Ребусы

четверг, 4 июня 2020 г.

Мастерская речевого творчества. Содержание программы 4 класса


Содержание программы 4 класса
Раздел 1.
Учимся общению (6 часов).
Повторение понятий, что такое «язык» и «речь». Раскрытие смысла этих похожих слов.
Работа с толковым словарём, создание опорной схемы. Работа с высказываниями великих русских писателей М. Горького, В. Белинского и т.д. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами пра­вописания и орфоэпии. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Раскрытие смысла фразы «общению человек должен учиться с детства». Психологический тест. Чтение и обсуждение сказки Михаила Пляцковского «Ёжик».

Раздел 2.
Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах (3 часа).
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последо­вательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного про­должения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Спосо­бы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение текстов: Шелла Сильвертайна «Щедрое дерево», рассказ Юли.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с вы­бранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказыва­ния или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творче­ские). Предварительный отбор материала для сочинения. Исполь­зование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Ана­лиз учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочи­нений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его со­кращении до основы. Чтение и обсуждение текста: И.В. Вачкова «Королевство Розорванных Связей, или Психология общения для девочек и мальчиков».
Копилка изречений, или слово о языке, речи, словах. Определение количества частей в тексте, нахождение ключевых слов в каждом предложении, нахождение изречений или высказываний. Краткий пересказ «сжатого» текста. Создание копилки своих изречений – афоризмов. Составление правил для Говорящего и Слушающего.
Раздел 3.
Собираем из букв слова, предложения, текст (3часа).
Устная речь (слушание, говорение). Продолжается работа по уяснению взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики.
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Применение речевого этикета и куль - туры речи в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
Работа с информацией. Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выяв­ление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об эти­мологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фра­зеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Собираем из букв слова, предложения, текст. План лингвистических действий. Работа по лингвистическому плану с интересными играми – заданиями.
Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произно­шения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологи­ческим.
Раздел 4.
Тексты бывают разные (9 часов)
Продолжается работа с информацией. Пробудить интерес к отдельно взятому (самостоятельному слову) слову и необходимости постоянного обращения к толковому словарю. В разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова. На занятиях слово характеризуется с разных сторон: произношение (орфоэпия), правописание (орфография), лексическое значение (лексикология), происхождение (этимология), строение (морфемика), способ образования (словообразование). Слова рассматриваются в составе словосочетаний, предложений (разных по цели высказывания, по интонации – эмоциональной раскраске), маленького текста. Знакомство со значениями слов, которые связаны с повседневной их жизнью. От научного портрета слова постепенно переводится разговор в нравственную плоскость. На конкретных текстах, раскрывается нравственно – эстетический смысл, которым наполнено это слово. Игры со словами. Тексты бывают разными. Сочинение «Волшебная палочка в моих руках». Творческие работы других детей: Диалог «Правды и Кривды», рассказ «Молния и Солнце», рассказ «Сила слова». Игра «Я начну, а ты продолжи…». Развиваем дар поэтического слова. Тренировка в подборе рифмующихся слов. Фантазии на тему «Если б я был Чудодей …». Размышления о чувствах и чудесные превращения.
Раздел 5.
Как почувствовать вкус слова (5 часов).
Языкознание. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы разделов «Лексика»,»Фразеология», «Синтаксис», «Пунктуация», Орфоэпия», «Орфография», «Графика», «Фонетика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания. Обращение – это слово или сочетание слов. Составление небольших текстов с обращениями к живым и неживым предметам. Вежливые слова Составление и запись небольшого письма своему другу. Исследование разных текстов. Игра «Угадай по лексическому значению слова и преврати их в свой авторский текст». Научная информация «Разделы науки о языке». Составление алгоритма «Путь к слову». Отработка алгоритма «Путь к слову» на других словах.
Раздел 6.
Конкурс исследовательских работ «Энциклопедия одного слова»
(5 часов).
Практическое овладение монологом, диалогом, расширение опыта на содержании упражнений. Выражение собственного мнения. Его обоснование.
Письменная речь (чтение, письмо). Представление о типах письменной речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последо­вательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного про­должения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Спосо­бы выражения позиции автора.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с вы­бранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказыва­ния или одной темы высказывания.
Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творче­ские). Предварительный отбор материала для сочинения. Исполь­зование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Ана­лиз учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочи­нений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.
Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его со­кращении до основы. Игра «Угадай по лексическому значению слова и преврати их в свой авторский текст». Исследование текстов. Тексты- рассказы из серии «Почемучка». Речетворческий проект: рукописная тетрадь (книжечка) «Мечтаю. Сочиняю. Рассказываю». Речетворческий проект «Текст – похвальная грамота любимому писателю». Речетворческий проект «Письмо любимому герою». Речетворческий проект по плану: «Цветы любимому писателю (поэту)».
Раздел 8.
Подведём итоги (1 час)
Участие в итоговом занятии в игровой форме. Анкетирование и ответы на вопросы по обобщению пройденного в течение года. Подведём итоги. Тестовая работа.
Раздел 9.
Речетворческий отчёт (2 часа)
Речетворческий отчёт третьеклассников: презентация – защита продуктов речетворческой деятельности (стишки, сказки. Тексты разных типов и стилей). Форму речетворческого отчёта определяет учитель по своему усмотрению. Конкурс исследовательских работ «Энциклопедия одного слова».

Планируемые результаты освоения курса к концу четвертого года обучения
Личностные результаты:
  • определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
  • учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • быть способным к саморазвитию;
  • осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
  • уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
  • осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
  • развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
  • работать по плану, планировать свои действия;
  • высказывать и доказывать свою точку зрения;
  • анализировать свою работу;
  • удерживать учебную задачу;
  • выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
  • вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; сличать способ действия и его результат;
  • соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • использовать общие приемы решения задачи;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • выделять необходимую информацию из литературных источников;
  • строить умозаключения и рассуждения;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
  • конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
  • уметь слушать и слышать речь собеседника;
  • уметь договариваться при совместной работе;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью;
  • формулировать собственное мнение;
  • строить монологичное высказывание;
  • оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Выпускник научатся:
  • формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
  • оформлять результаты проектной деятельности;
  • различать исследовательскую работу от проектной.
Выпускник получит возможность научиться:
  • формулировать гипотезу и проблему исследования;
  • пользоваться разными методами исследования;
  • оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
  • владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий