- Вступление. Что значит для детей театральная кукла?
Если вы, дорогой читатель, давно уже не играете в куклы, то признайтесь, что с удовольствием смотрите спектакли кукольных театров. Вспомните своё детство. Какой театр Вы любили больше всего? Конечно кукольный, где происходят такие невероятные чудеса! Исчезновения, превращения… И заметьте, всегда – хороший конец.
Приключения, волшебные сказки, забавные и трогательные истории.. Невозможного для театра кукол нет. Удивительные существа-куклы – оживают и становятся для нас друзьями, учат добру, ведут серьёзный разговор даже с самыми маленькими зрителями.
Специфика театрального искусства, как искусство человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам ученик, выходящий на прямое непосредственное общение с другим учеником (партнёром, зрителем), создаёт особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социальной, активной, творческой личности, способной изменить мир.
Формирование такой личности является результатом творческого процесса, с непрерывным “выпрямлением” ребёнка, вырастанием индивида в Человека (с большой буквы) носителя всей сущности человечества.
Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах руководителей театра (педагога-режиссёра), который на всех его этапах является соавтором, сотоварищем ребёнка.
Формирование у ребёнка отношения к своему собственному созданию, как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.
Включение ребёнка в систему “Человек-образ-спектакль” предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает, как неотъемлемая часть этой культуры и как условие его постижения.
Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах руководителей театра (педагога-режиссёра), который на всех его этапах является соавтором, сотоварищем ребёнка.
Формирование у ребёнка отношения к своему собственному созданию, как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.
Включение ребёнка в систему “Человек-образ-спектакль” предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает, как неотъемлемая часть этой культуры и как условие его постижения.
Большое значение в воспитании и развитии учеников ГОУ СОШ № 1122 г. Москвы играет кукольный театр “Петрушка”, созданный в 1994 г., в формате дополнительного образования при библиотеке школы.
Создатель и руководитель этого театра, заведующая библиотекой школы, Бибик Валентина Васильевна, открыла детям волшебный мир кукол. Театр в 2012г. стал “совершеннолетним” - исполнилось 18 лет со дня образования.
- Тем, кто хочет создать свой небольшой кукольный театр.
- Выразительное чтение – одна из важнейших составляющих подготовки и показа спектакля.
- Основы поведения и работы педагога – режиссера.
- Подготовка спектаклей к показам зрителям.
- Участие театра в фестивалях и выставках.
- Награды и поощрения кукольного театра “Петрушка”
Если вы хотите создать свой небольшой театр кукол, то должны знать, что все куклы делятся на два основных вида – верховые и низовые. К верховым куклам относятся перчаточные, одевающиеся на руку актёра, как перчатка, и тростевые, туловище которых актёр держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикреплёнными к кистям рук куклы. Низовыми куклами управляет актёр, расположенный сверху по отношению к кукле. К низовым куклам относятся марионетки – куклы на ниточках и планшетные, работающие на столе или прямо на планшете сцены.
Ключ к пониманию подхода актёра–кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актёра.
Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена).
Ключ к пониманию подхода актёра–кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актёра.
Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена).
Нужно всегда помнить, что кукла ходит по “воображаемому” полу. Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать. Разговаривает кукла, если актёр в такт речи поворачивает её голову, выделяя при этом важные слова, движением корпуса куклы, жестами её рук.
В театре прививаются навыки выразительного чтения на основе подражания, многократного прочитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.
Выразительное чтение - это первая и основная форма конкретного наглядного обучения в театре. Вся деятельность ребёнка должна быть ориентирована на образец. Поэтому руководитель театра обязан серьёзно принять роль участника всех действий. В процессе общения он своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли, стушевались, не поняли.
Основы поведения взрослого: доброжелательность, терпимость, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.
Реквизит – это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи.
Руководителю театра следует быть терпимым к тому, как и в какой форме каждый ребёнок будет идти к освоению спектаклю через выразительное чтение. Застенчивых детей надо привлекать постепенно.
Законом должно стать, что все дети могут успешно выступать перед зрителем, но путь у каждого свой.
Помочь ребёнку стать “актёром” - должно стать профессиональное мастерство руководителя театра. Чувствовать, понимать, воссоздавать – путь освоения художественного произведения на основе подражания.
Необходимо иметь в виду, что игра в театре приобщает ребёнка к культуре театра, как система разумного развивающего развлечения.
Афиша, антракт, аплодисменты, анонс, репертуар – эти слова и способ поведения в театре постепенно осознаётся ребёнком. Такой жанр, как сказка, имеет динамический сюжет, стройную и определённую композицию, диалоги, в которых полно раскрываются характеры. Всё это позволяет школьникам справиться с задачей инсценирования.
Научиться играть в спектаклях без дикционной чёткости, орфоэпической грамотности, логической ясности, эмоционально – образной выразительности.
Возникновение каждого спектакля, его развитие и созревание – процесс весьма сложный, глубоко индивидуальный и каждый раз по-своему неповторимый. Поэтому, всегда встает трудная задача перед руководителем и актерами – школьниками в создании такого спектакля, который был бы способен взволновать зрителя, найти отклик в детской душе и вызвать не формальное, а подлинно живое человеческое чувство переживания.
Все постановки кукольного театра “Петрушка” носят воспитательный характер; в основном, они заканчиваются счастливым финалом. В сказках, например, добро всегда побеждает зло. Дети, при этом, учатся тоньше чувствовать добро и не боятся сопротивляться злу.
Прежде всего, под руководством заведующей школы, с помощью преподавателей ИЗО и учителей технологии ученики изготовили декорации, немалое количество кукол, сшили великолепный занавес, оригинальные костюмы и головные уборы к ним. Смастерили ширму и кулисы, двигающиеся автоматически. спек
В театре ребята играют на металлофоне, синтезаторах, дудочках. В спектаклях используются спецэффекты, созданные в специальных программах. К каждому спектаклю, руками кукловодов, изготавливаются красивые афиши и пригласительные билеты для всех начальных классов и гостей школы.
Афиши вывешиваются в холле школы и в библиотеке. Ученики на занятия в театр идут охотно, с удовольствием. В работе театра главное состоит в том, чтобы в коллективе всегда царило хорошее рабочее настроение, присутствовали взаимопомощь, дисциплина, ответственность.
Здесь формируется отношение к спектаклям, как к произведению искусства.
От удачно сыгранного спектакля у учеников – артистов присутствуют радость и удовлетворение.
После каждого спектакля со зрителями проводятся музыкальные и литературные викторины, знакомство с книгами по теме спектакля, и в заключении награждаются наиболее активные победители – зрители.
Здесь формируется отношение к спектаклям, как к произведению искусства.
От удачно сыгранного спектакля у учеников – артистов присутствуют радость и удовлетворение.
После каждого спектакля со зрителями проводятся музыкальные и литературные викторины, знакомство с книгами по теме спектакля, и в заключении награждаются наиболее активные победители – зрители.
За время своего существования кукольным театром “Петрушка” было поставлено значительное количество представлений, репертуар которых включал в себя 17 детских спектаклей, направленных на расширение кругозора, культурное и нравственное воспитание школьников, привитие интереса к физкультуре и спорту, укрепление здоровья, негативного отношения к вредным привычкам, бережному отношению к природе, уважению к старшим.
Театр неоднократно участвовал в различных фестивалях, СВАО г. Москвы, выставках театральных кукол города.
В 2006г. руководитель театра Бибик В.В., на семинаре “Мотивация чтения – наша общая цель” для специалистов Департамента образования г. Москвы, МИОО, методистов, заведующих библиотек и библиотекарей выступила с докладом о работе театра, с показом кукол, декораций и др. Доклад получил высокую оценку. Каждый спектакль – это действительно мотивация чтения и желание стать читателем библиотеки.
После каждого спектакля увеличивается число читателей в библиотеке школы. За участие в различных фестивалей в разные годы, школьный театр “Петрушка” трижды отмечен диплом лауреата конкурса, неоднократно награждён почётными грамотами СВАО г.Москвы, муниципалитета и Совета Ветеранов ОДС-6 округа города. Приглашая зрителей из детских садов театр способствует большему набору детей в первые классы школы. В 2007 году в рамках фестиваля “Свет моей Родины” театр выступил со своим спектаклем, который демонстрировался по кабельному телевидению. По этому поводу была опубликована статья о театре: “Юные кукловоды из “Петрушки” пригласили ветеранов” в местной газете “Мое Лианозово”.
В 1994 г. Кукольный театр школы “Петрушка” принимал участие в гала-концерте детских любительских театров кукол СВАО г. Москвы.
В 1998 г. на окружном семинаре для учителей и методистов был представлен спектакль Д. Самойлова “Слонёнок – турист”.
В этом же году к новому году по книге М. Шуриновой был поставлен спектакль “Дед Мороз и Снегурочка”.
1 сентября 2001 г. в “День Знаний” в актовом зале школы был показан спектакль Д. Самойлова “Слонёнок пошел учиться” для первоклассников.
В 2003г. театр “Петрушка” представлял куклы на Международной выставке театральных кукол. В этом же году работа театра была отмечена грамотой Окружного Методического Центра Северо-Восточного Административного округа г. Москвы.
В 2004г. театр представил куклы на выставке, посвящённой “Неделе детской книги” в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах.
За спектакль С. Михалкова “Как медведь трубку нашёл” театр получил благодарственное письмо от района “Лианозово”.
Тема спектакля – о вреде курения. После показа зрители познакомились с книгами, журналами по этой теме и взяли почитать дома.
В 2006г. руководитель кукольного театра “Петрушка” заведующая библиотекой средней школы №1122 Бибик Валентина Васильевна на семинаре “Мотивация чтения – наша общая цель” для специалистов Департамента образования г. Москвы, МИОО, методистов, заведующих библиотеками, библиотекарей, выступила с докладом о работе кукольного театра, с показом кукол, декораций и т.д. Доклад получил высокую оценку. Каждый спектакль – это действительно мотивация чтения и желания стать читателем библиотеки.
В 2007 г. в рамках фестиваля “Свет моей Родины” театр принимал участие в конкурсе “Театральный вернисаж” со своим спектаклем “Лиса, Заяц и Петух”, который демонстрировался по кабельному телевидению. По этому поводу была опубликована статья о театре: “Юные кукловоды из “Петрушки” пригласили ветеранов” в местной газете “Моё Лианозово” №4 (123), февраль 2007г.
Этот спектакль отмечен Дипломом лауреата в номинации “Театральный вернисаж” за “Единство художественного образа” и за этот же спектакль, в этом же году, театр получил грамоту района “Лианозово”. Кукольный театр “Петрушка” стал одним из главных аспектов акции “Знакомство со школой” среди детских садов района.
Работа театра, в определённой степени, способствует большему набору детей в первые классы школы. И это же здорово!
В апреле 2007г. за спектакль “На зарядку становись” театр получил диплом и звание лауреата окружного фестиваля “Свет моей Родины. Москва, Северо-Восток”.
Работа кукольного театра отмечена в журнале Департамента образования г. Москвы “Дни Московского образования на ВВЦ”, 18-21 апреля 2011г. стр. 90
За участие в 2007 г. в районном фестивале художественного творчества ветеранов и их семей, посвящённому 860-летию г. Москвы, театр “Петрушка” получил грамоту, подписанную Руководителем муниципалитета и Председателем Совета ветеранов .
В 2008г. Совет ветеранов ОДС-6 СВАО г. Москвы наградил театр Почетной грамотой.
За победу в конкурсе окружного фестиваля “Свет моей Родины. Москва. Северо-Восток”, который проводился в 2009г. театр получил диплом лауреата.
Участвуя в окружном конкурсе “Театральный Вернисаж” в 2010г., театр также завоевал диплом лауреата.
В 2010г. на Окружном ХI фестивале “Юные таланты Московии” кукольный театр “Петрушка” стал дипломантом фестиваля.
В своей работе театр поставил различные спектакли, такие как:
- “Как Иван – дурак царство от беды спасал”. Охрана природы – экологическая сказка.
- “На зарядку взаимопомощи, о любви к школе, с. Многосерийный спектакль о дружбе, становись” (связанный со здоровым образом жизни)
- “Как медведь трубку нашел” С.Михалков
- Как Хрюша хотел стать взрослым. (О вреде курения).
- “Слонёнок-турист” Д.Самойлов
- “Слонёнок заболел” Д.Самойлов
- “Слонёнок пошел учиться” Д.Самойлов
- “У Слонёнка День Рождения” Д.Самойлов
- “Лисичка- сестричка”
- “Дед Мороз и Снегурочка” О встрече нового года.
- “Лиса, Заяц и Петух”
- “Заюшкина избушка”
- “Про козла”
- “Теремок”
- Русские народные сказки.
В дополнение к вышеизложенному, следует ещё раз подчеркнуть, что цель и задача таких кукольных театров состоит в развитии у учащихся, воображения, общения с аудиторией. С помощью театра детям прививаются такие важные черты характера, как любовь с своей Родине, своему краю, бережное отношение к природе, закаливание организма, проявление интереса к физкультуре и спорту. Немалую роль театр играет также в нравственном воспитании школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий