"В гостях у сказки"
Пояснительная записка
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
^
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;
^
Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
^
Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.
^
В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
^
Права членов кружка:
- членом кружка может стать каждый учащийся, любящий кукольное искусство и желающий принимать участие в постановке спектаклей;
- член кружка имеет право самостоятельно изготавливать простейшие перчаточные куклы;
- члены кружка имеют право показывать свои спектакли сверстникам, малышам детских садов, старшеклассникам, родителям.
^
- член кружка обязан строго соблюдать дисциплину, регулярно посещать занятия;
- добросовестно выполнять все задания;
- бережно относиться к куклам и декорациям;
- расширять свой кругозор в области театрального искусства.
Основные компоненты | Способы распознавания |
Мотивы и ценности | Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой. |
Знания | Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер). |
Умения | Делать куклы, работать с куклой над ширмой. |
Доминантные качества личности | Приобретение необходимых личностных качеств. |
^
№ | Тема |
1 | Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). |
2 | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. |
3 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении |
4 | Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
5 | Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. |
6 | Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). |
7 - 8 | Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. |
9 | Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля. |
10 | Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
11 | Показ пьесы детям. |
12 | Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
13 | Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы. |
14 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы. |
15 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
16 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
17 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. |
18 | Показ пьесы детям. |
19 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
20 | Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? |
21 | Обработка чтения каждой роли. |
22 | Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы. |
23 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели. |
24 | Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
25 | Генеральная репетиция. Музыкальное оформление. |
26 | Показ пьесы детям “Как собака искала себе друга”. |
27 | Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. |
28 | Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени. |
29 | Читка по ролям. Работа с куклой на ширме. |
30 | Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории. |
31 | Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей. |
32 | Генеральная репетиция. Звуковое оформление. |
33 | Показ пьесы учащимся начальных классов. |
34 | Ремонт кукол. |
Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий