Ребусы

среда, 24 июня 2015 г.

Методические рекомендации по организации и оформлению урока с использованием IT-технологий


Пикалова Л.Р.-  ст. преподаватель кафедры информатики ФМФ, специалист отдела учебно-методического сопровождения деятельности Центра новых образовательных технологий ТГПУ
 e-mail: pikalova@tspu.edu.ru
Медиа-, мультимедиа урок - это урок с использованием мультимедийных приложений, или построенный на основе мультимедийной технологии. 
Медиа - это совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации. Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
        При построении медиаурока необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к нему с точки зрения интенсификации учебного процесса и развития личности обучаемого.

  1. Дидактический уровень
  1. Научность содержания – предъявление программными средствами научно-достоверных сведений.
  2. Доступность – представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям.
  3. Адаптивность – приспосабливаемость к индивидуальным особенностям обучаемых, которая поддерживается различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему и содержанию и, как правило, технологически реализуется через гипертекст.
  4. Систематичность и последовательность обучения – необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.
  5. Наглядные методы содержания и деятельности. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
  6. Визуализация учебной информации: объектов, процессов, явлений, а также их моделей, представление их в динамике развития за счет технологических возможностей современных средств мультимедиа.
  7. Прочность результатов усвоения обучения - обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала.
  8. Использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников и т.п.).
  1. Эргономический уровень
  1. Соответствие эстетического оформления функциональному назначению.
  2. Соответствие цветовой гаммы эргономическим требованиям, комфортность для глаз, так как нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.
  3. Оптимальное  распределение информации на экране, четкость изображения, эффективность считывания изображения.
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различных типов мышления, закономерностей восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности. Следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
  5. Выбор оптимального темпа представления информации, так как эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности (имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с переутомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость).
  6. Легкость доступа к информации – наличие иерархического меню.
  7. Наличие возможности подсказки, комментария.
  8. Интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации.
  1. Уровень интерактивности
  1. Наличие разнообразных средств ведения диалога.
  2. Наличие различных уровней сложности при изложении учебного материала.
  3. Возможность выбора варианта содержания учебного материала.
  4. Возможность ввода и обработки реально протекающих процессов.
  5. Возможность модификации программы, данных, информации.
  6. Прием и выдача вариантов ответа.
  7. Наличие возможности анализа ошибок, их коррекция.
  8. Наличие возможности диагностики ошибок по результатам учебной деятельности.
  9. Совместное использование других средств обучения.
  10.  Содействие развитию сотрудничества между учащимися.
  1. Технический уровень
  1. Оптимальность объема требуемой памяти, корректность автоматической установки, ее доступность для пользователя-непрофессионала.
  2. Возможность повтора требуемых кадров программы.
  3. Возможность отмены ввода данных.
  4. Качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами.
  5. Оптимальность организации интерактивной работы .
  6. Возможность подключения периферийного оборудования для распечатки информации, изображенной на экране, результатов обработки информации.
Сегодня медиаурок невозможен без интернет-технологий, которые могут рассматриваться как ещё один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и расширения зоны индивидуальной активности ученика.
Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
        
МОДЕЛЬ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ МЕДИАУРОКА
Общие требования:
Автор: Ф.И.О.
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта):
Аннотация к уроку (занятию) не более 10 строк:
Предмет (название курса, кружка, секции и т. д.):
Класс (возрастная группа детей):
Тема урока (занятия):
Цель урока (занятия):
Задачи урока (занятия):
Учебно-методическое обеспечение (указать авторов учебников, учебно-методических комплексов)
Время реализации урока (занятия):
Авторский медиапродукт:
1. указать среду, редактор, в котором выполнен продукт
2. вид мадиапродукта:
  1. наглядная презентация учебного материала,
  2. электронный справочник,
  3. электронный лабораторный практикум,
  4. компьютерная тестирующая система,
  5. электронное пособие,
  6. электронный учебник.
Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия (например, ресурсы сети Интернет или CD–диски …).
План проведения урока (занятия):
Этапы урока
Временная реализация
Ход урока:
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Технические требования к оформлению материалов урока
Требования к текстовым файлам  
-Формат страницы: А4, все поля (снизу, сверху, слева, справа) не менее 1,5 см.
-Шрифт «Times New Roman», только 14-й кегль. Междустрочный интервал - одинарный.
-Заголовки и подзаголовки должны быть отделены от последующего и предыдущего текста пустыми строками.
-Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт (bold), курсив (italic), подчеркнутый шрифт (underline), верхние и нижние  индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.
-В таблицах следует использовать только один стиль границ - сплошную линию (таблицы следует оформлять корректно по всем правилам работы с таблицами в редакторе WORD).
-Схемы должны представлять из себя единый графический объект (т.е. все графические элементы схемы должны быть сгруппированы).
-Если в тексте имеются гиперссылки, их необходимо оформить как обычный текст, выделив синим цветом.
-Список литературы (если в нем есть необходимость) следует разместить в конце документа. Пункты нумеруются с 1. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках [1].
        Дидактический материал (авторское медиаприложение к уроку) не должен превышать 10 Мб.
Как разместить авторские материалы
        Сценарий урока; файл- «сценарий» архивируется и размещается в личной зоне участника Фестиваля (личный кабинет). Авторское медиаприложение к уроку; файл- «медиаприложение» архивируется и затем размещается в личной зоне; если медиаприложение представляет из себя продукт, состоящий из нескольких файлов, то все файлы копируются в отдельную папку-«медиаприложения», папка архивируется и размещается в личной зоне.
        Инструкция «Как работать в личном кабинете участника Фестиваля» находиться в разделе «Документы» http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=872 на сайте «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru/.
Как оформить список литературы и  Интернет-ресурсов
        В списке литературы приводятся справочники, энциклопедии, издания общего характера, монографии, научно-популярные книги, статьи периодических изданий (газеты, журналы, авторефераты, информационные листки научных институтов и организаций и т.д.), публикации материалов научных конференций.
        Список литературы дается в алфавитном порядке. Сначала идет фамилия автора и его инициалы, затем — название работы, место ее издания и дата издания. Сокращать место издания можно только для Москвы как «М» и для Санкт-Петербурга - «Спб», остальные города пишутся полностью.
Примеры сокращенного написания выходных данных:
  1. Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из истории формирования русской буржуазии). М.: Наука, 1988.
  2. Петров А.Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867). М.: ИВИ РАН, 2006.
  3. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Моск. Рабочий, 1991.
  4. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. - М.: Большая рос. энцикл., 1996. 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
  5. От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес, в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount films. М.: Премьер-видеофильм, 2002. 1 вк. Фильм вышел на экраны в 1999 г.
  6. Гладков Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. М.: Экстрафон, 2002. 1 мк.
Пример полного написания выходных данных:
        Федосюк Ю.А. Москва  в кольце Садовых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Моск. рабочий, 1991. - 496 с.: ил.
        В соответствии с ГОСТом при составлении списка литературы  допускается опускание тире, которое используется в полном библиографическом описании. Полное библиографическое описание предполагает наличие точки и тире между областями — заглавия, издания, выходными данными — так как показано выше.
        Важно соблюдать единый стиль: либо указывать полные выходные данные для всех книг в списке литературы, либо везде давать сокращенное написание выходных данных.
        Список литературы должен начинаться с работ отечественных авторов и только после указываются зарубежные.
        Иногда встречаются источники, в которых отсутствует указание на место или год составления документа. В этом случае, по правилам ГОСТа вместо обозначения «без места» следует, в квадратных скобках, указать [б.м.], а «без издателя» [б.и.], указание «и другие» обозначается [и др.]. Не допускается сокращение имени автора, заглавия, заглавия серии и подсерии документа.
        Важно! При оформлении  Интернет-ресурсов необходимо указать полное название пути до информации.
Пример1. Скрягин Л. Морской флот. [www документ] — URL: http://www.ka-50.ru/lib_art.php?
Если документ в Интернете обновлялся, указывается: «(н/д / ГОД)», где ГОД — дата доступа к документу. Пример 2.  Скрягин Л. (н.д./2006) Морской флот. [www документ] — URL: http://www.ka-50.ru/lib_art.php?
Примеры оформления сценария медиаурока и авторского мультимедийного продукта находятся на странице педагогической лаборатории «Как организовать медиаурок» http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=948&ur2=1089 на сайте «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru .
Список использованной литературы:

  1. Борисова Н.П. Проектирование медиаурока. Методическое рекомендации. [www документ] — URLhttp://medianet.yartel.ru/rc/images/stories/docs/proektirovanie%20media.doc
  2. Общие правила оформления библиографического списка и ссылок. Оформление реферата : метод. указания. – М. : МИФИ, 2007. – 25 с.
  3. Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URLhttp://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
  4. Репинецкий С,А,, Соколов И.А. Реферат и научная работа в школе: государственный стандарт, педагогический опыт, методические рекомендации. Москва-Самара: Изд. СамНЦ РАН, 2008.-51 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий