Ребусы

среда, 24 июня 2015 г.

Экспертная карта урока как инструмент оценки профессиональной деятельности учителя


 
Е. В. Гусарова,
заместитель директора ГОУ лицей № 395,  Санкт-Петербург
Для чего нужна и что включает в себя экспертная карта?
Проблема оценки деятельности учителя — одна из важнейших в современном педагогическом менеджменте. Однако оценивать работу педагога, исходя только из достигнутых обучающимися результатов весьма проблематично. Оценивая ее, нужно ,прежде всего, учитывать содержательные и процессуальные характеристики самого урока, которые бы легли в основу специального инструментария — экспертной карты для оценки деятельности учителей. Это один из возможных инструментов диагностики деятельности учителя на личностно-ориентированном уроке.

Оценить деятельность учителя по традиционным показателям (победы в олим пиадах, участие в грантах, высокие результаты ЕГЭ и др.) не всегда возможно. Затруднительно это сделать даже по таким показателям, как степень (уровень) обученности и качество знаний учащихся, в силу зависи мости учебных возможностей учеников и непостоянного состава классов и групп. В данном случае для оценки деятельности пе дагога лучше опереться на оценку и анализ его уро ков — ведущей формы прямого, обучающего воз действия на ребенка с ограниченными возможностя ми здоровья.
Среди множества рекомендаций по оценке и анали зу урока наиболее целесообразной идея экспертной оценки урока, представленная Н.А. Алексеевым (Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.). Разработанный в экспертной карте подход позволяет увязывать качественные критерии урока с достаточно гибкой количественной оценкой.
Модель карты позволяет включать в нее наиболее актуальные содержательные аспекты и обеспечивает:
  1. относительную объективность, так как карты содержат четкие дифференцированные критерии и дают возможность оценить компетенцию учителя в количественном отношении (форматы оценки снабжены соответствующей шкалой, позволяющей оперативно и относительно легко подсчитать результаты);
  2. прозрачность и партнерство администрации и учителя, так как учитель в данном случае не является лишь объектом оценки, а вовлекается в оценочный процесс, избежать субъективизма оценки, выставляемой педагогу оценивающим лицом. (Приложение №1)
По результатам экспертных карт составляются сводные таблицы. (Приложение №2) Каждый учитель имеет право познакомиться с той ее частью, которая касается его лично, и сопоставить свои показатели с общими по образовательному учреждению. Работа с экспертными картами дает возможность учителю установить сильные и слабые стороны своих уроков, выявить причинно-следственные связи между содержательной, методической, дидактической стороной урока и степенью достижения конечного результата. В этой роли экспертные карты могут способствовать формированию потребности и устремленности педагогов на осознанное повышение профессионального роста.
Иными словами, учитель осуществляет своеобразную самодиагностику, с помощью которой, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой — ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования. Самодиагностика, сопоставляемая с результатами внешней оценки, формирует у учителя адекватную профессиональную самооценку и в дальнейшем — самоконтроль. А это компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений. Учитель, умеющий анализировать свою деятельность, — это важнейший инновационный ресурс любой школы.
Экспертные карты являются частью общего анализа урока, так как полная формализация показателей, характеризующих качество преподавания, невозможна. В творческой деятельности педагога слишком сильны неформализуемые аспекты (лекторское мастерство, ценность методических приемов, индивидуальный стиль деятельности и т.п.).
Администратор, анализируя сводную таблицу, получает информацию о степени проявления каждого критерия по учителям, по отдельным предметам, в целом по школе и определяет, какие аспекты урока «западают» в наибольшей степени. Далее намечаются пути их коррекции и планируется целенаправленная индивидуальная работа с учителем.
Сводные таблицы позволяют администрации не только адекватно диагностировать имеющийся уровень профессиональной деятельности учителей, но и, что не менее важно, опираясь на конкретные аналитические факты, определять области, требующие особого внимания. (Приложение №3)
Что позволяет сделать экспертная карта?
«Вечный» вопрос об оценке деятельности учителя остается актуальным и в современной школе, особенно в условиях новой системы аттестации учителей. Работа с картами развивает в учителе осознанное, критическое отношение к своим профессиональным возможностям. Учитель устанавливает, что у него получается лучше, что хуже, а чего он пока еще не умеет. Выявление самим учителем несоответствия между тем, что есть, и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень: определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.
Использование при анализе и оценке урока экспертных карт формирует у учителя готовность к выявлению реально существующих затруднений, развивает самоконтроль и самоанализ, являющийся одним из важнейших инструментов преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Таким образом, предлагаемый способ оценки урока не носит исключительно контролирующий характер, а направлен на профессиональное развитие учителя. Экспертные карты помогают администрации определить в целом по школе наиболее западающие аспекты урока, дифференцировать их по степени актуальности и в соответствии с этим организовать методическую работу, а учителям помогают увидеть не только свои проблемы, но и общешкольные, что повышает активность этих педагогов в методической работе. Наблюдая за деятельностью учителя в течение учебного года, администрация имеет возможность оценивать его профессиональный рост (или отсутствие такового) по тем параметрам, которые изначально получили низкую оценку. На основании этой информации планируются мероприятия, направленные на повышение квалификации учителей.
Используя предложенную идею, можно разработать различные варианты экспертных карт. Содержательная сторона экспертных карт урока может быть различной и определяется потребностями ОУ, поэтому они являются гибким диагностическим инструментом оценки уровня профессионализма учителя.
        Балльные оценки:
2 – реализован полностью;
1- реализован частично;
0 – не реализован.
Формула эффективности урока: сложить все баллы, разделить на 26, умножить на 100.
Итоговые показатели: 85% - отлично; 65 – 84% - хорошо, 45 – 64% - удовлетворительно.
Приложение №1
Карта экспертной оценки
личностно-ориентированного и развивающего потенциала урока 
Дата________Класс_____Урок_____Предмет____________Учитель__________

Приложение №2
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. Сводная таблица по картам экспертных оценок уроков




Комментариев нет:

Отправить комментарий