Рабочая программа по развитию речи в кружке «В гостях у сказки» для 3, 4 и 5 классов
Е.А. Крошко, учитель-логопед МБСКОШ № 16 г. Липецка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3 — 5 класс
Программа по развитию речи в кружке «В гостях у сказки» выполняет следующую функцию:
Занятия в кукольном театре младших школьников возрасте формируют нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Отождествляя себя с героями сказок младший школьник учится понимать особенности личности других детей. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Сказки помогают младшим школьникам понять, что общение должно базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Таким образом инсценировки сказок не только облегчают общение, но и делают его нравственным.
Место и роль занятий по развитию речи в системе образования:
Для формирования связной речи у учащихся требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе начальной школы.
Развитие связной речи младшего школьника должно: включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями; согласованным образом осуществляться в процессе внеучебной деятельности на специально организованных занятиях (кружок кукольного театра "В гостях у сказки»).
Цель курса занятий по развитию речи:
Обогащение словарного запаса и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; развитие навыков построения связного высказывания (программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности изложения текста; точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватной смысловой концепции для построения высказывания в целях передачи содержания текста, сюжета сказки).
Задачи, решаемые в курсе занятий по развитию речи, для достижения поставленных целей, можно сформулировать следующим образом:
- овладение речевой деятельностью (говорение, слушание);
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
- формирование речевых умений, обеспечи¬вающих восприятие, воспроизведение и создание собст¬венных высказываний в устной форме;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формы организации общеобразовательного процесса: внеурочная.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в развитии связной речи речи играет целенаправ¬ленная работа по развитию у младших школьников общеучеб¬ных умений, навыков и способов деятельности:
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и пла¬нировать свою деятельность).
Основными механизмами их формирования следует считать формы организации учебной работы обучающихся на занятиях: индивидуальная, парная, групповая работа.
Виды и формы контроля: инсценировки сказок.
Количество часов в неделю – 2.
Общее количество часов – 102.
Инсценировки сказок – 9.
Содержание рабочей программы
Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Цели: дальнейшее обогащение словарного запаса и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; развитие навыков построения связного высказывания (программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности изложения текста; точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватной смысловой концепции для построения высказывания в целях передачи содержания текста, сюжета сказки).
Учебно — тематическое планирование
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из расчета 3 часа в неделю
№ п/п |
Тема
|
Кол-во часов по теме
|
Кол-во инсценировок сказки
| |
1 | Вводно-организационное занятие. |
1
| ||
2
| Знакомство со сказкой «Теремок» |
1
| ||
3
| Распределение ролей к постановке сказки «Теремок» |
1
| ||
4
| Изучение текста по ролям «Теремок» |
11
| ||
5
| Подготовка к инсценировке сказки «Теремок» |
9
| ||
6
| Инсценировка сказки «Теремок» |
2
|
2
| |
7
| Знакомство со сказкой «Приключения Буратино» |
1
| ||
8
| Распределение ролей к постановке сказки «Приключения Буратино» |
1
| ||
9
| Изучение текста по ролям «Приключения Буратино» |
18
| ||
10
| Подготовка к инсценировке сказки «Приключения Буратино» |
18
| ||
11
| Инсценировка сказки «Приключения Буратино» |
4
|
4
| |
12
| Знакомство со сказкой «Зайкина избушка» |
1
| ||
13
| Распределение ролей к постановке сказки «Зайкина избушка» |
1
| ||
14
| Изучение текста по ролям «Зайкина избушка» |
10
| ||
15
| Подготовка к инсценировке сказки «Зайкина избушка» |
9
| ||
16
| Инсценировка сказки «Зайкина избушка» |
2
|
2
| |
17
| Знакомство со сказкой «Битый небитого везет» |
1
| ||
18
| Распределение ролей к постановке сказки «Битый небитого везет» |
1
| ||
19
| Изучение текста по ролям «Битый небитого везет» |
4
| ||
20
| Подготовка к инсценировке сказки «Битый небитого везет» |
4
| ||
21
| Инсценировка сказки «Битый небитого везет» |
2
|
2
|
Перечень учебно-методического оборудования:
- Олеся Емельянова «Сценарии, пьесы и сценки для детского театра адрес:www.Olesya-Emelyanova.ru.
- куклы;
- ширма для кукольного театра;
- компьютер, колонки;
- CD и DVD диски.
Список литературы:
- Олеся Емельянова «Сценарии, пьесы и сценки для детского театра» Москва «Просвещение» 2009 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий