ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Природа
и фантазия»
Пояснительная записка
В учебно-воспитательной работе с детьми
все большее значение приобретают занятия
по прикладной композиции и работа в
материале.
Кружок «Природа и фантазия» способствует
развитию мышления, творческого
воображения, художественных способностей
школьников и их эстетическому воспитанию.
Учащихся знакомятся с произведениями
декоративно-прикладного искусства,
пробуют сами создавать различные поделки
из природного материала, опираясь на
творчество народных мастеров. Природа
- источник красоты. Наблюдения за природой
и практическая работа на основе этих
наблюдений развивают у детей эстетическое
отношение к действительности. Занятия
с учащимися строятся на основе развития
у них понимания органического сочетания
декора с формой, материалом, назначением
вещи. Большое значение уделяется
изготовлению поделок из вторичного
сырья, из вещей, которые уже пришли в
негодность. Умение дать «вторую жизнь»
предмету воспитывает бережное отношение
к природе.
Многочисленные примеры декоративной
трактовки форм можно найти в истории
декоративного искусства с самых ранних
времен. На занятиях учащиеся должны
усвоить зависимость создаваемого ими
образа от материала, его физических
качеств и особенностей. Материал, его
свойство и технологии, вводят учащегося
в строгие рамки, ограничивают его в
передаче внешних сходств с изображаемым,
и придают последнему черты условности
и декоративности.
В процессе занятий учитель последовательно
и целенаправленно формирует у учащихся
чувство композиции, проявляющееся в
умении строить предмет, исходя из
единства утилитарного и художественного.
При этом важно научить воспринимать
как действительное, так и зрительное
равновесие, соотношение несущих и
несомых частей, развивать чувство
единства выразительности и архитектоники
вещей. Опорные качества способностей,
формируемых занятиями декоративно-прикладного
искусства, с одной стороны, относятся
преимущественно к области восприятия
(развитость аналитико-синтетического
взгляда на предмет), с другой стороны -
к области моторики (опциальная область
руки).
Актуальность
Народное и декоративно-прикладное
искусство являются неотъемлемой частью
художественной культуры. Произведения
прикладного искусства отражают
художественные традиции нации,
миропонимание, мировосприятие и
художественный опыт народа, сохраняют
историческую память'. Ценность произведений
народного декоративно-прикладного
искусства состоит не только в том, что
они представляют природный мир,
материальную культуру, но еще и в том,
что они являются памятниками культуры
духовной. Именно духовная значимость
предметов народного искусства особенно
возрастает в наше время. Дымковские
игрушки, жостовские подносы, шкатулки
с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь
праздничность и красоту. Гжельская
керамика, хохломская посуда, городецкие
блюдца и доски, берестяные туеса все
больше входят в наш быт не как предметы
утилитарные, а как художественные
произведения, отвечающие нашим
эстетическим идеалам, сохраняя
историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое
с настоящим, сберегая национальные
художественные традиции, этот живой
родник современной художественной
культуры.
Посредством данной программы учащиеся
научатся ценить произведения искусства,
создавать творческие работы, переосмысливая
увиденное и услышанное, на занятиях по
декоративно-прикладному искусству в
кружке «Природа и фантазия».
Цели и задачи программы
- Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
- Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
- Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
- Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
- Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
- Создавать предметы декоративно-прикладного искусства, поделки из предметов, найденных в природе, поделки из бросового материала. Создавать композиции на основе наблюдений в природе.
Примерный тематический план
Первый год обучения
(34
часа)
№
|
Наименование
темы
|
Общее
кол- во часов
|
В том
числе теорет. занятий
|
В том
числе практ. занятий
|
||||||
1.
|
Работа
с природными материалами.
|
6
|
1
|
5
|
||||||
2.
|
Папье-маше.
|
4
|
-
|
4
|
||||||
3.
|
Стилизованная
роспись по стеклу
|
2
|
-
|
2
|
||||||
4.
|
Объемно-декоративная
работа. Новогодние украшения.
|
5
|
-
|
5
|
||||||
5.
|
Коллаж.
|
1
|
-
|
1
|
||||||
6.
|
Аппликация
из разных материалов.
|
1
|
1
|
|||||||
7.
|
Украшение
узором объемного предмета.
|
4
|
-
|
4
|
||||||
8.
|
Мозаика.
|
4
|
4
|
4
|
||||||
9.
|
Народная
игрушка
|
6
|
6
|
1
|
5
1
|
|||||
10.
|
Выставка
«Делаем сами - своими руками».
|
1
|
1
|
Содержание предмета
Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном
искусстве - 1час.
Роль и значение ДПИ в процессе обучения.
Знакомство с материалами и рабочими
инструментами, их свойствами и их
использованием , с приемами работы.
Знакомство с организацией рабочего
места учащегося, его подготовкой к
работе.
Материал: репродукции, фотографии
работ, изделия декоративно-прикладного
искусства.
Занятие 2. Работа с природным
материалом.
Знакомство с орнаментом. Работа над
украшением из семян культурных и диких
растений.
Цель: Знакомить учащихся с аппликацией
из семян
Задача: Учить видеть красоту в повторяющихся
узорах. Передача характерных особенностей
растительного орнамента.
Материал: картон, семена растений, клей,
ножницы.
Занятие 3. Работа с природными
материалами.
Сбор природных материалов. Работа над
творческой идеей композиции. Изготовление
фигурок, склеивание частей в целое.
Цель: Познакомить учащихся с
возможностями работы с природными
материалами.
Задача: Научить видеть красоту в
реальной действительности. Передача
характерных особенностей большой формы.
Материал: листья, шишки, кора деревьев
и т. п., пластилин.
Занятие 4. Работа с природными
материалами.
Подбор материала, выполнение замысла
композиции. Приклеивание природного
материала в соответствии с замыслом.
Цель: Развивать фантазию учащихся,
воспитывать любовь к природе и искусству.
Задача: Выполнить работу в технике
аппликации из природных материалов.
Материалы: картон, ножницы, клей,
засушенные растения.
Занятие 5-6. Стилизация природных
форм. Изготовление панно из засушенных
растений.
Отбирая главное преобразовать предмет,
подчиняя его форму и цвет ритмическому
строю изображения.
Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного
восприятия учащихся. Познакомить с
возможностями декорирования.
Задача: Выделить главное и типичное,
творчески переосмыслить натуру,
изобразить стилизованную растительную
форму.
Материал: засушенные листья, цветы,
картон, клей, ножницы.
Занятие 7-8. Папье-маше. Изготовление
фруктов и овощей из бумажного теста.
Часы из пластинки с предметами декора,
изготовленного своими руками.
Подготовка рабочего места, бумажного
теста. Роспись готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения
творческое воображение и фантазию
учащихся.
Задача: познакомить с изготовлением
фруктов и овощей из бумажного теста.
Материал: туалетная бумага, клейстер,
гуашь, кисти.
Занятие 9-10. Папье-маше. Тарелка.
Подготовка рабочего места. Последовательное
и поэтапное выполнение изделия. Роспись
готовой работы.
Цель: Формировать в процессе обучения
творческое воображение и фантазию
учащихся. Развивать навыки работы в
технике папье-маше.
Задача: познакомить с техникой
работы папье-маше. Научить создавать
предметы декора своими руками.
>
Материал: газеты, клейстер, гуашь,
кисти.
Занятие 11-12. Стилизованная роспись
по стеклу.
Оформление поверхности стекла
стилизованной росписью. Работа над
эскизом. Цель: Развитие образного
мышления, раскрытий творческих
способностей учащихся.
Задача:
Разработать эскиз. Заполнить росписью
плоскость.
Материалы:
стекло, пластилин, гелевая ручка (чёрная),
пластилин.
Занятие
13. Объемно-декоративная работа.
Конструирование из бумаги.
Вырезанные
силуэты оформляются учащимися в
коллективную работу.
Цель: Развитие фантазии. Знакомство
с понятием симметричности. Применение
в практической работе теоретических
знаний.
Задача: использование технических
приемов складывания и вырезания бумаги.
Материал: цветная бумага, ножницы,
клей ПВА.
Занятие 14. Рельеф из бумаги.
Конструирование.
Знакомство с различными видами
поздравительных открыток. Работа над
замыслом. Выполнение яркой декоративной
работы.
Цель: Развить творческое воображение,
умение видеть, запоминать и анализировать
образы.
Задача: Продолжить изучать приемы
складывания и вырезания бумаги разными
способами. Изготовить праздничную
открытку.
Материал:
бумага, ножницы, картон, клей.
Занятие
15-16. Объемно-декоративная работа.
Новогодние украшения.
Из имеющегося материала выполняются
различные украшения к новогодним
праздникам.
Цель: развитие фантазии и творческого
воображения. Формировать навыки работы
с различными материалами.
Задача: Изучить технические приемы.
Научить последовательно грамотно вести
работу. Продолжить изучать приемы работы
в смешанной технике.
Материалы:
бисер, фольга, гофрированная бумага,
ножницы, клей, проволока
Занятие
17. Конструирование из бумаги. Оригами.
>
Цель: Развитие логического мышления
и пространственного представления.
Развитие моторики рук.
Задача: Научить складывать основные
модули. Выполнить объемную фигуру с
использованием нескольких модулей.
Материал:
бумага, ножницы.
Занятие 18. Коллаж. «Природа - источник
красоты» Работа над эскизом. Выполнение
работы в большом формате.
Цель: развитие творческих способностей
учащихся. Формирование навыков работы
в технике коллаж.
Задача: Научить создавать и осмысливать
произведения декоративно-прикладного
искусства. При помощи художественных
приемов раскрыть замысел работы.
Материал: бумага разная по фактуре,
ножницы, клей.
Занятие 19. Аппликация из различных
по фактуре материалов. Панно «Букет».
Коллективная работа над замыслом, подбор
материалов. Выполнение работы с
использованием различных по фактуре и
качеству материалов.
Цель: Формировать умения работы в
коллективе, навыков в подборе цветовой
палитры и материала.
Задана: Гармоничное заполнение
листа. Создание полуобъемной композиции.
Материал: цветная бумага, картон,
лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.
Занятие 20-21. Украшение узором
объемного предмета. Робота над замыслом
композиции. Украшение бутылки.
Цель: Приобретение навыка заполнения
объемной формы узором. Познакомить с
новым видом художественной деятельности.
Задача: Научить грамотно, заполнять
форму, использовать элементы декора.
Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки
разной формы, пеньковая верёвка.
Занятие 22-23. Украшение объёмного
предмета. Шкатулка из коробки.
Цель: Знакомить учащихся с новым видом
природного материала - соломкой, правилами
подготовки соломки к работе.
Задача: учить декорированию объёмного
предмета с помощью соломки. Материал:
коробка, соломка, ножницы, клей, лак.
Занятие 24. Мозаика из яичной скорлупы.
Наносим рисунок на картон. Переводим
на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем
яичной
скорлупой. Последовательно ведем работу.
*
Цель:
развивать наблюдательность, творческое
мышление и воображение.
Задача: Познакомить с новой техникой
- мозаика из яичной скорлупы. Научить
приемам работы с яичной скорлупой.
Материал: скорлупа, клей, картон.
Занятие 25. Мозаика.
Цель: развитие моторики рук, образного
мышления. Умения при помощи цвета
передать замысел композиции.
Задача: Научить видеть целое при
составлении работы из отдельных мелких
частей, подчинять мелкие детали главному
в работе.
Материал: фанера, клей, мелкие кусочки
фарфора, стекла, плитки.
Занятие 26-27. Лоскутная мозаика.
Цель; развивать умения передавать с
помощью лоскутков замысел композиции.
Задача: знакомить с лоскутной мозаикой.
Материал: ткань, нитки, иголки, ножницы.
Занятие 28. Народные художественные
промыслы.
Отличительные особенности традиционных
художественных промыслов России. Приемы
нанесения различных мазков. Цветовая
палитра в каждом виде росписи.
Цель: знакомство с художественными
промыслами России.
Задача: Овладение техническими
навыками. Изображение элементов различных
росписей.
Материал: гуашь, бумага, кисти.
Занятие 29. Глиняная народная игрушка.
Цель: знакомство с глиняной народной
игрушкой: дымковской, каргопольской,
филимоновской.
Задача: овладение навыками лепки глиняной
игрушки Материал: подготовленная к
работе глина, дощечки, тряпочка.
Занятие 30. Подсвечник из глины.
Цель: развивать умения изготавливать
различные по форме подсвечники из глины.
Задача: учить приёмам декора предметов
из глины.
л
Материал: глина, бисер, дощечки, стекло
цветное, камешки.
Занятие
31-32. Заплетушки из солёного теста.
Цель: развивать творческое воображение,
формировать умение видеть красоту в
простом по форме предмете.
Задача: знакомство с приёмами работы с
тестом.
Материал: солёное тесто, гуашь, кисточки.
Занятие 33. Брелки из солёного теста.
Цель: развивать эстетический вкус ,
творческое мышление.
Задача: учить делать и украшать брелки,
используя стилизованные формы
Материал: тесто, картон, различные
приспособления для лепки.
Занятие 34. Организация выставки
«Делаем сами - своими руками»
Цель: развивать интерес учащихся к
творчеству своих ровесников.
Задача: показать, чему научились дети
на кружке «Природа и фантазия»
Предполагаемые результаты:
По окончании обучения по данной программе
учащиеся должны знать и уметь:
- Стилизовать природные формы.
- Работать с различными материалами и в разных техниках.
- Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
- Различать и узнавать виды художественных промыслов.
- Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
- Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
- Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
- Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно- прикладного искусства.
Второй
год обучения
Примерный тематический
план (34 часа)
№
|
Наименование
темы
|
Общее
кол-во часов
|
В
том числе
теоретических
занятий
|
В
том числе практич. занятий
|
1.
|
Работа
с природным материалом
|
6ч
|
1ч
|
5ч
|
2.
|
Папье-
маше
|
4ч
|
4ч
«
|
|
3.
|
Роспись
по стеклу.
|
2ч
|
2ч
|
|
4.
|
Объёмно-декоративная
работа. Новогодние украшения.
|
4ч
|
4
ч
|
|
5.
|
Коллаж
« Моя семья»
|
2ч
|
2ч
|
|
6.
|
Лоскутная
мозаика.
|
2ч
|
2ч
|
|
7.
|
Мозаика
|
3ч
|
31
|
|
8.
|
Украшение
узором объёмного предмета.
|
2ч
|
2
ч
|
|
9.
|
Народная
игрушка.
|
5ч
|
1
ч
|
4
ч
|
10.
|
Пластмассовое
чудо
|
3ч
|
3ч
»
|
|
11.
|
Выставка
«Делаем сами - своими руками»
|
1ч
|
Содержание предмета
Занятие 1.
Беседа о природе. «Природа - источник
красоты» Экскурсия в природу.
Задача : показать
значение природы в декоративно-прикладном
творчестве русского народа, развивать
наблюдательность, творческие способности
учащихся, воспитывать бережное отношение
к природе.
Цель: сбор природного
материала.
Занятие 2.
Работа с природным материалом. Изготовление
панно «На лугу», «На дне морском», «Птицы»
Цель: знакомить
учащихся с возможностями работы с
природным материалом.
Задача: Учить видеть
красоту в реальной действительности.
Материал: Листья,
цветы, клей, картон, ножницы.
Занятие 3.
Работа с природным материалом. Изготовление
панно «Таинственный остров».
Цель: развивать
фантазию учащихся, воспитывать любовь
к природе, к искусству.
Задача: выполнение
работы в технике аппликации из природного
материала.
Материал: картон,
ножницы, клей, засушенные растения.
Занятие 4- 5.
Изготовление рамки для фотографий с
использованием природного материала.
Цель: Развитие
эмоционально-ассоциативного восприятия
учащихся. Знакомить с возможностями
декорирования.
Задача: выделять
главное и типичное, изображать
стилизованную форму. Материал: засушенные
растения, семена, крупа, клей, краски,
ножницы.
Занятие 6.
Объёмная композиция из природного
материала. Цель: знакомить учащихся с
правилами изготовления объёмных
композиций. Задача: выделять главное и
типичное, творчески переосмыслить
натуру. Материал: шишки, жёлуди, веточки,
кора, мох.
Занятие 7-8.
Папье-маше. Изготовление кубка. Подготовка
бумажного теста. Декорирование готовой
работы.
Цель: формировать
творческое воображение учащихся.
Задача: изготовление
кубка из бумажного теста с использование
в качестве формы пластиковой бутылки.
Материал: бумажное
тесто, пластиковая бутылка, стеклярус,
стеклянные шарики, гуашь, кисти.
Занятие 9-10.
Папье-маше. Изготовление вазы. Декорирование
готовой работы. Цель: Формировать
творческое воображение учащихся ,
развивать навыки работы в технике
папье-маше.
Задача: учить
создавать предметы своими руками.
Материал: бумажное тесто, гуашь, кисти,
предметы декора.
Занятие 11-12.
Роспись по стеклу. Персонажи любимых
сказок. Цель: Развитие образного мышления,
раскрытие творческих способностей
учащихся.
Задачи: разработать
эскиз, заполнить плоскость росписью.
Материалы: стекло, пластилин, гелевая
ручка (чёрная), акриловые краски.
Занятие 13.
Новогодняя открытка. Работа над замыслом.
Выполнение
декоративной работы.
Цель: развивать
умения анализировать образы.
Задача: изготовление
объёмной праздничной открытки
Материал: цветной
картон, ножницы, клей, целлофановый
пакет, пенопласт.
Занятие 14-15.
Новогодние игрушки. Изготовление шара.
Цель:
развитие фантазии, творческого
воображения. Формировать навыки работы
с различными
материалами.
Задача:
изготовление шара на основе бумажного
теста. Декорирование в
смешенной технике.
Материал:
бисер, фольга, проволока, бумажное тесто,
ножницы, клей.
*
Занятие 16.
Игрушка. Оригами.
Цель: Развитие
мышления, пространственного представления.
Задача: Учить
складывать модули. Выполнение объёмной
фигуры из нескольких модулей.
Материал: бумага,
ножницы.
Занятие 17-18.
Коллаж «Моя семья». Работа с разными
материалами. Работа над эскизом.
Выполнение работы в большом формате
Цель: развитие
творческих способностей учащихся.
Задача: создавать
и осмысливать произведения
декоративно-прикладного искусства. При
помощи художественных приёмов раскрыть
замысел работы.
Материал: толстый
картон, цветной тонкий картон, ткань,
предметы декора, ножницы, клей.
Занятие 19-20.
Мягкая игрушка «Рыбка». Лоскутная
мозаика. Подбор ткани.
Цель: формировать
умение работать в технике «Лоскутная
мозаика», подбирать цветовую палитру
и материал.
Задача: создание
объёмной игрушки.
Материал: ткань,
ножницы, нитки, иголка, вата, предметы
декора.
Занятие 21.
Мозаика. Карандашница. Украшение мозаикой
из яичной скорлупы объёмной формы.
Цель: развивать
наблюдательность, творческое воображение.
Задача: учить приёмам
работы с яичной скорлупой.
Материал: яичная
скорлупа, краски, кисточка, клей,
зубочистка, цилиндрическая картонная
коробка.
Занятие 22.
Поздравительная открытка в технике
«Мозаика».
Цель: развитие
моторики рук, образного мышления, умения
при помощи цвета передавать замысел
композиции.
Задача: создание
композиции из цветных картонных мелких
деталей. •
Материал: цветной
картон, ножницы, клей, линейка, карандаш.
Занятие 23.
Мозаика Рамка для фотографий. Украшение
из цветной фольги от конфет.
Цель: развитие
моторики рук, воображения, фантазии.
Задача: создание
композиции из порванной цветной фольги.
Материал: фольга
от конфет, клей, двухслойный гофрированный
картон, газетная бумага, ножницы.
Занятие 24.
Забавные рыбки. Изготовление открытки
с окном.
Цель: формирование
навыков работы с различными материалами.
Задача: учить видеть
целое при составлении работы из отдельных
мелких частей.
Материал: картон,
бусинки, проволока, клей, липкая лента,
ножницы. |
Занятие 25.
Украшение объёмного предмета. Изготовление
шкатулки из коробки.
Цель: развитие
моторики рук, творческого воображения.
Задача: знакомить
с орнаментом из геометрических фигур,
декорировать шкатулку орнаментом из
геометрических фигур.
Материал: плотная
коробка, гуашь, кисточки, цветной картон,
ножницы, клей.
Занятие
26-27. Народная
игрушка. Свистульки.
Цель: формирование
навыков работы с глиной, развитие
моторики рук, творческого воображения.
Задача: продолжить
знакомить учащихся с народной глиняной
игрушкой, технологией лепки свистульки.
Материал:
глина, баночка с водой, тряпка, краска,
кисточки.
*
Занятие 28-29.
Народная игрушка. Панно из теста. Цель:
развитие моторики рук, творческого
воображения.
Задача: изготовление
панно из теста, знакомить с технологией
изготовления теста. Материал: тесто,
вода, краски, кисточка.
Занятие 30.
Презентация «Декоративно-прикладное
творчество русского народа» Цель:
развитие интереса к творчеству русского
народа, воспитание патриотов своего
Отечества.
Задача: знакомство
с различными народными промыслами.
Занятие 31-33.
Пластмассовое чудо.
Цель: Формирование
навыков работы с пластмассой, развитие
творческих способностей, воспитание
бережного отношения к природе. Задача:
изготовление цветов из пластмассы
Материал: пластмассовые
бутылки, ножницы, акриловые краски,
кисточка. Занятие
34. Выставка
«Делаем сами - своими руками»
Комментариев нет:
Отправить комментарий