманитарная) и уровня подготовленности учащихся;
  • «оживить», «очеловечить» теорию и практику учебного предмета;
  • осуществлять принцип преемственности и дифференцированный подход в обучении;
  • учить универсальным учебным действиям (УУД);
  • обучать детей в соответствии с требованиями к результатам начального общего образования в стандарте общего образования второго поколения;
УЧЕНИКУ:
  • участвовать в творческой деятельности;
  • привить интерес к русскому языку, книге, чтению;
  • учиться чувствовать вкус слова;
  • формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;
  • накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;
  • получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
  • развивать гибкость и самостоятельность мышления;
  • учиться делать выводы и обобщения;
  • учиться планировать свои действия;
  • приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;
  • приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;
  • уметь выполнять рефлексию своей деятельности.
РОДИТЕЛЯМ:
  • быть активными участниками творческого содружества семьи и школы;
  • применять интегрированную методику индивидуальной работы в домашних условиях;
  • влиять на личностное развитие ребёнка;
  • стимулировать стремление ребёнка к речевому творчеству вне школы;
  • определять уровень успешности обучения ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.
  •    -----------------------------------------
  
  •    Календарно – тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности в 4 классе
Планируемые результаты освоения курса к концу четвертого года обучения
Личностные результаты:
  • определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • быть способным к саморазвитию;
  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
  • осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
  • развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
  • работать по плану, планировать свои действия;
  • высказывать и доказывать свою точку зрения;
  • анализировать свою работу;
  • удерживать учебную задачу;
  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
  • вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;сличать способ действия и его результат;
  • соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • использовать общие приемы решения задачи;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • выделять необходимую информацию из литературных источников;
  • строить умозаключения и рассуждения;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
  • уметь слушать и слышать речь собеседника;
  • уметь договариваться при совместной работе;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью;
  • формулировать собственное мнение;
  • строить монологичное высказывание;
  • оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
  • формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
  • оформлять результаты проектной деятельности;
  • различать исследовательскую работу от проектной.
Выпускник получит возможность научиться:
  • формулировать гипотезу и проблему исследования;
  • пользоваться разными методами исследования;
  • оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
  • владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
п/п
Тема раздела, урока
Кол-во
часов
Дата
Освоение предметных знаний
(содержания урока)
Основные виды деятельности ученика.
По
про
грам
ме
Фак
ти
чес
ки
п
л
а
н
ф
а
к
т

1. Учимся общению
6
6




1
Учимся общению.


С. 3 №1, №2.

Коллективная работа над проектом «Наш помощник – язык».
1
1


Работа с текстом.
Лингвистическое исследование слова «язык».
Выбор дежурного библиографа.
Работа со словарями.
Лексико – орфографическая работа.
Осознавать взаимо­связь между целью, содержанием и фор­мой высказывания в новых речевых ситуа­циях; выбирать адек­ватные средства: сло­ва, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с кон­кретной ситуацией.
Формирование интереса к по­знанию русского языка. Размышление на тему «Для чего человеку необходимо общение?»
Работа с текстом и считалкой.
Работа со значениями слова «язык».
Размышления о том, что рассказали о языке великие люди. Размышление на тему «Для чего человеку необходимо общение?»
Соотнесение лексического значения слова и набор его грамматических характеристик.
Следование установлен­ным правилам в плани­ровании и контроле спо­соба действия.
2.
Учимся общению.

С. 3 - 5 №3.

1
1


Эксперимент: необычное чтение.
Использовать средства художест­венной выразительности. Чтение и обсуждение сказки Михаила Пляцковского «Ёжик».
Владеть начальными умениями ведения раз­говора (начать, под­держать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).
Лексико – орфографическая работа.
Формирование ориентации на анализ соответ­ствия результа­тов требовани­ям конкретной учебной задачи.
Тестирование.
Участие в эксперименте. Обсуждение. Выражать собствен­ное мнение, обосно­вывать его. Осознавать взаимо­связь между целью, содержанием и фор­мой высказывания в новых речевых ситуа­циях; выбирать адек­ватные средства.
Использование средств художест­венной выразительности. Уметь отвечать на поставленные вопросы.
Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сде­ланных ошибок
3
Язык и речь. Культура речи. Работа с текстом сказки американского писателя Шелла Сильверстайна.


С. 6-8 №4.
1
1


Работа с текстом сказки.
Использовать средства художест­венной выразительности.
Выполнение упражнения на определение основного смысла текста. Выделение частей текста. Чтение сжатого текста .
Уметь фантазировать по теме занятия и выражать свои фантазии в письменной речи. Лексико – орфографическая работа.
Формирование ориентации на принятие образ­ца «хорошего ученика».
Осуществлять поиск нужного иллюстратив­ного и текстового мате­риала в дополнитель­ных изданиях, рекомен­дуемых учителем.
Владеть начальными умениями ведения раз­говора (начать, под­держать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.).
Использовать средства художест­венной выразительности.
Уметь фантазировать по теме занятия и выражать свои фантазии в письменной речи.
Наблюдать, анализировать и устанавливать правила оформления предложений на письме.
Осуществлять поиск нужного иллюстратив­ного и текстового мате­риала в дополнитель­ных изданиях, рекомен­дуемых учителем.
Контролировать этапы своей работы.
Уметь высказывать свои чувства и мысли в письменной форме по сказке «Щедрое дерево».
4
Язык и речь. Культура речи. Работа по рассказу. Что такое конфликт?
С. 9 – 11, №6, №7, №8.
1
1


Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, по­ступков окру­жающих. Понятие смыла слов «агрессия» и конфликт.
Запись небольшого текста на тему «Мои рецепты от агрессии».
Работа в группах. Высказывание гипотез, предположений по рассказу четвероклассницы Юли.
Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. Уметь понимать смысл слов «конфликт», «агрессия». Уметь в письменной форме записать небольшой текст на тему «Мои рецепты от агрессии»
5.
Язык и речь. Культура речи. И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек». Неологизмы.


С. 12 – 14, № 9.
1
1


Знакомство с научно – популярным объяснением этих понятий. Чтение и обсуждение главы книги И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек».
Знакомство с внутренней формой речи. Знакомство с тем как чувства можно выразить неречевыми средствами.
Анализировать речевые ситуации. Использовать средства создания речевой ситуации в устной и пись­менной речи.
Знать научно – популярное объяснение понятий «язык», «речь» и «культура речи».
Использовать в повседневной речи свойства хорошей речи: содержательность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность. Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

6.
Язык и речь. Культура речи. И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек». Неологизмы.


С. 12 – 14, № 9.
1
1


Знакомство с научно – популярным объяснением этих понятий. Чтение и обсуждение главы книги И.И. Вачкова «Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек».
Знакомство с внутренней формой речи. Знакомство с тем как чувства можно выразить неречевыми средствами.
Анализировать речевые ситуации. Использовать средства создания речевой ситуации в устной и пись­менной речи
Знать научно – популярное объяснение понятий «язык», «речь» и «культура речи».
Использовать в повседневной речи свойства хорошей речи: содержательность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность, правильность. Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.


2. Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах
3
3




7

Копилка изречений или слово о языке, речи, словах. Афоризмы.
С. 15 – 16, №10, №11,№12.
1
1


Знакомство с понятием «афоризм». Создание копилки изречений великих людей. Анализировать речевые ситуации. Использовать средства создания речевой ситуации в устной и пись­менной речи.
Выявлять слова, зна­чение которых требу­ет уточнения. Выбор в предложениях ключевых слов.
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, по­ступков окру­жающих
Знать, что такое изречение (афоризмы) и для чего они нужны в речи. Уметь работать с текстом. Анализ речевых ситуаций. Обсуждение смысла высказываний.
Уметь дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Знание и применение волшебных слов в речевых ситуациях.
Лексико – орфографическая работа.
8

Копилка изречений или слово о языке, речи, словах. Афоризмы.


С.17 – 18, № 13- №17.

1
1


Упражнения по культуре речи. Объяснение изречений, высказываний, афоризмов.
Лексико – орфографическая работа.
Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успеш­ность своей деятельности на основе предло­женных крите­риев.
Запоминание основных значений слова «культура» (поведения, речи, общения).
Осознавать взаимо­связь между целью, содержанием и фор­мой высказывания в новых речевых ситуа­циях; выбирать адек­ватные средства общения. Уметь находить в тексте афоризмы и объяснять их смысл. Приводить примеры к выявленным афоризмам.
9

Изречения и афоризмы.
С. 19, №18, №19.
1
1


Упражнения по культуре речи. Объяснение изречений, высказываний, афоризмов. Составление правил для Говорящего и Слушающего.
Лексико – орфографическая работа.
Формирование предпосылок для готовности самостоятельно оценить успеш­ность своей деятельности на основе предло­женных крите­риев. Работа со словарями.
Расширение активного и пассивного словаря учащихся при обобщении, при работе с информацией.
Создание словесных картин по упражнениям и заданиям в тетради.

Знать виды словарей и правила ими пользования.
Осуществлять поиск необходимой информации в словарях.
Владеть умениями вести разговор.
Создавать словесные картины по упражнениям и заданиям в тетради.
Использование в устной и письменной речи средств выразительности. Подобрать изречения и с их помощью сформулировать несколько правил для Говорящего, используя изречения из задания №18. уметь работать в группах.

3. Собираем из букв слова, предложения, текст.
3
3




10

Собираем из букв слова, предложения, текст.

С.20 – 21, №20.
1
1


Собираем из букв слова, предложения, текст. Работа по плану лингвистических действий Маши и Саши.
Лексико – орфографическая работа.
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, по­ступков окру­жающих
Работа по плану лингвистических действий.
Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.
Решение речевых задач. Уметь собирать «лексическое поле» и из записанных слов составлять небольшой текст.
11

Собираем из букв слова, предложения, текст.
С. 22 – 23, №21, №22.
1
1


Собираем из букв слова, предложения, текст. Работа по плану лингвистических действий Маши и Саши.
Лексико – орфографическая работа.
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, по­ступков окру­жающих
Работа по плану лингвистических действий.
Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.
Решение речевых задач. Уметь собирать «лексическое поле» и из записанных слов составлять небольшой текст.
12

Собираем из букв слова, предложения, текст.
С.24 – 25, №23, №24.
1
1


Собираем из букв слова, предложения, текст. Работа по плану лингвистических действий Маши и Саши.
Лексико – орфографическая работа.
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, по­ступков окру­жающих
Работа по плану лингвистических действий.
Уметь собирать из букв слова, предложения, текст.
Решение речевых задач. Уметь собирать «лексическое поле» и из записанных слов составлять небольшой текст.

4. Тексты бывают разные
9
9




13

Тексты бывают разные.
С. 26 - 27, №25, №26.
1
1


Чтение и анализ рассказа «Сила воли». Связь смысла содержания текста и пословицы. Формулировка темы и основной мысли текста. Объяснение смысла фразеологических оборотов.
Творческая работа - сочинение «Волшебная палочка в моих руках».
Уметь анализировать текст. Находить связь смысла содержания текста и пословицы. Уметь формулировать тему и основную мысль текста. Уметь объяснять смысл фразеологизмов. Использование средств письменной речи.
Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.
14

Тексты бывают разные.
С.28, №27 - №29..
1
1


Чтение и анализ рассказа. Формулировка темы и основной мысли текста. Озаглавливание текста. Подбор нескольких вариантов заглавий текста. Объяснение своего решения. Исправление ошибок в тексте.
Творческая работа – размышление на тему «Что сильнее – Правда или Кривда?».

Уметь анализировать текст. Находить тему и основную мысль текста. Уметь формулировать тему и основную мысль текста. Использование средств письменной речи.
Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.
15

Тексты бывают разные.
С. 29 , №30, №31..
1
1


Чтение и анализ рассказа. Формулировка темы и основной мысли текста. Озаглавливание текста. Подбор нескольких вариантов заглавий текста. Объяснение своего решения. Исправление ошибок в тексте. Рисование словесного портрета «человека ничего».

Уметь анализировать текст. Находить тему и основную мысль текста. Уметь формулировать тему и основную мысль текста. Использование средств письменной речи.
Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.
16

Развиваем в себе дар поэтического слова.

С.30 –32, №32.
1
1


Развиваем в себе дар поэтического слова.
Играем в слова – рифмы «Я начну, а ты продолжи…».

Уметь придумывать и дописывать созвучные строки.
Использование средств письменной речи.
Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.
17

Фантазии на тему «Если я был Чудодей, что бы сделал для людей?» Сочинение – рассуждение по теме «Если я был Чудодей, что бы сделал для людей?»

С. 33, №33.

1
1


Фантазии сверстников на тему «Если я был Чудодей, что бы сделал для людей?»
Сочинение – рассуждение по теме «Если я был Чудодей, что бы сделал для людей?»
Объяснять влияние логического ударения на понимание смысла высказывания.

Размышлять и рассуждать о том, что они чувствуют, желают сделать что – то для кого – либо. Уметь составлять монологи и записывать свои мысли в форме небольшого рассказа или стихотворения.
18

Слова ассоциации. Обращение.
С. 34 - 35, №34 - №36...
1
1


Обращение к кому – либо или чему – нибудь. Познакомиться с образцами обращений.
Размышлять о том, что они чувствуют, когда превращаются в разные живые и неживые предметы. Уметь составлять монологи и записывать свои мысли в форме небольшого рассказа или стихотворения.
19

Текст поздравительной речи. Текст извинительной речи.
С. 36 – 37, №37 -№40.
1
1


Составление небольших поздравительных текстов с праздником для кого – нибудь: мамы, папы, бабушки и дедушки или близкого друга.
Культура общения. Учимся общению. Представляем, что кого – то случайно обидели. Как обратиться к этому человеку? Объяснить, почему так получилось. Учимся составлять текст извинительной речи.
Уметь составлять небольшие поздравительные и извинительные тексты.
Использовать средства письменной речи. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различ­ных опор при запоминании слов.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.
20

Игра «Угадай по лексическому значению слова и преврати их в свой авторский текст».
С. 38 – 39, №41- 43.
1
1


Овладение родным языком через речевую деятельность.
Определение по значению слово. «Поле слов» - строительный материал для речи. Составление из слов небольшого авторского текста
Знакомство с основными качествами речи: правильность, правильность, точность, богатство.
Знакомство с выразительностью речи. Интонацией: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Озаглавливание текста.
Овладение родным языком через речевую деятельность. Выполнение заданий - упражнений.
Лингвистический анализ слов.
Использование средств письменной речи.
Знать основные качества речи: правильность, точность, богатство.
Уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения
21

Развиваем речевое творчество.
С. 40, №43.
1
1


Развиваем своё детское речевое творчество. Придумываем небольшие тексты и записываем их в специальную тетрадь. Читаем свои рассказы учителю, классу, друзьям, родителям. Учимся устранять замечания, переделывать, изменять, если это необходимо. Работаем над серией рассказов «Почемучка».
Уметь придумывать небольшие тексты и записывать их в специальную тетрадь. Уметь читать свои рассказы учителю, классу, друзьям, родителям. Учиться устранять замечания, переделывать, изменять, если это необходимо. Работать над серией рассказов «Почемучка». Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.

5. Как почувствовать вкус слова.
5
5




22

Исследование на тему «Как почувствовать вкус слова?»
Научная информация.
С. 41 – 42, №44.
Научная информация.

1
1
2

Исследовательская работа. Ис­пользовать средства устной и письменной речи.
Работа с информацией о специальных словах – названиях разделов нашего языка. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различ­ных опор при запоминании слов. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Формирование интереса к по­знанию русского языка.

Ис­пользовать средства устной и письменной речи. Уметь пользоваться справочной и учебной литературой.
Объяснять влияние многозначности на лексическую сочетаемость
Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различ­ных опор при запоминании слов.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.
23

Составление кластера «Языкознание».
С. 43 – 44, №45, №46.
1
1


Формирование интереса к по­знанию русского языка.
Исследование рисунка – опорно занимательной таблицы – кластера «Языкознание». Изучение графических знаков. Объяснение смысла этих знаков. Запоминание ОЗТ (опорно – занимательной таблицы). Работа по рубрике «Запомни!»
Лексико – орфографическая работа.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарищей.
Планировать последовательность речевого высказывания.
Лексико – орфографическая работа.
Осуществлять поиск нужного иллюстратив­ного и текстового ма­териала в дополни­тельных изданиях, рекомендуемых учителем.
24

Отдельные самостоятельные слова.
С. 44 – 47, №47.
1
1


Повторение ОЗТ. Диалог Маши и Саши. Уметь чувствовать слово, соблюдая пункты плана «Путь к слову». Работа с пошаговым алгоритмом «Как почувствовать «Путь к слову».
Лексико – орфографическая работа.

Уметь отстаивать точку зрения маши или Саши, а так же иметь и отстаивать свою.
Уметь чувствовать слово, соблюдая пункты плана «Путь к слову». Контролировать и оце­нивать свои действия при работе с учебным материалом при со­трудничестве с учите­лем, одноклассниками.
25

Работа с опорно – занимательной таблицей «Путь к слову».
С. 48 – 50, №47, 48
1
1


Совершенствование знания родного языка на основе упражнений по теме.
Определение связи значений между разделами языкознания.
Классификация.
Упражнения в названии прямого и переносного значения слова. Лексико – орфографическая работа.


Совершенствовать знания родного языка.
Определять связь значений между разделами языкознания.
Уметь классифицировать словосочетания или как их можно назвать одним словом.
Лексико – орфографическая работа.

26

Характеристики к слову «доброта».
С. 50 – 54, №49, №50.
1
1


Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Уметь работать в группе и в паре.
Применять полученные знания в необычной обстановке. Уметь выслушивать мнения одноклассников. Уметь вести диалог.

6. Конкурс исследовательских работ «Энциклопедия одного слова».
5
5




27

Конкурс исследовательских работ.
Словообразование.
С. 55 – 57.
1
1


Знакомство с историей происхождения слов.
Воспринимать слово как единство звучания, значения и граммати­ческих признаков.
Формирование понимания нравственного содержания собственных поступков, по­ступков окру­жающих
Устанавливать при­чинно-следственные связи в изучаемом кру­ге явлений.
Договариваться, приходить к общему ре­шению (при работе в группе).
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю.
28

Речетворческий проект: Рукописная тетрадь (книжечка). «Мечтаю. Сочиняю. Рассказываю».
С. 58.
1
1


Участие в творческом процессе по определению значения слов.
Определение значения слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Работа с толковыми словарями.

Участие в творческом процессе по определению значения слов.
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
Уметь выслушивать мнения одноклассников. Уметь вести диалог.
29

Речетворческие проекты: «Текст - похвальная грамота любимому писателю» или «Письмо литературному герою».
С. 59, 61.
1
1


Участие в творческом процессе по созданию речетворческого проекта. Работа в группах. Создание проекта «Текст - похвальная грамота любимому писателю» или «Письмо литературному герою». Защита проекта.
Участвовать в творческом процессе по созданию речетворческого проекта.
Уметь использовать полученные знания в практической работе – игре «Давай поиграем!» (Находить ошибки).
Лексико – орфографическая работа.
Уметь защищать проектную работу.

30

Речетворческий проект: «Грамматическая сказка».
С. 60.
1
1


Творческая работа.
Работа над проблемным вопросом: Как могли бы развиваться события сказки, если бы…?»
Повторение структуры текста.
Орфографическая подготовка.
Самостоятельная работа по написанию творческой работы. Самопроверка.
Защита творческой работы.
Ответы на проблемный вопрос, развивая свою мысль или продолжая ход рассуждений за одноклассниками.
Знать какую роль выполняет вводная часть, основная и заключительная.
Выполнение орфографической подготовки под руководством учителя.
Уметь работать самостоятельно и выполнять самопроверку.
31
Речетворческий проект:
«Цветы любимому писателю».
С. 61.
1
1


Повторение структуры текста.
Орфографическая подготовка.
Самостоятельная работа по написанию творческой работы. Самопроверка.
Защита творческой работы.
Ответы на вопрос, развивая свою мысль или продолжая ход рассуждений за одноклассниками.
Знать какую роль выполняет вводная часть, основная и заключительная.
Выполнение орфографической подготовки под руководством учителя.
Уметь работать самостоятельно и выполнять самопроверку

7. Подведём итоги
1
1




32
Тестовое задание по лексике и культуре речи.

1
1


Проверка знаний основных тематических блоков раздела «Лексика. Культура общения».
Уметь исправлять лексические ошибки (неправильное употребление слов, смешение паронимов, незнание точного значения слова, неуместное употребление иноязычных слов и т.д.).
33
- 34.
Речетворческий отчёт: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности.
2
2


Интеллектуальный тренинг.
Анализировать текст: осознавать смысл услышанного; отвечать на вопросы по тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль.
Формирование внутренней по­зиции школьни­ка на уровне положительного отношения к за­нятиям русским языком, к школе
Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; форму­лировать собственное мнение и позицию.

Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарищей.
Планировать последовательность речевого высказывания.
Наблюдать за признаками текста..
Различать текст и предложение.
Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Составлять небольшой текст по вопросам и опорным словам.
Уметь давать интервью в устной и письменной формах.

о



Комментариев нет:

Отправить комментарий