Ребусы

среда, 24 апреля 2013 г.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»




Цели:
– обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;
– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;
– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;
– воспитывать  бережное  и  внимательное  отношение  к  окружающим людям.

Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.

                                                 Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).

II. Проверка домашнего задания.


Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».

Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
– Прочтите ребусы:

30-03-017.jpg

– Какие слова относятся к дружбе?

IV. Закрепление знаний учащихся.


1. Речевая минутка.


– Прочтите чистоговорку:

                    Тра-тра-тра –
                    Веселится и играет детвора.
                    Ать-ать-ать –
                    В играх надо уступать.
                    Ись-ись-ись –
                    С другом не дерись.
                    Бро-бро-бро –
                    Делай людям лишь добро.
                    Кно-кно-кно –
                    Я с семьей иду в кино.
                    Гру-гру-гру –
                    Мы закончили игру.

– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.
– О ком эта скороговорка?
– Как звали гусей?
– Почему они всегда вместе?
– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.

2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».


– Как называется стихотворение?
– Прочтите фамилию автора.
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».
– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».
– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.
– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
– О чем говорится в первом четверостишии?
– О  дружбе  каких  явлений,  предметов,  живых  существ  говорит поэт Ю. Энтин?
– Нарисуйте схематично это четверостишие.

30-03-018.jpg

– Прочтите второе четверостишие.
– Какой совет дает автор?
– Как вы должны делиться с друзьями?
– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».
– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».

Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».

                    Мне теперь не до игрушек –
                    Я учусь по букварю,
                    Соберу свои игрушки
                    И Серёже подарю.

                    Деревянную посуду
                    Я пока дарить не буду.
                    Заяц нужен мне самой –
                    Ничего, что он хромой.

                    И медведь измазан слишком…
                    Куклу жалко отдавать:
                    Он отдаст ее мальчишкам
                    Или бросит под кровать.

                    Паровоз отдать Серёже?
                    Он плохой, без колеса…
                    И потом мне нужно тоже
                    Поиграть хоть полчаса.

                    Мне теперь не до игрушек –
                    Я учусь по букварю,
                    Но я, кажется, Серёже
                    Ничего не подарю!

– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?
– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?
– Расскажите о своих настоящих друзьях.
– Могут ли родители быть вашими друзьями?

3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.


– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».
– Объясните, что обозначают эти слова.
– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое  правило  дружбы  описал  в  этом  шуточном  стихотворении поэт?
– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.
– Какие звуки помогли передать разговор вороны?
– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?
– Объясните название произведения.
– Что произошло с ребятами?
– Как зовут детей?
– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.
– Продолжите  словосочетания,  ответив  на  вопрос  Т. Павловой «Кто?».

                      Физкультминутка

                    Трух-тух,
                    Трух-тух-тух,
                    Ходит по двору петух
                    Сам со шпорами,
                    Хвост с узорами.
                    Под окном стоит,
                    На весь двор кричит,
                    Кто услышит, тот бежит.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».

Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:

– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?

                    …Потом
                    Он отходил на шаг
                    И говорил:
                    – Тюлень – тюфяк…
                           И. Пивоварова. «Вежливый ослик»

                    …Друзей не покупают,
                    Друзей не продают…
                            В. Берестов. «В магазине игрушек»

                    …А когда мне будет нужно,
                    Я и сам ее  побью!
                           А. Барто. «Вот так защитник!»

                    Вот портфель,
                    Пальто и шляпа.
                    День у папы
                    Выходной…
                            С. Маршак. «Хороший день»

                    …Поссорились
                    Чашка и блюдце.
                    Сейчас они разобьются…
                            Р. Сеф. «Совет»

                    – Кто кого обидел первый?
                    – Он меня!
                    – Нет, он меня!..
                            В. Орлов. «Кто первый?»

                    Пришла ко мне подружка,
                    И мы играли с ней.
                    И вот одна игрушка
                    Вдруг приглянулась ей…
                            Е. Благинина. «Подарок»

                    Сверху солнышко печет,
                    А внизу река течет.
                    В этой речке утром рано
                    Утонули два барана…
                           С. Михалков. «Бараны»

2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».


– Восстановите пословицы и поговорки:

> С людьми браниться –             а товарища не забывай.
> Настоящему другу                    а старых не теряй.
> Новых друзей наживай,             да друзей нет.
> Согласье крепче                       до добра не доведут.
> Приятелей много,                     никуда не годится.
> О себе заботься,                      так и душа на месте.
> Ссора да упрямство                 нет цены.
> Вся семья вместе,                    каменных стен.


– Объясните эти пословицы.
– Прочтите слова, записанные на доске:

> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы

– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?

3. Кроссворд «Дружба».

– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.

30-03-019.jpg

Вопросы:

1. Палочка тонкая,
    А в ней песня звонкая.
            (Дудочка.)

2. По синей скатерке
    Плывет Егорка –
    Рубашка полотняная,
    Обувка деревянная.
            (Кораблик.)

3. Наряд мой пёстрый,
    Колпак мой острый,
    Мои шутки и смех
    Веселят всех.    (Петрушка.)

4. Деревянные кони
    По снегу скачут,
    А в снег не проваливаются.
            (Лыжи.)

5. Моргает глазами,
    Скрипит тормозами.
            (Машина.)    

6. В этой молодице
    Прячутся сестрицы.
    Каждая сестрица –
    Для меньшей темница. (Матрёшка.)    
7. Ездить нужно осторожно,
    За рога держаться можно.
    Жаль вот только – гривы нет…
    Что за конь?(Велосипед.)

– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?

VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие  произведения  о  дружбе  вам  понравились  больше  всего? Почему?
– Могут ли книги быть друзьями?
– Почему?

Домашнее задание: выполните задание 5 на с. 54 учебника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий