Ребусы

вторник, 22 октября 2013 г.

Природа и фантазия


ПРОГРАММА КРУЖКА

«Природа и фантазия»

Пояснительная записка
В учебно-воспитательной работе с детьми все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале.
Кружок «Природа и фантазия» способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.


Учащихся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, пробуют сами создавать различные поделки из природного материала, опираясь на творчество народных мастеров. Природа - источник красоты. Наблюдения за природой и практическая работа на основе этих наблюдений развивают у детей эстетическое отношение к действительности. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. Большое значение уделяется изготовлению поделок из вторичного сырья, из вещей, которые уже пришли в негодность. Умение дать «вторую жизнь» предмету воспитывает бережное отношение к природе.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.
В процессе занятий учитель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны - к области моторики (опциальная область руки).
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память'. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.
Посредством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства,
создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству в кружке «Природа и фантазия».
Цели и задачи программы
  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства, поделки из предметов, найденных в природе, поделки из бросового материала. Создавать композиции на основе наблюдений в природе.
Примерный тематический план
Первый год обучения
(34 часа)
Наименование темы

Общее кол- во часов


В том числе теорет. занятий
В том числе практ. занятий
1.
Работа с природными материалами.
6
1
5
2.
Папье-маше.
4
-
4
3.
Стилизованная роспись по стеклу
2
-
2
4.
Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
5
-
5
5.
Коллаж.
1
-
1
6.
Аппликация из разных материалов.
1


1
7.
Украшение узором объемного предмета.
4
-
4
8.


Мозаика.
4
4


4
9.


Народная игрушка
6
6
1
5
1
10.


Выставка «Делаем сами - своими руками».
1
1




Содержание предмета
Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве - 1час.
Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием , с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.
Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.
Занятие 2. Работа с природным материалом.
Знакомство с орнаментом. Работа над украшением из семян культурных и диких растений.
Цель: Знакомить учащихся с аппликацией из семян
Задача: Учить видеть красоту в повторяющихся узорах. Передача характерных особенностей растительного орнамента.
Материал: картон, семена растений, клей, ножницы.
Занятие 3. Работа с природными материалами.
Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.
Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.
Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.
Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.
Занятие 4. Работа с природными материалами.
Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.
Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.
Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.
Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.
Занятие 5-6. Стилизация природных форм. Изготовление панно из засушенных растений.
Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.
Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, изобразить стилизованную растительную форму.
Материал: засушенные листья, цветы, картон, клей, ножницы.
Занятие 7-8. Папье-маше. Изготовление фруктов и овощей из бумажного теста. Часы из пластинки с предметами декора, изготовленного своими руками.
Подготовка рабочего места, бумажного теста. Роспись готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся.
Задача: познакомить с изготовлением фруктов и овощей из бумажного теста. Материал: туалетная бумага, клейстер, гуашь, кисти.
Занятие 9-10. Папье-маше. Тарелка.
Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.
Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.
>
Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.
Занятие 11-12. Стилизованная роспись по стеклу.
Оформление поверхности стекла стилизованной росписью. Работа над эскизом. Цель: Развитие образного мышления, раскрытий творческих способностей учащихся.
Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость.
Материалы: стекло, пластилин, гелевая ручка (чёрная), пластилин.
Занятие 13. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.
Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.
Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием симметричности. Применение в практической работе теоретических знаний.
Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги. Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Занятие 14. Рельеф из бумаги. Конструирование.
Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.
Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.
Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.
Материал: бумага, ножницы, картон, клей.
Занятие 15-16. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.
Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.
Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.
Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока
Занятие 17. Конструирование из бумаги. Оригами.
>
Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.
Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.
Материал: бумага, ножницы.
Занятие 18. Коллаж. «Природа - источник красоты» Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.
Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.
Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.
Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.
Занятие 19. Аппликация из различных по фактуре материалов. Панно «Букет».
Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.
Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.
Задана: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции. Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы. Занятие 20-21. Украшение узором объемного предмета. Робота над замыслом композиции. Украшение бутылки.
Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.
Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.
Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы, пеньковая верёвка.
Занятие 22-23. Украшение объёмного предмета. Шкатулка из коробки.
Цель: Знакомить учащихся с новым видом природного материала - соломкой, правилами подготовки соломки к работе.
Задача: учить декорированию объёмного предмета с помощью соломки. Материал: коробка, соломка, ножницы, клей, лак.
Занятие 24. Мозаика из яичной скорлупы.
Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем
яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.
*
Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.
Задача: Познакомить с новой техникой - мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.
Материал: скорлупа, клей, картон.
Занятие 25. Мозаика.
Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.
Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.
Материал: фанера, клей, мелкие кусочки фарфора, стекла, плитки.
Занятие 26-27. Лоскутная мозаика.
Цель; развивать умения передавать с помощью лоскутков замысел композиции. Задача: знакомить с лоскутной мозаикой. Материал: ткань, нитки, иголки, ножницы.
Занятие 28. Народные художественные промыслы.
Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.
Цель: знакомство с художественными промыслами России.
Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Занятие 29. Глиняная народная игрушка.
Цель: знакомство с глиняной народной игрушкой: дымковской, каргопольской, филимоновской.
Задача: овладение навыками лепки глиняной игрушки Материал: подготовленная к работе глина, дощечки, тряпочка.
Занятие 30. Подсвечник из глины.
Цель: развивать умения изготавливать различные по форме подсвечники из глины. Задача: учить приёмам декора предметов из глины.
л
Материал: глина, бисер, дощечки, стекло цветное, камешки.

Занятие 31-32. Заплетушки из солёного теста.
Цель: развивать творческое воображение, формировать умение видеть красоту в простом по форме предмете.
Задача: знакомство с приёмами работы с тестом.
Материал: солёное тесто, гуашь, кисточки.
Занятие 33. Брелки из солёного теста.
Цель: развивать эстетический вкус , творческое мышление.
Задача: учить делать и украшать брелки, используя стилизованные формы
Материал: тесто, картон, различные приспособления для лепки.
Занятие 34. Организация выставки «Делаем сами - своими руками»
Цель: развивать интерес учащихся к творчеству своих ровесников.
Задача: показать, чему научились дети на кружке «Природа и фантазия»
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
  • Стилизовать природные формы.
  • Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно- прикладного искусства.


Второй год обучения
Примерный тематический план (34 часа)
Наименование темы
Общее кол-во часов
В том числе
теоретических
занятий
В том числе практич. занятий
1.
Работа с природным материалом
2.
Папье- маше


«
3.
Роспись по стеклу.


4.
Объёмно-декоративная работа. Новогодние украшения.


4 ч
5.
Коллаж « Моя семья»


6.
Лоскутная мозаика.


7.
Мозаика


31
8.
Украшение узором объёмного предмета.


2 ч
9.
Народная игрушка.
1 ч
4 ч
10.
Пластмассовое чудо


»
11.
Выставка «Делаем сами - своими руками»




Содержание предмета
Занятие 1. Беседа о природе. «Природа - источник красоты» Экскурсия в природу.
Задача : показать значение природы в декоративно-прикладном творчестве русского народа, развивать наблюдательность, творческие способности учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
Цель: сбор природного материала.
Занятие 2. Работа с природным материалом. Изготовление панно «На лугу», «На дне морском», «Птицы»
Цель: знакомить учащихся с возможностями работы с природным материалом.
Задача: Учить видеть красоту в реальной действительности.
Материал: Листья, цветы, клей, картон, ножницы.
Занятие 3. Работа с природным материалом. Изготовление панно «Таинственный остров».
Цель: развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе, к искусству.
Задача: выполнение работы в технике аппликации из природного материала.
Материал: картон, ножницы, клей, засушенные растения.

Занятие 4- 5. Изготовление рамки для фотографий с использованием природного материала.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Знакомить с возможностями декорирования.
Задача: выделять главное и типичное, изображать стилизованную форму. Материал: засушенные растения, семена, крупа, клей, краски, ножницы.
Занятие 6. Объёмная композиция из природного материала. Цель: знакомить учащихся с правилами изготовления объёмных композиций. Задача: выделять главное и типичное, творчески переосмыслить натуру. Материал: шишки, жёлуди, веточки, кора, мох.
Занятие 7-8. Папье-маше. Изготовление кубка. Подготовка бумажного теста. Декорирование готовой работы.
Цель: формировать творческое воображение учащихся.
Задача: изготовление кубка из бумажного теста с использование в качестве формы пластиковой бутылки.
Материал: бумажное тесто, пластиковая бутылка, стеклярус, стеклянные шарики, гуашь, кисти.
Занятие 9-10. Папье-маше. Изготовление вазы. Декорирование готовой работы. Цель: Формировать творческое воображение учащихся , развивать навыки работы в технике папье-маше.
Задача: учить создавать предметы своими руками. Материал: бумажное тесто, гуашь, кисти, предметы декора.
Занятие 11-12. Роспись по стеклу. Персонажи любимых сказок. Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.
Задачи: разработать эскиз, заполнить плоскость росписью. Материалы: стекло, пластилин, гелевая ручка (чёрная), акриловые краски.
Занятие 13. Новогодняя открытка. Работа над замыслом. Выполнение
декоративной работы.
Цель: развивать умения анализировать образы.
Задача: изготовление объёмной праздничной открытки
Материал: цветной картон, ножницы, клей, целлофановый пакет, пенопласт.
Занятие 14-15. Новогодние игрушки. Изготовление шара.
Цель: развитие фантазии, творческого воображения. Формировать навыки работы
с различными материалами.
Задача: изготовление шара на основе бумажного теста. Декорирование в
смешенной технике.
Материал: бисер, фольга, проволока, бумажное тесто, ножницы, клей.
*
Занятие 16. Игрушка. Оригами.
Цель: Развитие мышления, пространственного представления.
Задача: Учить складывать модули. Выполнение объёмной фигуры из нескольких модулей.
Материал: бумага, ножницы.
Занятие 17-18. Коллаж «Моя семья». Работа с разными материалами. Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задача: создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приёмов раскрыть замысел работы.
Материал: толстый картон, цветной тонкий картон, ткань, предметы декора, ножницы, клей.
Занятие 19-20. Мягкая игрушка «Рыбка». Лоскутная мозаика. Подбор ткани.
Цель: формировать умение работать в технике «Лоскутная мозаика», подбирать цветовую палитру и материал.
Задача: создание объёмной игрушки.
Материал: ткань, ножницы, нитки, иголка, вата, предметы декора.
Занятие 21. Мозаика. Карандашница. Украшение мозаикой из яичной скорлупы объёмной формы.
Цель: развивать наблюдательность, творческое воображение.
Задача: учить приёмам работы с яичной скорлупой.
Материал: яичная скорлупа, краски, кисточка, клей, зубочистка, цилиндрическая картонная коробка.
Занятие 22. Поздравительная открытка в технике «Мозаика».
Цель: развитие моторики рук, образного мышления, умения при помощи цвета передавать замысел композиции.
Задача: создание композиции из цветных картонных мелких деталей. •
Материал: цветной картон, ножницы, клей, линейка, карандаш.
Занятие 23. Мозаика Рамка для фотографий. Украшение из цветной фольги от конфет.
Цель: развитие моторики рук, воображения, фантазии.
Задача: создание композиции из порванной цветной фольги.
Материал: фольга от конфет, клей, двухслойный гофрированный картон, газетная бумага, ножницы.
Занятие 24. Забавные рыбки. Изготовление открытки с окном.
Цель: формирование навыков работы с различными материалами.
Задача: учить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей.
Материал: картон, бусинки, проволока, клей, липкая лента, ножницы. |
Занятие 25. Украшение объёмного предмета. Изготовление шкатулки из коробки.
Цель: развитие моторики рук, творческого воображения.
Задача: знакомить с орнаментом из геометрических фигур, декорировать шкатулку орнаментом из геометрических фигур.
Материал: плотная коробка, гуашь, кисточки, цветной картон, ножницы, клей.
Занятие 26-27. Народная игрушка. Свистульки.
Цель: формирование навыков работы с глиной, развитие моторики рук, творческого воображения.
Задача: продолжить знакомить учащихся с народной глиняной игрушкой, технологией лепки свистульки.
Материал: глина, баночка с водой, тряпка, краска, кисточки.
*
Занятие 28-29. Народная игрушка. Панно из теста. Цель: развитие моторики рук, творческого воображения.
Задача: изготовление панно из теста, знакомить с технологией изготовления теста. Материал: тесто, вода, краски, кисточка.
Занятие 30. Презентация «Декоративно-прикладное творчество русского народа» Цель: развитие интереса к творчеству русского народа, воспитание патриотов своего Отечества.
Задача: знакомство с различными народными промыслами.
Занятие 31-33. Пластмассовое чудо.
Цель: Формирование навыков работы с пластмассой, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе. Задача: изготовление цветов из пластмассы

Материал: пластмассовые бутылки, ножницы, акриловые краски, кисточка. Занятие 34. Выставка «Делаем сами - своими руками»

Комментариев нет:

Отправить комментарий