«Зелёная
планета»
Программа
разработана на основе
федерального
государственного образовательного
стандарта общего начального образования
и авторской программы факультативного
курса по окружающему миру А.А.Плешакова.
Пояснительная
записка.
Цели и задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
- приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- формирование бережного отношения к растениям и животным;
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
- создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
- выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
- создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
- формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
- уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Таблица
тематического распределения часов.
№ п/п
|
Разделы.
|
Количество часов по классам.
|
|||
1 класс.
|
2 класс.
|
||||
1.
|
Я – школьник.
|
2
|
1
|
||
2.
|
Времена года.
|
5
|
5
|
||
3.
|
Как я узнаю мир.
|
4
|
4
|
||
4.
|
Что нас окружает.
|
10
|
11
|
||
5.
|
Человек- часть природы.
|
5
|
6
|
||
6.
|
Наша Родина.
|
7
|
7
|
Общая
характеристика курса.
В
ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных
знаний о человеке, природе и обществе,
учатся осмысливать причинно-следственные
связи в окружаю щем мире, в том числе на
многообразном материале приро ды и
культуры родного края. Курс обладает
широкими воз можностями для формирования
у младших школьников фун дамента
экологической и культурологической
грамотности и соответствующих
компетентностей - умений проводить
наблю дения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведе ния в мире
природы и людей, правила здорового
образа жиз ни. Это позволит учащимся
освоить основы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в
окружающей при родной и социальной
среде. Поэтому данный курс играет
значительную роль в духовно-нравственном
развитии и воспитании личнос ти, формирует
вектор культурно-ценностных ориентации
младшего школьника в соответствии с
отечественными тради циями духовности
и нравственности.
Знакомство
с началами естественных и
социально-гумани тарных наук в их
единстве и взаимосвязях даёт ученику
ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволяя сделать явления окружающего
мира понятными, знакомыми и предсказуемыми,
найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать на правление своих
личных интересов в гармонии с интересами
природы и общества, тем самым обеспечивая
в дальнейшем как свое личное, так и
социальное благополучие. Курс «Мир, в
котором я живу» представляет детям
широкую панораму природных и общественных
явлений как компонентов единого мира.
В рамках его реализации благодаря
интеграции естественно-научных и
социально-гуманитарных зна ний могут
быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи экологичес кого
образования и воспитания, формирования
системы пози тивных национальных
ценностей, идеалов взаимного уважения,
патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство
российского общества как важнейшее
национальное достояние России. Таким
образом, курс создаёт прочный фундамент
для изучения значительной части предметов
основной школы и для дальнейшего развития
личности.
Основные
содержательные линии кружка «Мир, в
котором я живу» определены в соответствии
с тематикой Фундаментально го ядра
содержания данной предметной области
в системе на чального общего образования,
а также с проблематикой, рас крытой в
Концепции духовно-нравственного развития
и воспи тания личности гражданина
России.
Место
кружка в учебном плане.
Согласно
базисному учебному плану школы на
изучение программы кружка выделяется
67 часов( из расчёта 1 раз в неделю) : в 1
классе-33 часа, во 2 классе-34 часа.
Ценностные ориентиры
содержания кружка.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гар моничной жизни человека и общества.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружаю щего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и вос питания личности, залог преемственности культурно-ценност ных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отно шении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты
изучения курса.
Личностные
результаты:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопре деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежнос ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз нообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представле ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на зна ние основных моральных норм, требующих для своего выпол нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо му труду.
Метапредметные
результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выпол нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из бирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодей ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные
результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из ученного);
- сформированность целостного, социально-ориентирован ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по лучения дальнейшего образования в области естественно-на учных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю щего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элемен тарными правилами нравственного поведения в мире приро ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и ис торико-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и куль туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Содержание курса.
Я- школьник.
Младший школьник.
Правила поведения в школе, на уроке.
Обращение к учителю. Классный, школьный
коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Режим дня. Друзья, взаимоотношения между
ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных
местах.
Времена года.
Природа-это то, что нас
окружает, но не создано человеком.
Знакомство с растительным и животным
миром леса, луга, поля (заочные экскурсии)
и сезонными изменениями в жизни растений
и животных. Примеры явлений природы:
смена времен года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена времени суток,
рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Посильное участие в
охране природы (изготовление простейших
кормушек, подкормка птиц, уход за
растениями и животными).Забота о своём
здоровье в разное время года.
Как я узнаю
мир.
Как человек познаёт
мир, источники информации о нём. Кто и
как изучает природу. Наблюдение- важнейший
способ познания мира. Органы чувств как
помощники наблюдателя.
Гигиена органов чувств.
Признаки и свойства
предметов, определяемые с помощью
зрения, слуха, вкуса, осязания.
Качества необходимые
для успешного познания мира.
Что нас окружает.
Сравнение и классификация
предметов. Объекты окружающего мира :
природные и созданные человеком; природа
живая и неживая. Природные тела и явления.
Гармония и симметрия. Разнообразие
облаков. Солнце- ближайшая к Земле
звезда. Форма и движение Земли.. Луна-
естественный спутник Земли. Исследование
Луны. Звёзды и созвездия. Планеты,
движущиеся вокруг Солнца. Космические
тела. Разнообразие форм земной поверхности.
Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы
родного края.
Человек – часть природы.
Человек – часть живой
природы. Зависимость жизни человека от
природы. Роль природы в жизни человека.
Правила поведения в природе. Красная
книга Краснодарского края. Человек –
общественное существо. Формы общения.
Физическая и духовная красота человека.
Значение семьи и друзей в жизни человека.
Родословная. Роль человека на Земле.
Наша Родина.
Родина. Россия. Родной
край. Символы государства и Краснодарского
края. Государственные законы и праздники.
Столица России и родного края.
Достопримечательности родного города.
Старинные и современные предметы одежды
и быта. Города-герои.
Тематическое
планирование.
Содержание курса. | Тематическое планирование. |
Распределение часов.
|
УУД
|
|
1 кл.
|
2 кл.
|
|||
Времена года.
|
||||
Природа-это то, что
нас окружает, но не создано человеком.
Знакомство с растительным и животным
миром леса, луга, поля (заочные экскурсии)
и сезонными изменениями в жизни
растений и животных. Примеры явлений
природы: смена времен года, снегопад,
листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза.
Посильное участие в
охране природы (изготовление простейших
кормушек, подкормка птиц, уход за
растениями и животными).Забота о своём
здоровье в разное время года.
|
Лето. Летние месяцы.
Признаки лета.
Осень. Осенние месяцы. Признаки
осени. Осенняя жизнь растений. Подготовка
животных к зиме. Зима. Зимние месяцы.
Признаки зимы. Жизнь растений и животных
зимой. Весна. Весенние месяцы. Признаки
весны. Погода весной. Охрана здоровья
в разное время года. |
2
|
1
|
Пересказывать и
понимать тексты о природе. Описывать
сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времён
года. Исследовать (на основе
непосредственных наблюдений) связи
жизнедеятельности растений, животных
и времён года. Проводить групповые
наблюдения во время экскурсии «Времена
года в нашем крае». Оценивать с
опорой на личный опыт воздействие
природы в определённое время года на
настроение человека, его внутренний
мир и состояние его здоровья.
Анализировать народные приметы,
связанные с погодой, проверять их
достоверность.
Оценивать результаты
своих наблюдений о природе родного
края.
Договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Наблюдать погоду самостоятельно
и в группах и описывать её состояние.
Проверять достоверность народных
примет о погоде.
|
Я –школьник.
|
||||
Младший школьник.
Правила поведения в школе, на уроке.
Обращение к учителю. Классный, школьный
коллектив, совместная учёба, игры,
отдых. Режим дня. Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений
со взрослыми, сверстниками, культура
поведения в школе и других общественных
местах.
|
Школьник и его жизнь
в школе. Правила поведения в школе, на
уроке. Обращение к учителю. Классный,
школьный коллектив, совместная учеба,
игры, отдых. Друзья, взаимоотношения
между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи.
|
5
|
5
|
Знакомиться с учителем и одноклассниками. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. |
Как я узнаю мир.
|
||||
Как человек
познаёт мир, источники информации о
нём. Кто и как изучает природу.
Наблюдение- важнейший способ познания
мира. Органы чувств как помощники
наблюдателя.
Гигиена органов
чувств.
Признаки и
свойства предметов, определяемые с
помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.
Качества,
необходимые для успешного познания
мира.
|
Способы изучения окружающего мира. Органы чувств наши помощники. Познание мира с помощью наблюдений. Гигиена органов чувств. Качества, необходимые для успешного познания мира. |
4
|
4
|
Целенаправленно
осуществлять
наблюдение; высказывать
предположения и аргументировать их;
анализировать
предметы,
рисунки, наблюдения; сравнивать
и объединять
предметы по определённым основаниям;
определять
отличительные признаки;
выявлять
общие для групп предметов существенные
признаки, служащие основой для их
объединения; строить
понятные для партнёра высказывания
.
|
Что нас окружает.
|
||||
Сравнение и классификация
предметов. Объекты окружающего мира:
природные и созданные человеком;
природа живая и неживая. Природные
тела и явления. Гармония и симметрия.
Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая
к Земле звезда. Форма и движение Земли.
Луна- естественный спутник Земли.
Исследование Луны. Звёзды и созвездия.
Планеты, движущиеся вокруг Солнца.
Космические тела. Разнообразие форм
земной поверхности. Вода и её роль на
Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного
края.
|
Признаки предметов
( цвет, форма, сравнительные размеры).
Сравнение и классификация предметов.
Природа живая и неживая. Взаимосвязь
живой и неживой природы. Растения-
живые организмы. Роль растений в жизни
человека и животных. Дикорастущие и
культурные растения края. Дикие и
домашние животные нашего края. Роль
животных в жизни человека. Природные
тела и явления. Примеры явлений природы.
Гармония и симметрия
в природе. Разнообразие облаков.
Народные приметы. Солнце - ближайшая
к Земле звезда. Форма и движение Земли.
Луна- естественный спутник Земли.
Исследование Луны. Звёзды и созвездия.
Планеты, движущиеся вокруг Солнца.
Космические тела. Разнообразие форм
земной поверхности. Вода на Земле.
Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.
|
10
|
11
|
Различать растения
и животных, используя информацию,
полученную в ходе наблюдений, чтения,
работы с иллюстрациями. Характеризовать
особенности дикорастущих и культурных
растений, диких и домашних животных
(на примере своей местности). Группировать,
классифицировать объекты природы по
признакам.
Различать природные
объекты и изделия (искусственные
предметы), характеризовать их
отличительные свойства. Наблюдать
объекты и явления природы (на
краеведческом материале), характеризовать
их особенности. Группировать,
классифицировать объекты живой
и неживой природы по отличительным
признакам. Наблюдать погоду
самостоятельно и в группах и описывать
её состояние. Проверять достоверность
народных примет.
Характеризовать особенности
звёзд и планет на примере Солнца и
Земли. Работать с готовыми моделями
(глобусом, физической картой).
|
Человек-часть природы.
|
||||
Человек – часть живой
природы. Зависимость жизни человека
от природы. Роль природы в жизни
человека. Правила поведения в природе.
Красная книга Краснодарского края.
Человек – общественное существо.
Формы общения. Физическая и духовная
красота человека. Значение семьи и
друзей в жизни человека. Родословная.
Роль человека на Земле.
|
Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы, обеспечение его физического и нравственного здоровья. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Красная книга Кубани. Роль человека на Земле. Человек – общественное существо. Семья- самое близкое окружение человека. Родословная. Формы общения. Физическая и духовная красота человека. Значение семьи и друзей в жизни человека. |
5
|
6
|
Анализировать
примеры использования человеком
богатств природы. Обсуждать в
группах и объяснять правила поведения
в различных ситуациях (в парке, в лесу,
на реке и озере). Оценивать конкретные
примеры поведения в природе.
Приводить примеры
зависимости удовлетворения потребностей
людей от природы, включая потребности
эмоционально – эстетического характера.
Анализировать влияние современного
человека на природу, оценивать примеры
зависимости благополучия жизни людей
от состояния природы. Моделировать
ситуации по сохранению природы и её
защите. Различать правильные и
неправильные формы поведения в природе.
Оценивать личную роль в охране
воды, воздуха, полезных ископаемых,
экосистем, растительного и животного
мира.
Учитывать разные мнения и стремиться
к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение.
Оценивать
свои личные качества и их проявления
в семье.
|
Наша Родина.
|
||||
Родина. Россия. Родной
край. Символы государства и Краснодарского
края. Государственные законы и
праздники. Столица России и родного
края. Достопримечательности родного
города. Родина. Россия. Родной край.
Символы государства и Краснодарского
края. Государственные законы и
праздники. Столица России и родного
края. Достопримечательности родного
города. Старинные и современные
предметы одежды и быта. Города-герои.
|
Родной город. Главные
достопримечательности города и их
история. Занятия людей. Название родной
страны. Символы государства и края.
Праздники страны и родного города.
Родина. Россия. Родной край. Символы
государства и Краснодарского края.
Государственные законы и праздники.
Столица России и родного края.
Достопримечательности родного города.
Старинные и современные предметы
одежды и быта. Города-герои.
|
7
|
7
|
Рассказывать по
результатам экскурсии о
достопримечательностях, святынях
родного города (села). Оценивать
уровень своего интереса, характер
эмоционально – эстетического
впечатления от увиденного. Знакомиться
с особенностями Государственного
флага России (последовательность
расположения полос, цвета флага,
узнавание российского флага среди
флагов других стран). Находить в
справочных материалах и беседах с
родителями нужную информацию и
иллюстрации о достопримечательностях
и святынях Москвы, праздничных днях
России и родного города. Оценивать
степень участия членов своей семьи
в истории и вклад в культуру родного
края. Осмысливать значение понятий:
малая родина, Родина, Отечество,
Отчизна. Находить на карте России
родной регион. Подготавливать в
группе рассказ по результатам экскурсии
в краеведческий музей с целью
ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий), к
местам исторических событий и памятникам
истории и культуры, к святыням родного
региона. Обмениваться сведениями,
полученными в ходе бесед со старшими
членами семьи, земляками о прошлом
родного края.
|
Практическая часть.
Экскурсии: «Сезонные
изменения в природе» (4 экскурсии).
Экскурсия в краеведческий
музей.
Практическая работа
« Растения края. Составление гербария».
Практическая работа
« Составление родословной».
|
Литература
Головкин Б . Н. О чем
говорят названия растений . М.Колос ,
1992 .
Дмитриев Ю.О.
Кто в лесу живет и что в лесу растет .М
.Детская литература, 1985 .
Дмитриев Ю.О. О
природе для больших и маленьких
.М.Педагогика ,1982 .
Корабельников
В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .
Плешаков
А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение ,
1997.
Комментариев нет:
Отправить комментарий