Ребусы

среда, 11 сентября 2019 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель с многолетним опытом работы в обще- образовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта? Только формой. Но такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате — все перед глазами учителя. Очень четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока. В начале технологической карты даётся традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Как правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решениями, схемы и пр. Технологическая карта урока позволяет экономить время учителя на написание конспекта и больше времени уделять творческой составляющей педагогического труда. Предлагаем общую схему технологической карты комбинированного урока, которую можно ксерокопировать и использовать при подготовке урока.

          Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление разнообразных связей между этапами в структуре занятия и связей внутри каждого этапа. Логику усвоения учащимися знаний в основном охватывают следующие этапы учебного занятия:
1) организационный момент;
2) проверка домашнего задания;
3) актуализация субъектного опыта учащихся;
4) изучение новых знаний и способов деятельности;
5) первичная проверка понимания изученного;
6) закрепление изученного;
7) применение изученного;
8) обобщение и систематизация;
9) контроль и самоконтроль;
10) коррекция;
11) домашнее задание;
12) подведение итогов учебного занятия;
13) рефлексия.

           При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:

  •  этап организации учебного занятия;
  •  этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъектного опыта учащихся); 
  • основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности); 
  •  этап подведения итогов учебного занятия; 
  •  рефлексия. 
          Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.
          Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах. 
          Группы формируются по кооперирующе-груп- повому принципу. Задачи дифференцируются на основании индивидуального подхода. Состав групп учащихся не должен быть постоянным: с ростом возможностей ученика его переводят в другую группу. 
          Разделение учащихся на группы можно осуществить в соответствии с уровнем их компетентности: 
     I группа — учащиеся с низким уровнем компетентности; 
     II группа — учащиеся со средним уровнем компетентности; 
     III группа — учащиеся с достаточным уровнем компетентности; 
     IV группа — учащиеся с высоким уровнем компетентности. 

          Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения. 

                       Проверка домашнего задания 
          Начать этот этап целесообразно с фронтальной проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учащимися хотя бы части домашнего задания самого низкого уровня и повторение теоретического материала учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя. 
          Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу с учебником. 

                        Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 
          Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос по теме предыдущего урока учеников из IV группы, которым после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики III группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся I и II групп происходит индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса. 

                           Усвоение новых знаний 
          Благоприятный, по нашему мнению, способ для выравнивания условий восприятия нового материала предложил А. А. Бударный. Его метод состоит в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся I и II групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп учащихся, работающих самостоятельно. 

                    Первичная проверка понимания нового материала 
          Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов различного типа в условиях фронтальной работы. 

                     Первичное закрепление знаний 
                             Закрепление знаний 
                    Обобщение и систематизация 
          Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому что по технологии дифференцированного обучения между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной метод на этом этапе — метод управляемой самостоятельной работы. 
          Ученики I группы для закрепления знаний, формирования навыков и умений нуждаются не только в большей помощи учителя, но и в большем количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу). 
          Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы. 

                   Контроль и систематизация 
          Особенности управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения на этом этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах урока. 
          К каждой типологической группе применяются различные виды контроля: 
     I группа — контроль учителя, взаимоконтроль; 
     II группа — контроль учителя, взаимоконтроль; 
     III группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль; 
     IV группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.

                             Подведение итогов урока 
                              Домашнее задание 
          Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся. 
          Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов мотивации позволяет сделать учебную деятельность учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению интеллектуальную активность, познанию нового; социальные мотивы учебной деятельности (поиск контактов и сотрудничество; заинтересованность в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться к своей учебной деятельности. Важно, чтобы ученик овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет способствовать эффективной реализации совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе. 

          Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: справочной информацией, инструкциями, алгоритмами и опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.



Комментариев нет:

Отправить комментарий