Ребусы

вторник, 5 декабря 2017 г.

Родительское собрание "«Оценка и отметка в современной школе. Как к ней относиться?" 2 класс

Цели:
  1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей.
  2. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
  3. Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
  4. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Повестка дня:
1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)
2.Тренинг «Первые школьные отметки»

3. Ознакомление родителей с нормами оценок результатов обучения в начальной школе.
4. Состояние учебно-воспитательной деятельности в 1 полугодии.

5. Организация мастер-класса «Роспись пряников» за счёт средств родителей 

6. Подготовка и проведение Новогоднего праздника.

7. Организация зимних каникул. Соблюдение правил по ТБ и ПДД.


4. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 2 четверть.


Ход собрания.
1. Организационный момент
 Сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы наши отметки всегда были хорошими, и какую роль в этом играет подготовка к урокам.
2) Постановка цели собрания

Начать разговор о наших детях, я хотела бы с притчи.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»
Эта притча созвучна с темой сегодняшнего разговора «Оценка и отметка в современной школе. Как к ней относиться?», т.к. в наших руках возможность создать такую атмосферу дома и в школе, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща, придерживаться единых требований и быть единым целым.
3) Ассоциации со словом «Школа»
Что Вы представляете, когда слышите слово «ШКОЛА»? Назовите пять слов-ассоциаций со словом «Школа».
У многих ассоциация к слову «Школа» отметка или даже конкретно: пятерка, двойка. Да, не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни даже не так знание, как умение его применить, т.е. не отметка.
 Часто наблюдаю такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинает переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 3 или 4, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того, над чем вы с ребенком должны поработать.
Знания даются всем одинаковоно получают их и применяют все по-разному. Кому-то достаточно объяснения учителя, кому-то нужна помощь родителей, а кому-то помощь репетитора.
Что такое оценка и отметка?
Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожигова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».
Отметка – цифровое выражение оценки. Толковый словарь Ожигова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:
Качество усвоения предметных знаний- умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования
Оценивается отметкой (цифрой)
Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной …)
Оценивается словесными суждениями (характеристика ученика)
Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу…)
Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания
  1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Система контроля и оценки не может ограничиваться целью «проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету». Она ставит более важную задачу:
  1. Развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:
  1. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Она включает в себя:
  1. возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника;
  2. сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН, установленным государственным эталоном (стандартом)
  1. Образовательная функция:
  1. сравнение ожидаемого эффекта обучения с действительным;
  2. устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознано, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
3. Воспитательная функция:
  1. выражается в формировании положительных мотивов учения
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности.
4. Информационная функция. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.
5. Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

- Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет главную роль в жизни ваших детей и семьи в целом.
  «Отметка. Как к ней относиться»
Что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”, то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.
А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.
Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.
Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.
Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.
Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут часть работы.
Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” по письму и, самое главное не учите ребенка лгать! 
Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.
В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.
Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.
Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".
Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получились очень красивые цифры"
Как помочь ребенку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда - невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель.  
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.
Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.
3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

- Сколько различных ситуаций возникает, когда мы сталкиваемся со школьной отметкой. Давайте проиграем некоторые из них. Это поможет нам избежать ошибок в воспитании детей.
2. Тренинг
                                    «Первые уроки школьной отметки»
Задачи тренинга:
1) показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;
2) создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.
Подготовка. С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.
Ход занятия
 Групповая работа
Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.
Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.
Ситуация 3. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.
Ситуация 4. Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание плохой отметкой.
3. Ознакомление родителей с нормами оценок результатов обучения в начальной школе.

4. Состояние учебно-воспитательной деятельности в 1 полугодии.

           2 четверть ещё не закончилась. Но есть положительная динамика в учебной деятельности наших детей. Если Стартовая к/р показала не достаточный уровень остаточных знаний у группы детей, то Рубежные контрольные работы по предметам 
написали хорошо. Кропотливая работа на каждом уроке дала свои результаты. Хочется выразить благодарность тем родителям, которые ежедневно проверяют выполнение дом.задания, подготовку к каждому уроку.  


5. Организация мастер-класса «Роспись пряников» за счёт средств родителей 

6. Подготовка и проведение Новогоднего праздника.

Планируется квест-игра 

Каникулы  с 29 декабря по 10.


6. Подведение итогов.
 Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.
Народная мудрость гласит«Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Вот так и формируется жизненная линия человека. Хорошо, когда родители и школа действуют сообща и двигаются в одном направлении, хотя бы при оценивании ребенка.

6. Решение собрания.
1. Индивидуальное собеседование, консультация для отдельных родителей по их запросам.
2. Консультация психологической службы школы.
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»
 Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
 Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не достаточно высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
 Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия.
 Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
 Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух.
 Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
 Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.
 Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
 Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.
 Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать. 
Анкета для родителей
1. Допишите предложения:
Я знаю, что школьная отметка - это...
Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это...
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...
Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...
2.  Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:
Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знала! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.
Сколько можно тебе это объяснять!
Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь ещё раз сделать самостоятельно
Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, нам это поможет.
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?
Анкета для учащихся
Допиши предложения:
Если я получаю хорошую отметку, то родители ____________________
Если я получаю плохую оценку, то родители ______________________
Мои родители говорят, что я могу учиться __________________________
Если я получаю «5», то родители _________________________
Если я что-то не понимаю при выполнении домашнего задания, то родители говорят _____________
Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они _____________________
Мои родители хотят, чтобы я учился ________________________________
Я знаю, что школьная отметка - это ____________________

1 комментарий:

  1. Разработка родительского собрания мне очень понравилось Спасибо!

    ОтветитьУдалить