Рабочая программа
по кружку
«В гостях у сказки»
Программа
кружка «В гостях у сказки»
Класс:
1 в
Учитель:
Есипова Е.В.
Количество
часов: всего
33 часа;
в неделю
1 час
Пояснительная
записка
Предлагаемое
тематическое планирование интегрированного
курса кружковых занятий, включающего
в себя литературное чтение и слушание,
изобразительное и театральное искусство,
составлено на учебный год для 6-7-летних
детей из расчета 1 часа в неделю, всего
33 часа.
Учебный
материал курса предусматривает реализацию
триединой дидактической цели:
образовательной, развивающей и
воспитывающей. В интегрированный курс
включены такие виды деятельности, как
чтение, слушание, рисование, лепка,
конструирование, ролевая игра,
инсценировка, с учетом возрастных
особенностей первоклассников.
Целью
интегрированного курса является
нравственное, патриотическое и
эстетическое воспитание, развитие у
учащихся эстетического восприятия,
воображения, внимания, мышления,
способствующих успешному формированию
гармоничной личности младшего школьника.
Задачи
интегрированного
курса:
-
воспитание доброты, трудолюбия,
отзывчивости;
-
воспитание любви к природе, к своим
близким, к своей родине;
-
формирование активной жизненной позиции;
-
развитие прикладных умений и навыков;
-
развитие мелкой моторики;
-
развитие устной речи, навыков общения;
-
воспитание активной жизненной позиции,
культуры поведения.
Принципы
интегрированного курса:
-
интеграция;
-
систематичность;
-
наглядность;
-
деятельностный подход;
-
личностно-ориентированный подход.
Требования
к результатам обучения по программе
интегрированного курса:
К
концу обучения учащиеся должны знать:
-
популярные русские и татарские народные
сказки;
-
признаки сказки как жанра;
-
виды сказок (бытовые, волшебные, сказки
о животных)
-
правила работы с красками, пластилином,
ножницами;
К
концу обучения учащиеся должны уметь:
-
слушать, осознанно читать и отвечать
на вопросы;
-
иллюстрировать услышанное или прочитанное;
-
пересказывать сказку кратко, выборочно
или подробно;
-
передавать эмоции и свое отношение к
поступкам героев при инсценировке
сказки.
Примерная
программа по внеурочной деятельности
разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта
начального общего образования к структуре
программы воспитания и социализации
учащихся, определяет содержание и
организацию внеурочной деятельности
и направлена на формирование общей
культуры обучающихся, на их
духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие,
обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В 1 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод ребёнка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
В 1 классе достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы (работу над понятием инициировал М.И. Рожков): инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми.
В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход
к стратегии социального проектирования
и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения
социально желаемого уровня личностного
и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель примерной внеурочной программы участия в социальной деятельности учащихся - формирование у них в процессе создания и презентации проекта способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
- осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду воспитателя детского сада и учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Цель примерной внеурочной программы участия в социальной деятельности учащихся - формирование у них в процессе создания и презентации проекта способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
- осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, уважение к труду воспитателя детского сада и учителя, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
Формы
и режим занятий.
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия - творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений путём многократных повторений (частями и целиком).
Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением последнего к произведению и его презентации.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, на сцене актового зала школы. Показ представления готовится для детей подготовительных групп детских садов (по договорённости с руководителями). Желательно, чтобы учреждения были знакомы первоклассникам, где осуществится их встреча с любимым воспитателем и детьми.
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, сообщение), постановочные, репетиционные, художественные образовательные события, общение со зрителями.
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия - творческий процесс создания представления, который осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером, музыкантом и костюмером.
Репетиционные занятия - основная форма подготовки представлений путём многократных повторений (частями и целиком).
Художественное образовательное событие - акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффект художественного события для автора произведения обусловлен общением со зрителем, с отношением последнего к произведению и его презентации.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, на сцене актового зала школы. Показ представления готовится для детей подготовительных групп детских садов (по договорённости с руководителями). Желательно, чтобы учреждения были знакомы первоклассникам, где осуществится их встреча с любимым воспитателем и детьми.
Содержание
деятельности.
Вводное занятие.
Знакомство с понятиями «младший школьник», «классный коллектив». Обращение к учителю и одноклассникам. Изучение правил техники безопасности и этических норм поведения.
Философия рекламной акции.
Знакомство с понятиями «школьный коллектив», «совместная учёба и отдых». Первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества. Беседа о здоровом оптимистическом образе жизни.
Учебные театральные миниатюры.
Обсуждение: дошкольный и школьный образ жизни (общее и разное). Техника театральной миниатюры. Индивидуальные и групповые показы. Отбор наиболее удачных представлений для театрального капустника.
Театральный капустник.
Разработка и проведение капустника для одноклассников. Подбор аксессуаров сопровождения представления: декорации, бутафории, украшения и игрушки.
Знакомство с особенностями пьесы-сказки.
Рассматривание структуры пьесы-сказки (диалогичность пьесы, приёмы сказки, персонажи). Слушание и обсуждение небольшой пьесы о животных.
Просмотр профессионального театрального спектакля. Наблюдение за особенностями театрального творчества, спецификой технических средств в театре. Рассуждения о различии театра для взрослых и детей, о драматургическом замысле.
Рождение замысла школьной пьесы.
Беседа о роли театра в жизни человека. Рассматривание проблемных ситуаций персонажей и способов их решения.
Задачи постановочного искусства.
Знакомство с элементарными представлениями о профессиях сценариста, режиссёра, актёра, костюмера, балетмейстера, оформителя. Выбор постановочного материала (сценария пьесы) с помощью учителя. Выбор сопроводительного материала (декорации, театральные предметы). Распределение ролей.
Репетиция пьесы.
Отработка действий и речевого материала по сценарию.
Премьера пьесы.
Показ и обсуждение постановки. Беседа со зрителями.
Показ произведения в детских садах.
Демонстрация пьесы-сказки. Встречи и общение со зрителями.
Подведение итогов.
Обсуждение показа произведения. Установка на продолжение творческой деятельности.
Вводное занятие.
Знакомство с понятиями «младший школьник», «классный коллектив». Обращение к учителю и одноклассникам. Изучение правил техники безопасности и этических норм поведения.
Философия рекламной акции.
Знакомство с понятиями «школьный коллектив», «совместная учёба и отдых». Первоначальные представления о значении творчества в жизни человека и общества. Беседа о здоровом оптимистическом образе жизни.
Учебные театральные миниатюры.
Обсуждение: дошкольный и школьный образ жизни (общее и разное). Техника театральной миниатюры. Индивидуальные и групповые показы. Отбор наиболее удачных представлений для театрального капустника.
Театральный капустник.
Разработка и проведение капустника для одноклассников. Подбор аксессуаров сопровождения представления: декорации, бутафории, украшения и игрушки.
Знакомство с особенностями пьесы-сказки.
Рассматривание структуры пьесы-сказки (диалогичность пьесы, приёмы сказки, персонажи). Слушание и обсуждение небольшой пьесы о животных.
Просмотр профессионального театрального спектакля. Наблюдение за особенностями театрального творчества, спецификой технических средств в театре. Рассуждения о различии театра для взрослых и детей, о драматургическом замысле.
Рождение замысла школьной пьесы.
Беседа о роли театра в жизни человека. Рассматривание проблемных ситуаций персонажей и способов их решения.
Задачи постановочного искусства.
Знакомство с элементарными представлениями о профессиях сценариста, режиссёра, актёра, костюмера, балетмейстера, оформителя. Выбор постановочного материала (сценария пьесы) с помощью учителя. Выбор сопроводительного материала (декорации, театральные предметы). Распределение ролей.
Репетиция пьесы.
Отработка действий и речевого материала по сценарию.
Премьера пьесы.
Показ и обсуждение постановки. Беседа со зрителями.
Показ произведения в детских садах.
Демонстрация пьесы-сказки. Встречи и общение со зрителями.
Подведение итогов.
Обсуждение показа произведения. Установка на продолжение творческой деятельности.
Ожидаемые
результаты реализации программы.
Достижение первого уровня результатов - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Достижение первого уровня результатов - приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.
Тематическое
планирование составлено с использованием
литературы:
Белоусенко А.В. Волшебный
мир сказок: утренники. – Волгоград:
учитель, 2009
Жиренко О.Е. «Внеклассные
мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2009
Пикулева Н.В. «Слово на
ладошке» - М.:Новая школа, 2009
«Родничок». Книга для
внеклассного чтения в 1 классе. – Тула:
«Родничок», 2009
«Русские народные
сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 200
Тематическое
планирование программы
(33
часа)
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Тип
занятия
|
Характеристика
деятельности учащихся или виды учебной
деятельности
|
Виды
контроля, измерители
|
Планируемые
результаты освоения материала
|
Дата
проведения
|
|
по
плану
|
фактически
|
|||||||
1
|
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» | Комбинированное | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». | текущий |
К
концу обучения учащиеся должны знать:
-
популярные русские и татарские народные
сказки;
-
признаки сказки как жанра;
-
виды сказок (бытовые, волшебные, сказки
о животных)
-
правила работы с красками, пластилином,
ножницами;
К
концу обучения учащиеся должны уметь:
-
слушать, осознанно читать и отвечать
на вопросы;
-
иллюстрировать услышанное или
прочитанное;
-
пересказывать сказку кратко, выборочно
или подробно;
-
передавать эмоции и свое отношение
к поступкам героев при инсценировке
сказки
|
|||
2
|
Украинская народная сказка «Колосок». | Комбинированное | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | текущий | ||||
3
|
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик». | Комбинированное | Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | текущий | ||||
4
|
Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Комбинированное | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | текущий | ||||
5
|
Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». | Комбинированное | Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица. | текущий | ||||
6
|
Сказки про зайцев. | Комбинированное | Подбор сказок про эайцев. Викторина. | текущий | ||||
7
|
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках. | Комбинированное | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | текущий | ||||
8
|
Чукотская сказка «Хвост». | Комбинированное | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. | текущий | ||||
9
|
Удмуртская сказка «Как произошли медведи» | Комбинированное | Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. | текущий | ||||
10
|
Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое – медведе. | Комбинированное | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина. | текущий | ||||
11
|
Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Комбинированное | Чтение сказки. Работа над пересказом. | текущий | ||||
12
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Комбинированное | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки. | текущий | ||||
13
|
Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка». | Комбинированное | Чтение сказки. Иллюстрирование. | текущий | ||||
14
|
Русская народная сказка «Хаврошечка» | Комбинированное | Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту. | текущий | ||||
15
|
Сказки про лису. Русская сказка «Думы». | Комбинированное | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки. | текущий | ||||
16
|
Сказки про зайца, лису и медведя. | Комбинированное | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина. | текущий | ||||
17
|
Мордовская сказка «Разудалый петушок». | Комбинированное | Чтение сказки. Чтение по ролям. Пересказ. | текущий | ||||
18
|
Татарская народная сказка «Три сестры» | Комбинированное | Чтение. Сравнение с мордовской сказкой. | текущий | ||||
19
|
Удмуртская сказка «Синица и старый воробей» | Комбинированное | Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. | текущий | ||||
20
|
Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост». | Комбинированное | Чтение сказки. Анализ прочитанного. | текущий | ||||
21
|
Праздник «В гостях у сказки» | Комбинированное | Литературный праздник | текущий | ||||
22
|
Ингушская сказка «Сокол и ворона» | Комбинированное | Чтение сказки. Работа над текстом. | текущий | ||||
23
|
Русская народная сказка «Байка про тетерева» | Комбинированное | Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц. | текущий | ||||
24
|
Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев». | Комбинированное | Чтение и инсценирование сказки. | текущий | ||||
25
|
Русская сказка «Лиса и тетерев». | Комбинированное | Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки. | текущий | ||||
26
|
Сказки про птиц. | Комбинированное | Выставка книг. Чтение. Сравнение. | текущий | ||||
27
|
Моя любимая сказка о животных. | Комбинированное | Чтение и пересказ любимых сказок. | текущий | ||||
28
|
Итоговое занятие | Комбинированное | Литературная викторина | текущий | ||||
29-33
|
Резерв | Комбинированное | текущий |
Комментариев нет:
Отправить комментарий