Ребусы

вторник, 22 октября 2013 г.

Зелёная планета


«Зелёная планета»
Программа разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и авторской программы факультативного курса по окружающему миру А.А.Плешакова.




Пояснительная записка.
Цели и задачи:
  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
  • приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • формирование бережного отношения к растениям и животным;
  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;
  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
  • освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;
  • формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
  • уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Таблица тематического распределения часов.
№ п/п
Разделы.
Количество часов по классам.
1 класс.
2 класс.
1.
Я – школьник.
2
1
2.
Времена года.
5
5
3.
Как я узнаю мир.
4
4
4.
Что нас окружает.
10
11
5.
Человек- часть природы.
5
6
6.
Наша Родина.
7
7

Общая характеристика курса.
В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружаю щем мире, в том числе на многообразном материале приро ды и культуры родного края. Курс обладает широкими воз можностями для формирования у младших школьников фун дамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблю дения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведе ния в мире природы и людей, правила здорового образа жиз ни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей при родной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личнос ти, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными тради циями духовности и нравственности.
Знакомство с началами естественных и социально-гумани тарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать на правление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Мир, в котором я живу» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках его реализации благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных зна ний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологичес кого образования и воспитания, формирования системы пози тивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии кружка «Мир, в котором я живу» определены в соответствии с тематикой Фундаментально го ядра содержания данной предметной области в системе на чального общего образования, а также с проблематикой, рас крытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России.


Место кружка в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану школы на изучение программы кружка выделяется 67 часов( из расчёта 1 раз в неделю) : в 1 классе-33 часа, во 2 классе-34 часа.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гар моничной жизни человека и общества.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружаю щего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и вос питания личности, залог преемственности культурно-ценност ных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отно шении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопре деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежнос ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз нообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представле ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на зна ние основных моральных норм, требующих для своего выпол нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо му труду.
Метапредметные результаты:
  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выпол нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из бирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодей ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
  • усвоение первоначальных сведений о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из ученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентирован ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по лучения дальнейшего образования в области естественно-на учных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю щего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элемен тарными правилами нравственного поведения в мире приро ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и ис торико-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и куль туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Содержание курса.
Я- школьник.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Времена года.
Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. Знакомство с растительным и животным миром леса, луга, поля (заочные экскурсии) и сезонными изменениями в жизни растений и животных. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).Забота о своём здоровье в разное время года.
Как я узнаю мир.
Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и как изучает природу. Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы чувств как помощники наблюдателя.
Гигиена органов чувств.
Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.
Качества необходимые для успешного познания мира.
Что нас окружает.
Сравнение и классификация предметов. Объекты окружающего мира : природные и созданные человеком; природа живая и неживая. Природные тела и явления. Гармония и симметрия. Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли.. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Разнообразие форм земной поверхности. Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.
Человек – часть природы.
Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Роль природы в жизни человека. Правила поведения в природе. Красная книга Краснодарского края. Человек – общественное существо. Формы общения. Физическая и духовная красота человека. Значение семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека на Земле.
Наша Родина.
Родина. Россия. Родной край. Символы государства и Краснодарского края. Государственные законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности родного города. Старинные и современные предметы одежды и быта. Города-герои.








Тематическое планирование.

Содержание курса. Тематическое планирование.
Распределение часов.
УУД
1 кл.
2 кл.
Времена года.
Природа-это то, что нас окружает, но не создано человеком. Знакомство с растительным и животным миром леса, луга, поля (заочные экскурсии) и сезонными изменениями в жизни растений и животных. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).Забота о своём здоровье в разное время года.


Лето. Летние месяцы. Признаки лета.
Осень. Осенние месяцы. Признаки осени. Осенняя жизнь растений. Подготовка животных к зиме. Зима. Зимние месяцы. Признаки зимы. Жизнь растений и животных зимой. Весна. Весенние месяцы. Признаки весны. Погода весной. Охрана здоровья в разное время года.
2
1
Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времён года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определённое время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья. Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.
Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.


Я –школьник.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.


Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.



5
5

















Знакомиться с учителем и одноклассниками. Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Как я узнаю мир.
Как человек познаёт мир, источники информации о нём. Кто и как изучает природу. Наблюдение- важнейший способ познания мира. Органы чувств как помощники наблюдателя.
Гигиена органов чувств.
Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.
Качества, необходимые для успешного познания мира.


Способы изучения окружающего мира. Органы чувств наши помощники. Познание мира с помощью наблюдений. Гигиена органов чувств. Качества, необходимые для успешного познания мира.
4
4
Целенаправленно осуществлять наблюдение; высказывать предположения и аргументировать их; анализировать предметы, рисунки, наблюдения; сравнивать и объединять предметы по определённым основаниям; определять отличительные признаки; выявлять общие для групп предметов существенные признаки, служащие основой для их объединения; строить понятные для партнёра высказывания .

Что нас окружает.
Сравнение и классификация предметов. Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; природа живая и неживая. Природные тела и явления. Гармония и симметрия. Разнообразие облаков. Солнце- ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Разнообразие форм земной поверхности. Вода и её роль на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.


Признаки предметов ( цвет, форма, сравнительные размеры). Сравнение и классификация предметов. Природа живая и неживая. Взаимосвязь живой и неживой природы. Растения- живые организмы. Роль растений в жизни человека и животных. Дикорастущие и культурные растения края. Дикие и домашние животные нашего края. Роль животных в жизни человека. Природные тела и явления. Примеры явлений природы.
Гармония и симметрия в природе. Разнообразие облаков. Народные приметы. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и движение Земли. Луна- естественный спутник Земли. Исследование Луны. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Разнообразие форм земной поверхности. Вода на Земле. Охрана водоёмов. Водоёмы родного края.


10
11
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать, классифицировать объекты природы по признакам.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать, классифицировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет.
Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой).
Человек-часть природы.
Человек – часть живой природы. Зависимость жизни человека от природы. Роль природы в жизни человека. Правила поведения в природе. Красная книга Краснодарского края. Человек – общественное существо. Формы общения. Физическая и духовная красота человека. Значение семьи и друзей в жизни человека. Родословная. Роль человека на Земле.


Природа- источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы, обеспечение его физического и нравственного здоровья. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Красная книга Кубани. Роль человека на Земле. Человек – общественное существо. Семья- самое близкое окружение человека. Родословная. Формы общения. Физическая и духовная красота человека. Значение семьи и друзей в жизни человека.
5
6
Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально – эстетического характера. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Различать правильные и неправильные формы поведения в природе. Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение.
Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.
Наша Родина.
Родина. Россия. Родной край. Символы государства и Краснодарского края. Государственные законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности родного города. Родина. Россия. Родной край. Символы государства и Краснодарского края. Государственные законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности родного города. Старинные и современные предметы одежды и быта. Города-герои.


Родной город. Главные достопримечательности города и их история. Занятия людей. Название родной страны. Символы государства и края. Праздники страны и родного города. Родина. Россия. Родной край. Символы государства и Краснодарского края. Государственные законы и праздники. Столица России и родного края. Достопримечательности родного города. Старинные и современные предметы одежды и быта. Города-герои.


7
7
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города (села). Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально – эстетического впечатления от увиденного. Знакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Находить в справочных материалах и беседах с родителями нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях и святынях Москвы, праздничных днях России и родного города. Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона. Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края.


Практическая часть.
Экскурсии: «Сезонные изменения в природе» (4 экскурсии).
Экскурсия в краеведческий музей.
Практическая работа « Растения края. Составление гербария».
Практическая работа « Составление родословной».



Литература


Головкин Б . Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .
Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А.А.Зеленые страницы .М. Просвещение , 1997.

Комментариев нет:

Отправить комментарий