Ребусы

вторник, 22 октября 2013 г.

Мастерская Самоделкина


Общекультурное
  Кружок «Мастерская Самоделкина»

Пояснительная записка


Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.
Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.
Ребенка не учат с детства, как занимать свободное время интересной для себя деятельностью, которая позволит ему восстановить свои физические и духовные силы. Между тем, по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание. Отсюда мы видим необходимость уже с младшего школьного возраста учить детей заполнять свой досуг разнообразной, интересной деятельностью. Назрела необходимость найти такое содержание для организации детского досуга, которое было бы интересно и посильно ребёнку, значимо для него, где он мог бы почувствовать себя активной, самостоятельной, творческой личностью.
Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок « Мастерская Самоделкина».
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками и т.д.имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Дети в процессе труда становятся самостоятельнее, трудолюбивее, ответственнее. Им нравится мастерить, видеть и пользоваться  результатами своего труда. Они с гордостью и удовлетворением демонстрируют свои поделки, дарят их своим родным и близким. Все это повышает самооценку детей, делает их уверенными в своих  силах, возможностях.
Задачи «Мастерской Самоделкина»
  1. Знакомство с разнообразным миром вещей и предметов, со свойствами и признаками необходимых в работе материалов
  2. Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность.
  3. Формирование экологических знаний.
  4. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.
  5. Воспитание бережного отношения к природе.
  6. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, ответственности, аккуратности.
Принципы или непременные условия организации занятий
  1. Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно-ориентированный характер.
  2. Практическая направленность занятий.
  3. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
  4. Каждое занятие реализуют основные психологические потребности ребёнка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
  5. В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.
Организация образовательного процесса
Занятия кружка в творческой мастерской проводятся 1 раз в неделю по 1часу. Таким образом, количество учебных часов составляет:
  • 1 год обучения-33ч,
  • 2 год обучения-34ч,
  • 3 год обучения-34ч,
  • 4 год обучения-34ч.
Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.
Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.
Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.
Эффективным средством обучения и воспитания , а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества, проведения праздников в коллективе, чаепитий.
Младшие школьники быстро утомляются, поэтому через каждые 20-30 минут работы необходимо делать перерыв или физминутки, обязательно включая зрительные.



Структура курса

N
Тема
1 год
2 год
3год
4 год
1.
Работа с природным материалом
6 ч
5 ч
5 ч
4 ч
2.
Игрушки из бросового материала
3 ч
3.
Лепка из теста
4 ч
3 ч
3 ч
4.
Куклы, которые любят порядок. Настенные игрушки.
3 ч
3 ч
2 ч
2 ч
5.
Мастерская Деда Мороза.
3 ч
2 ч
2 ч
6.
Бумажные цветы.
2 ч
2 ч
2 ч
7.
Мягкая игрушка.
3 ч
3 ч
4 ч
4 ч
8.
Папье-маше.
3 ч
3 ч
3 ч
3 ч
9.
Народная игрушка .
2 ч
2 ч
10.
Мозаика.
2 ч
2 ч
3 ч
11.
Ситцевое многоцветье
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
12.
Вязание. Игрушки из пряжи.
-
1 ч
3 ч
4 ч
13.
Выставка «Делаем сами – своими руками»
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
Итого:
33 ч
34ч
34ч
34ч










Календарно-тематический план ( первый год обучения)


Тема занятия
Кол-во
ч
Характеристика видов деятельности
УУД
3.
Панно «На лугу»
Создавать образ в соответствии с замыслом.
Личностные действия
Осознание новой позиции ученика, умение управлять собой, умение сохранять учебную задачу.
Регулятивные действия
Оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить).

Познавательные действия
Умения использовать знаки, модели, выделять признаки.

Коммуникативные действия
Умение слушать и слышать других, умение работать в паре, группе, участие в коллективном обсуждении, сотрудничество со сверстниками, учёт разных мнений и умение выразить своё.
4.
Композиция «На лугу»
Организовать свою деятельность, создавать образ в соответствии с замыслом.
5.
Объёмная композиция из шишек.
Участвовать в совместной творческой деятельности.
6.
Панно «Листопад»
Наблюдать мир образов, применять на практике
7.
Игрушки из коробков. Петушок и курочка.
1 ч
Моделировать несложные изделия
8-9
Сказочный город. Коллективная работа.
Реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы.
10.
Лепка из теста «Подкова»
Знакомить со свойствами теста, учить окрашиванию.
11
Лепка из теста «Фрукты»
Развивать творческие способности
12.
Лепка из теста «Ёлочка»
Воспитывать инициативу, аккуратность, творческие способности.
Воспитывать инициативу, аккуратность, творческие способности.
13.
12.
Куклы, которые любят порядок. Зайчик. Котёнок. Собачка.
Лепка из теста «Ёлочка»
Знакомить со свойствами ткани, соблюдать приёмы безопасного, рационального труда.
Воспитывать инициативу, аккуратность, творческие способности.
Личностные действия
Познавательная мотивация, интерес к новому, стремление выполнять социально-значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

Регулятивные действия.
Контроль(сличение образа и его результата), планирование, определение последовательности действий, прогнозирование, саморегуляция, коррекция.

Познавательные действия
Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, моделирование, преобразование модели, постановка и решение проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при творческих работах.

Коммуникативные действия

Умение вступать в диалог, умение слушать и слышать других, умение работать в паре, участие в коллективном обсуждении, сотрудничество с группой сверстников.
14.
Подвеска на ёлку
Исследовать материалы. Украшать изделие.
15.
Витраж «Фонарик»
Знакомить с витражами, развивать координацию движения рук.
16.
Открытка «Зимнее окно»
Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.
17.
Мягкая игрушка (плоская) «Котёнок», «Медвежонок»
Учить моделировать изделие, воспитывать аккуратность.
18
Игрушка из шерстяных ниток (из помпонов)
Знакомить со свойствами ниток, Учить работать в группе.
19.
Папье –маше. Композиция «Фрукты» из бумажного теста. Коллективная работа
Знакомить с папье-маше, развивать мелкую моторику рук, учить работать в группах.
20
Народная игрушка. Дергунчики.
Знакомить с белгородской народной игрушкой, изготовление по мотивам народной игрушки.
21.
Мозаика. Панно из яичной скорлупы.
Создавать мысленный образ с учётом поставленной задачи, воплощать образ в материале с опорой на графическое изображение.
22.
Мозаика. Панно из остатков цветной бумаги.
Учим размечать по шаблону, знакомить с приёмом раскладывания квадратиков бумаги по задуманному графическому образу

23.
Ситцевое многоцветие. Лоскутная мозаика. Прихватки.
Знакомить с приёмом разметки ткани по шаблону, швом «вперёд иголку».



33ч




Ожидаемые результаты
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучении — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в творчестве, и то, как само творчество составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы «Мастерская Самоделкина» являются
  • выставки: тематические, праздничные,
  • творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, федерального масштаба.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.
  • Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
  • Картон : цветной, тонкий, упаковочный.
  • Открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань, иголка, дырокол.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
  • Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.
  • Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  • Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.
  • Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
  • Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий