Программа кружка «Школьный театр»
Пояснительная
записка
Актуальность программы.
Программа «Школьный
театр» рассчитана на учащихся начальных
классов. В настоящий момент актуальным
является разнообразное использование
театрального творчества школьников.
Введение преподавания театрального
искусства в общеобразовательную школу
способно эффективно повлиять на
воспитательно-образовательный процесс.
Сплочение коллектива класса, расширение
культурного диапазона учеников и
учителей, повышение культуры поведения
– всё это, возможно, осуществлять через
обучение и творчество на театральных
занятиях в школе. Особое значение
театрального творчества приобретает
в начальной школе. Оно не только помогает
воспитывать, но и обучает с помощью
игры, так как для детей игра в этом
возрасте – основной вид деятельности,
постоянно перерастающий в работу
(обучение). Театрализованные игры
пользуются у детей любовью. Младшие
школьники с удовольствием включаются
в игру: отвечают на вопросы кукол,
выполняют их просьбы, перевоплощаются
в тот или иной образ. Малыши смеются,
когда смеются персонажи, грустят вместе
с ними, всегда готовы прийти к ним на
помощь. Участвуя в театрализованных
играх, дети знакомятся с окружающим
миром через образы, краски, звуки. Ребёнку
нравится играть, особенно со сверстниками.
Преимущество школьного
театра, как концертного коллектива,
состоит в его мобильности: он может
выступать практически на любой площадке,
в зале, в классе, в детском саду. Группа,
занимающаяся первый год, выступает не
ранее, чем в середине второго полугодия.
Более опытные артисты дают не более
пяти представлений в год. Репертуар
подбирается с учётом возрастных
особенностей учащихся.
Знакомство с позицией
актёра – творца накапливает их
эмоциональный, интеллектуальный,
нравственный, социальный, трудовой опыт
и развивает его. Создания театрального
спектакля дополняет и сопровождает всю
работу с целью освоения терминов
«режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий
и т. д.». Каждый ребенок может попробовать
себя в роли автора, режиссера, что
позволяет развивать творческое начала
ребенка.
В атмосфере доброжелательного
и терпеливого отношения друг к другу
формируется чуткость детей к правдивому
целенаправленному действию. Для
тренировки воображения служат и
упражнения голосом и речью: говорить
медленно, громко, тихо, быстро, басом.
Речевые упражнения выполняют
пропедевтическую роль будущей работы
над художественным чтением.
Первые попытки сыграть
героев сказок расширяют представления
детей о достоверности в театре. Здесь
закладываются основы для понимания
«школы переживания» и «школы представления»
в актерском искусстве.
Играть так, чтобы тебе
поверили, оказывается трудно. Так
формируется база для интереса к обучающим
заданиям, в процессе которых основной
упор делается на игры со словом, с
текстом, подтекстом, с разными словесными
действиями (упрекать, приказывать,
узнавать, удивлять, просить, объяснять,
звать).
Слово раскрывается как
основное средство выполнения сценической
задачи, как основной компонент создания
характера. Играя в разные сочетания
одного действия с различными текстами
или одного текста с различными действиями,
дети учатся слышать психологическую
выразительность речи.
Цели
программы – эстетическое воспитание
участников, создание атмосферы детского
творчества, сотрудничества, развитие
интеллектуальной и психоэмоциональной
сферы личности средствами театрального
искусства.
Задачи:
- комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка: ум, волю, чувства;
- создать благоприятные условия для коммуникаций «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
- обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка;
- развивать познавательную сферу и произвольные психические процессы;
- повышать стрессоустойчивость и адаптивные возможности учащихся.
Задачи:
- воспитание уважения
и любви к русской народной сказке;
- изучение и освоение
театральной работы с куклой;
- формирование навыков
театральной речи, художественных навыков
при изготовлении кукол и декораций;
- развитие творческих
способностей;
-
комплексно воздействовать на
фундаментальные сферы психики ребёнка:
ум, волю, чувства;
- создать благоприятные
условия для коммуникаций «ученик –
учитель», «ученик – ученик»;
- обеспечить ситуацию
успеха для каждого ребёнка;
- развивать познавательную
сферу и произвольные психические
процессы;
- повышать стрессоустойчивость
и адаптивные возможности учащихся.
Возраст детей,
участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана
на детей 7 – 11 лет (1 – 4 классы).
Сроки реализации
программы
Программа кружка
рассчитана на 4 года (138 часов). Занятия
проводятся 1 раз в неделю (1кл. – 33часа
в год, 2 – 4 кл. – по 35 часа в год)
Формы занятий
Занятия проводятся в
групповой и индивидуальной форме. Для
успешного освоения программы количество
детей в группе - 15 человек.
Содержание программы
Театральное творчество
не только активизирует интерес школьников
к искусству театра и искусству вообще,
к разным его видам, но и развивает
фантазию, память, внимание и другие
качества, воспитывает и улучшает
психологическую атмосферу в классе.
Первый год работы в основном посвящается
развивающим играм и упражнениям (на
развитие памяти, внимания, постановке
дыхания, развитие дикции, творческого
воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются
комбинированными, т. е. развивают и
внимание, и память, и речь, и воображение,
и пластику. Новые упражнения вводятся
постепенно: на каждом занятии к знакомым
заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые
скороговорки не больше одной за занятие.
В первом полугодии первого класса
развивающие упражнения занимают почти
всё занятие, в дальнейшем часть урока
посвящается вопросам теории театра,
зрительской культуре. Учащиеся знакомятся
со спецификой кукольного, драматического,
музыкального театра, с профессиями
драматурга, режиссёра, гримёров, художника
– постановщика.
Подготовка спектакля
– длительный процесс, но очень важный.
В подготовку его входят подбор произведений
– русских народных сказок, оформление
спектакля, начиная с монтировки и
оформления кукол, декораций. Создание
психологически комфортной атмосферы
занятий необходимо. В этот период дети
учатся общаться друг с другом, делятся
своими мыслями, умениями, знаниями.
1. Разновидности театров
(беседа).
Виды театров:
- театр картинок;
- театр игрушек;
- «Волшебные пальцы»;
- теневой театр;
- драматический театр;
- балет.
2. Кукольный театр.
Из истории возникновения
(на доске, перчаточный, марионетки).
3. Посещение театральных
постановок .
Знакомство детей с
театром предполагает просмотр
телеспектаклей, выезд в театр кукол,
драматический, музыкальный театры. Дети
учатся различать понятия «театр» как
здание и театр как явление общественной
жизни, как результат коллективного
творчества. А также учатся одновременно
и последовательно включаться в
коллективную работу.
4. Обсуждение спектаклей
(зарисовки).
5. Знакомство с театральной
лексикой, профессиями людей, которые
работают в театре (режиссёр, замысел,
автор, пьеса, сценарий и т.д.).
Каждый ребенок может
попробовать себя в роли автора, режиссёра,
что позволяет развивать творческое
начало ребёнка.
6. Театр начинается с
вешалки, а кукольный театр – с ширмы
(беседа о ширме, о работе за ней).
7. Выбор и работа над
произведениями пьесы (выразительное
чтение произведения учителем, беседа).
8. Распределение ролей.
Чтение произведения учащимися.
Необходимо распределить
роли, желательно ребят подобрать по
голосам. Если же ребёнок не достаёт до
ширмы, необходимо сделать ему котурны
– это платформочка под обувь.
9. Отработка чтения
каждой роли (за столом).
10. Интонация. Настроение,
характер персонажа.
11.Изготовление кукол.
Верховые куклы: мешочная
(кульковая), на кулачке пальчиковая,
ручная, механическая и др.. Низовые
куклы: марионетка, прыгающая и др..
Настольные куклы: плоские, картонные,
из поролона, из коробок, из природного
материала, из перчаток и др.. Куклы:
игрушки, «с живой рукой», театр масок,
теневой театра и др.. Изготовление и
оформление разных видов пальчиковых и
ручных кукол.
Ожидаемый результат:
постановки самостоятельных спектаклей,
творческое и духовное развитие участников
процесса, воспитание социально-адаптированного
человека, способного применять на
практике знания, полученные в кукольном
театре.
Тематическое
планирование
1
год обучения
№
|
Тема занятия
|
Содержание занятия
|
1
|
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) | Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др. |
2
|
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). | Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». |
3
|
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). | Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. |
4
|
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). |
5
|
Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). | Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. |
6
|
Упражнения на развитие произвольного внимания. | Упражнения «Летает – не летает», «День и ночь», «Совушка» и т. д. |
7
|
Упражнения на развитие памяти. | Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?» |
8
|
Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ. | Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась». |
9
|
Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами. | Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию». |
10
|
Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии. | Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином – фантазия и т. д. |
11
|
Игра-драматизация «Вершки и корешки», «Как лиса училась летать» | Задания на время получить тот или иной результат |
12
|
Игра-драматизация
«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин» |
Коллективное обсуждение игры |
13
|
Игра-драматизация.
«Лиса и петух», «Медведь и лиса» |
Придумывание персонажей, их костюмов. действий. |
14
|
Игра – драматизация
«Пес и лиса»
«Мужик и заяц» |
Постановка спектакля. |
15
|
Изготовление персонажей сказки «Теремок» | Продумывание внешнего вида персонажей сказки. |
16-17
|
Репетиция спектакля «Теремок». | Постановка сказки. |
18
|
Премьера спектакля «Теремок». | Показ спектакля. |
19
|
Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Изготовление костюмов. Репетиция. |
20-21
|
Подготовка спектакля по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Работа над декорациями. Репетиция. |
22
|
Премьера спектакля . | Показ спектакля . |
23
|
Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр» | Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля. |
24-25
|
Репетиция спектакля. | Подготовка к выступлению. |
26
|
Премьера спектакля «Мойдодыр» | Выступление перед классом |
27
|
Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси – лебеди» | Подготовка к спектаклю. |
28-29
|
Подготовка к спектаклю. | Репетиция. |
30
|
Премьера спектакля «Гуси – лебеди» | Выступление перед классом. |
31-33
|
Подготовка и проведение Творческого отчета кружка |
2
год обучения
№ п/п
|
Тема занятия
|
Средства развития
творческих способностей
|
Репертуар
|
1-2
|
Знакомство с кукольным
театром
|
Настольный театр, пальчиковые
куклы, конусные игрушки
|
Этюды, развивающие внимание,
память, выразительность жеста, эмоций,
воспроизведения черт характера
персонажей.
|
3-4
|
Способы изготовления кукол
из бумаги, картона, подручных материалов
|
Развитие творческого
воображения при создании куклы,
костюма, декораций
|
|
5-6
|
Сочинение сказок – миниатюр,
придумывать диалоги действующих лиц
|
Настольный театр игрушки из
бросовых материалов (коробок, флаконов,
пузырьков, фантиков и др.)
|
«Белоснежка и семь гномов»,
«Волк и семеро козлят», «Золушка», «В
гостях у деда Мороза»
|
7-8
|
Сочинение сказок – миниатюр,
придумывать диалоги действующих лиц
|
Настольный театр конусной
игрушки, костюмы, декорации, атрибуты
для спектакля
|
«Лиса и кот», «Заюшкина
избушка», «Лиса и журавль», «Три
медведя»,«Красная шапочка»
|
10-12
|
Инсценировка
хорошо знакомых сказок
|
Атрибуты, костюмы, необходимые
для данной сказки
|
«Бабушка, внучка да курочка»,
«Заяц – хвастун», «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка», народн. сказки
|
13-14
|
Театрализованные игры для
детей
|
Атрибуты, характеризующие
осень, конусные куклы, декорации
|
Стихи, песни,
игры
Сказка «Чиполино»
|
15-16
|
Знакомство с театральной
ширмой и обучение приемам вождения
верховых кукол
|
Ширма, верховые куклы
|
«Будь
внимателен», «Флажок»,
«Запомни свою позу»
|
17-18
|
Активизация памяти и внимания
|
Фонограммы для упражнений.
Театр ложек, ширма
|
«Колобок», русская народная
сказка
|
19-20
|
Основные принципы драматизации.
Учить разыгрывать спектакли по знакомым
литературным сюжетам, используя
выразительные средства (интонацию,
движения, мимику, жест)
|
Драматизация в костюмах и
декорациях
|
«Теремок»
«Лисичка – сестричка и серый
волк»
|
21-24
|
Проведение праздников,
досугов, развлечений. Развивать желание
выступать перед родителями, детьми,
младшими ребятами.
|
Костюмы, атрибуты, необходимые
для данного досуга.
|
«Новогодняя ёлка»
|
24-25
|
Основы актерского мастерства
и кукловождения. Развивать способности
правильно понимать эмоционально-выразительное
движение рук и адекватно пользоваться
жестами
|
Верховые куклы, ширма, работа
у зеркала
|
«Встреча лисы с зайцем»,
«Беседа мышки с лягушкой», «Пляска
зверей», «Отдай», «Сосульки»,
«Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает»
|
26-27
|
Основные принципы драматизации.
Продолжать воспитывать заинтересованное
отношение к играм – драматизациям,
совершенствовать импровизационные
способности детей
|
Верховые куклы, ширма, работа
у зеркала, предметно-игровая среда
|
«Под грибком» В.Сутеев
|
28-29
|
Познакомить с приемами
кукловождения марионеток
|
Куклы-марионетки
|
Этюды М.Чехова на внимание,
веру, наивность, фантазию
|
30-31
|
Приемы вождения кукол с
«живой рукой»
|
Куклы с «живой рукой»: львенок,
кот, лиса и др.
|
«Львенок и
черепаха»
«Лиса Алиса и кот Базилио»
|
32-33
|
Обучать выражению различных
эмоций и воспроизведению отдельных
черт характера
|
Работа у зеркала
|
«Потерялся»,
«Котята»,
«Робкий ребенок»
|
34-35
|
Праздник «Сказочная страна»
|
Костюмы, декорации, куклы
различных систем, фонограмма
|
«Путешествие в страну сказок»
|
3
год обучения
№ п/п
|
Тема занятия
|
Цель занятия
|
|
1-2
|
Здравствуй, театр!
|
Дать детям возможность
окунуться в мир фантазии и воображения.
Познакомить с понятием «театр».
|
|
3-4
|
Театральная игра «Сказка,
сказка, приходи»
|
Вспомнить и проинсценировать
с детьми русские народные сказки.
Развивать внимание, память, воображение,
общение; обогащать духовный мир детей
приемами, методами театральной
педагогики.
|
|
5-8
|
Работа над новым театрализованным
представлением «Наша школьная страна»
|
Знакомиться
с творческими возможностями детей,
изучать их жизненный опыт; побуждать
к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
Вспомнить и
обсудить сценарий представления
«Школьная страна», распределить роли.
Разучивать с
детьми текст пьесы, обращая внимание
на артикуляцию, дыхание, голос.
Совершенствовать внимание, воображение,
память, общение детей.
Совершенствовать
память, внимание, воображение детей.
Работать над техникой речи
Развивать способности детей
искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить пользоваться интонацией,
произнося фразы грустно, радостно,
удивленно, сердито.
|
|
9
|
Премьера театрализованного
представления «Наша школьная страна»
|
||
10-16
|
Работа над спектаклем «С
Новым годом, теремок!»
|
Расширять
творческими возможностями детей,
обогащать их жизненный опыт; побуждать
умение сострадать, чувство справедливости,
стремление делать добро и бороться
со злом.
Вспомнить и
обсудить пьесу «С Новым годом, теремок!»,
распределить роли.
Выучить с
детьми текст пролога пьесы.
Совершенствовать внимание, память.
Развивать
память, воображение, общение детей.
Разучивать с
детьми текст пьесы, обращая внимание
на артикуляцию, дыхание, голос.
Развивать
способности детей искренне верить в
любую воображаемую ситуацию; Учить
пользоваться интонациями.
Развивать
внимание, согласованность действий.
Познакомить
детей с музыкальными произведениями,
отрывки которых будут звучать в
спектакле.
Работать над выразительностью
речи и подлинностью поведения в
сценических условиях.
|
|
17
|
Премьера спектакля «С Новым
годом, теремок!» на Новогоднем утреннике
|
||
18-
26
|
Работа над спектаклем «Репка»
|
Распределение
ролей, знакомство со сценарием
Репетировать все
эпизоды спектакля с использованием
декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, света.
|
|
27
|
Премьера
спектакля «Репка»
|
||
28-32
|
Работа над инсценировкой
басен Крылова
|
Инсценировать с детьми басни
И.А. Крылова. Развивать воображение,
веру в сценический вымысел.
|
|
33
|
Показ инсценировок басен
Крылова перед родителями
|
||
34-35
|
Творческий отчет кружка
|
4
год обучения
1
|
Основы театральной
культуры
|
Рассказать детям в
доступной форме о видах театрального
искусства. Продолжить репетировать
эпизоды спектакля в разных составах
исполнителей.
|
|
2-8
|
Работа
над спектаклем
«Мы в профессии играем»
|
Распределение
ролей, знакомство со сценарием
Репетировать
все эпизоды спектакля с использованием
декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, света.
|
|
9
|
Премьера спектакля
«Мы в профессии играем»
|
||
10-16
|
Работа над спектаклем
«Дюймовочка»
|
Распределение
ролей, знакомство со сценарием
Репетировать
все эпизоды спектакля с использованием
декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, света.
|
|
17
|
Премьера спектакля
«Дюймовочка»
|
||
18-26
|
Работа над спектаклем
«Волшебная лампа Алладина»
|
Распределение
ролей, знакомство со сценарием
Репетировать
все эпизоды спектакля с использованием
декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, света.
|
|
27
|
Премьера спектакля
«Волшебная лампа Алладина»
|
||
28-34
|
Работа над спектаклем
«Козленок, который умел считать до
десяти»
|
Распределение
ролей, знакомство со сценарием
Репетировать
все эпизоды спектакля с использованием
декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, света.
|
|
35
|
Премьера спектакля
«Козленок, который умел считать до
десяти»
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий