Ребусы

четверг, 26 сентября 2013 г.

Звуки и буквы - 2 класс

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем. Договоримся: звуки будем обозначать так — [а], [б], [в] (в квадратных скобках).

Звуки [а], [o], [у], [ы], [э], [и] произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствия во рту. Это гласные звуки


Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й

Гласный звук обязательно есть в каждом слоге. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слова, в которых один слог, называются односложными, слова, в которых два слога, — двусложными, слова, в которых три слога, — трехсложными 
Буквы е, ё, ю, я обозначают йотированные гласные. Они состоят из двух звуков: согласного [й’] (йот) и гласных звуков [э], [о], [у], [а].

Гласных звуков 6: [а], [у], [ы], [о], [э], [и]. Гласных букв 10:
а, у, ы, о,
э,
и, е, ё,
ю, я  

[й’] согласный звук, поэтому слога не образует

 Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку

В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные звуки в слове безударные. Ударные гласные обозначаются на письме специальным знаком (´).

Смысл слова может зависеть от ударения

В словах с буквой ё знак ударения не ставится. В односложных словах знак ударения не ставится

Произношение ударного гласного звука не расходится с его обозначением на письме. Обозначение безударных гласных на письме может расходиться с их произношением. Безударные гласные обозначаются на письме по правилам

Безударные гласные проверяются ударением. Слова, которые называют один предмет, принято называть словами в единственном числе: стол, коза, лампа, зерно. Слова, которые называют много одинаковых предметов, принято называть словами во множественном числе: столы, козы, лампы, зёрна. Написание слов с безударным гласным звуком можно проверить тем же словом в другом числе:
сл..ны — слон — слоны;
с..ва — со́вы — сова;
н..га — но́ги — нога;
п..ля — по́ле — поля

Согласный [д] произносится звонко, с голосом. Это звонкий согласный звук.
Согласный [т] произносится глухо, без голоса. Это глухой согласный звук.
Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом.
Глухие согласные произносятся глухо, без голоса

[б] — [п],
[в] — [ф],
[г] — [к],
[д] — [т],
[ж] — [ш],
[з] — [с] — это парные согласные.
Звуки каждой пары похожи: при их произношении воздух встречает одинаковое препятствие во рту. Звуки каждой пары различаются: один звук произносится звонко, с голосом, другой — глухо, без голоса.
], [л], [м], [н], [р], [x], [ц], [ч], [щ] — это непарные согласные

Перед гласными парные согласные пишутся так же, как произносятся

Звонкий согласный [б] произносится в конце слова как глухой звук [п]. Написание парных согласных [б] и [п] в конце слов надо проверять. Все парные согласные в конце слов произносятся глухо. В конце слов произношение и обозначение парных согласных могут не совпадать. Обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо проверять. Для проверки написания парных согласных в конце слов нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Слова в единственном числе можно проверить теми же словами во множественном числе:
са.. — сады — сад,
лу.. — луга — луг

Согласные звуки могут быть в словах и твердыми, и мягкими. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме мягким знаком (ь)

Перед звуком [и] согласные произносятся мягко. Мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком(ь) или гласными е, ё, ю, я    

Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда твердые. Сочетания жи, ши пишутся с буквой и

Согласные звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие. Сочетания ча, ща пишутся с буквой а. Сочетания чу, щу пишутся с буквой у  

В сочетаниях чк, чн, щн мягкий знак не пишется 

Итоговое тестирование

 «ЗВУКИ И БУКВЫ», «УДАРЕНИЕ»,
«ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И ДЛЯ ПЕРЕНОСА»

      Проверяемые знания, представления, умения:
      представление о различии звука и буквы;
      умение выделять ударные звуки в слове;
      умение различать деление слова на слоги и для переноса.
      1. Прочитайте слова. Определите, сколько звуков и букв в каждом слове.
      Коньки, портфель, мальчик, морковь, учитель, пальто, тетрадь.
      Выберите правильный ответ:
      а) букв больше, чем звуков;
      б) сколько звуков, столько и букв;
      в) букв меньше, чем звуков.
      • Правильно выбранный ответ — 1 балл.
      2. Прочитайте слова. Поставьте в них ударение.
      Магазин, портфель, арбуз, Москва.
      • Правильный ответ — 4 балла.
       Если ко времени проведения теста учащиеся будут знакомы с данными словарными словами, можно усложнить задание, пропустив в словах гласные буквы.
      3. Прочитайте слова. Если можно, запишите их с делением для переноса.
      Уроки, молния, лошадь, Оля, озеро, зайцы, пень, деревья, муравейник.
      • Правильный ответ — 9 баллов.
      4*. Прочитайте слова. Отметьте знаком (+) слова, в которых произносится [ф].
      Шкаф, волк, стол, фонарь, лев, класс, морковь, покров (снежный).
      • Каждое правильно выбранное слово — 1 балл. Если слово морковь не называется — 1 балл. Всего — 6 баллов.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий