Ребусы

пятница, 1 февраля 2013 г.

Овладение навыком чтения


     Многие дети в начале обучения чтению испытывают затруднения, поскольку это очень сложный для освоения навык. Тревогу стоит бить, если проблемы приобрели стойкий характер, если Вы наблюдаете у ребенка специфические ошибки. На что нужно обратить внимание?

1. Ребенок долго не может научиться сливать звуки в слоги, а слоги - в слова. Или хорошо сливает в слоги лишь первые звуки слова, а окончание прочитывает по догадке, и смысл искажается. Может переставлять и заменять одни звуки другими. Причина, скорее всего, в том, что он плохо различает на слух звуки речи. Стоит порекомендовать родителям проконсультироваться у врача-отоларинголога (проверка слуха) и у логопеда. Логопед посоветует упражнения на развитие так называемого фонематического слуха, на умение осуществлять звуко-буквенный анализ. Такие доступные упражнения можно найти и в популярной литературе для учителей и родителей.

2. Слова в предложении воспринимаются ребенком изолированно друг от друга. В результате страдает понимание прочитанного. Особенно трудно ему воспринять такой текст, где рассказывается о последовательности действий или о нескольких одновременно происходящих событиях. Непонимание заставляет ребенка останавливаться, возвращаться к каким-то словам, но и это не помогает - смысл прочитанного ускользает от него. В таком случае стоит порекомендовать родителям получить консультацию у детского невролога. В домашних занятиях или на уроке при затруднениях такого рода помогут упражнения на развитие пространственного воображения.

В постах "Слогослияние" и "Автоматизация слогослияния" уже рассматривались некоторые упражнения по развитию первоначального навыка чтения, предупреждению возможных трудностей, которые учитель может использовать при организации учебного процесса.

Но одному учителю порой бывает трудно справиться с проблемами детей. Конечно, ему нужна поддержка со стороны родителей. Поэтому привожу рекомендации психологов для родителей по оказанию помощи в овладении навыком чтения:

1. Предлагайте ребенку определить количество слогов в названном вами слове. Учите называть любой по местоположению звук в слове (первый, второй, последний), различать парные согласные, мягкие и твердые звуки.

2. Тренируйте не только в звуковом анализе слова ("разборка"), но и в синтезе ("сборка"). Предложите отдельные звуки на слух, ребенку нужно составить из них слог, затем из слогов - слово. Постепенно можно перейти к составлению слов из написанных на карточках слогов. Если ребенок хорошо справляется с этой работой, переходите к чтению простых предложений.

3. Обязательно расширяйте активный словарь ребенка, развивайте навык связной речи. Попросите описать, что происходит на сюжетной картинке, а затем пускай ребенок придумает, что могло случиться раньше и что произойдет позже. Предлагайте восстановить последовательность из картинок, связанных одним сюжетом.

4. Используйте любые занимательные игры со словами, заучивайте с ребенком забавные стихи и т. д.

5. Предложите ребенку читать слова в строчке наоборот - от последнего к первому. Для того чтобы он при чтении не домысливал окончание слов, пускай читает только их вторые половины. Можно прикрыть нижнюю половину слова или строчки или поупражняться в чтении слов, повернутых на 90, 180 градусов. Или заготовить текст, в котором слова наползают одно на другое или пересечены какими-то линиями, мешающими восприятию.

6. Тренирует в чтении и игра в "псевдослова". Для нее нужно заготовить карточки с реальными словами и с придуманными, искусственными ("мираду", "полеса" и т.д.). Попросите ребенка прочитать их и разделить на две группы - настоящие и ненастоящие. Или дайте ему карточку с каким-то словом и попросите найти это слово среди 10-15 других, отличающихся от нужного всего на одну-две буквы. Можно потренироваться в чтении текста через слово.

Некоторые упражнения учитель может использовать и на уроке. Просто заставлять больше читать бесполезно - от этого и объективные трудности не исчезнут, и любовь к чтению не появится. Наоборот, может возникнуть психологический барьер из-за боязни сделать ошибку. Прежде всего ребенку нужно оказать помощь в устранении выше перечисленных проблем, предупреждать возникновение возможных трудностей в овладении навыком чтения.

Источник информации:

Комментариев нет:

Отправить комментарий