Ребусы

среда, 18 января 2017 г.

Технология повышения орфографической грамотности

В современной школе обучения правописанию, как известно, основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме,  например,  дети обозначают  условия выбора орфограммы, составляют  графические  схемы  для  объяснения  пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку – именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе этого правила, не совпадают по времени.

Анализируя  свою работу относительно повышения орфографической грамотности, пришла к выводу, что для грамотного письма необходимо не заучивать правило, а к его формулированию надо приходить   через  осознание: от примеров и текста – через поиск объединяющих и выделяющих факторов – к формулированию  для себя  правила  на  основе схемы, рисунка, ключевых слов. Абсолютная грамотность, по мнению В. Зайцева, автора данной технологии, поддерживается еще и системными моделями слов, представленными в игровых словариках. Именно они активизируют ассоциативную память, тем самым создают интуитивный навык грамотного письма. Работа с игровым словариком проводится в режиме самопроверки: ученик закрывает поле с вынесенными буквами и отгадывает, какая буква пропущена. Прочтение тридцати слов занимает не более 2 минут. Возможен режим и взаимопроверки, соревнования между учениками, в этом случае потребуется около 4-х минут (Приложение № 1). Закрепление проводится на недеформированных текстах.
Итак, нами создан следующий алгоритм работы с орфограммой.
Текст, насыщенный словами на изучаемую орфограмму
Поиск объединяющих и выделяющих факторов
Формулирование способа написания
Создание опоры
I уровень – на ассоциативной основе (Приложение № 2)
II уровень – опора на ключевое слово
Тренаж с помощью игрового словарика
(Приложение № 3)
Нахождение слов и графическое обозначение
условия написания изученной орфограммы в
недеформированном тексте
     
По данному алгоритму изучается каждая новая орфограмма, но в большей мере такая работа  эффективна при отработке слабо изученных орфограмм.
Как обнаружить, что та или иная орфограмма требует внимания?
Ежемесячно проводятся диагностические диктанты для выбора наиболее трудных орфограмм. В диктант входит 10 слов на 9 изученных орфограмм. Слова диктуются вперемешку. Результаты заносятся в диагностическую ведомость (Приложение № 4),  выделяются четыре орфограммы  - по одной на неделю (каждая повторяемая орфограмма отрабатывается в течение одной недели). Упражнения должны занимать около 5-6 минут, они проводятся устно. В последний день недели учащиеся пишут контрольный диагностический диктант.
      Критерии оценки орфографической грамотности количество учащихся, выполняющих письменные работы на «4»и «5», должно быть  приблизительно 35%
I четверть
II четверть
Качество в %
Успеваемость %  
Качество в %
Успеваемость в %

30

80

41

92
В ряде случаев требуется механическое запоминание (например, правильное написание словарных слов),  что  особенно  характерно  для  детей с  ослабленной  памятью, которым  необходимо  увеличить  частоту  упражнений. Для этого используются сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки (см. Приложение № 5).
Приложение № 1
Игровой словарик на орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
И
Я
А
И
О
А
А
А
Я
Я
О
Е
И
Е
Уд_вление
Разгл_деть
Препод_вать
Объед_нение
Д_лина
Д_легкий
П_хучий
Просл_влять
Сотр_сение
Св_щенный
Др_жать
Р_деть
Обв_нять
М_няться
И
Е
Е
Е
О
О, О
И
Я
О
О, О
Е
И
И
И
А
Прибл_жаться
М_лькнуть
Т_мнеть
Нал_теть
Бр_сать
Г_в_рить
Ст_хать
По_виться
Спл_шной
П_л_са
Хл_стать
Прол_вной
Закр_чл
Дв_жение
Ст_новиться
Приложение № 2
Гласные в суффиксах существительных  -ек   и  -ик
  1. Памятка  
КЛЮЧИК,  НО  ЗАМОЧЕК
  1.  
Е
И
И
Е
Е
И
И
Е
Е
И
Е
И
Е
Е
И
подароч_к
мяч_к
самолет_к
звоноч_к
дружоч_к
карандаш_к
ключ_к
ореш_к
пузыреч_к
зайч_к
кусоч_к
ларч_к
грибоч_к
огонеч_к
дом_к
И
Е
И
И
Е
И
И
Е
Е
И
Е
И
И
Е
Е
стол_к
человеч_к
кирпич_к
арбуз_к
пенеч_к
гвозд_к
велосипед_к
овраж_к
кулеч_к
комар_к
следоч_к
пальч_к
сухар_к
уголеч_е
венич_к
  1. Сформулировать правило.
Чтобы правильно написать в суффиксах –ек и –ик, надо ……..
Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву ……,
Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву …… .
  1. Запишите слова в два столбика.
Самолет__к, огонеч__к, зонт__к, ореш__к, паровоз__к, песоч__к, куст__к, кусоч__к,  сад__к, кусточ__к, шалаш__к, дружоч__к, дожд__к, мосточ__к, хвост__к, горош__к,  огурч__к, овраж__к.
  1. Выполнение упражнения.
Приложение № 3
Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик-(-щик-)
  1. Памятка
                     З
        Т                              С
             Д                   Ж  
  1. Игровой словарик
Ч
Щ
Ч
Щ
Щ
Щ
Ч
Ч
Щ
Ч
Щ
Щ
Ч
Щ
Ч
извоз_ик
свар_ик
груз_ик
камен_ик
сортиров_ица
кранов_ик
развед_ик
аппарат_ица
арматур_ик
вертолет_ик
смен_ик
прессов_ик
ракет_ик
копиров_ица
пулемет_ик
Щ
Щ
Ч
Ч
Щ
Щ
Ч
Ч
Щ
Щ
Ч
Ч
Ч
Щ
Ч
забой_ик
прицеп_ик
разнос_ик
рассказ_ик
барабан_ик
танцов_ица
уклад_ица
перебеж_ик
кровель_икп
пиль_ик
перевод_ик
переплет_ик
смаз_ик
бетон_ик
автомат_ик
  1. Сформулируйте правило
В суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв …… пишется буква …… В остальных случаях пишется буква ……
  1. Объясните выбор пропущенных букв.
Великолепный рассказ__ик, талантливый танцов__ик, опытный рез__ик, отличный свар__ик, отважный развед__ик, аккуратный разнос__ик, юный барабан__ик, сильный груз__ик, обход__ик путей, постоянный болель__ик.
Приложение № 3
Не с существительными
  1. Памятка.
   ВМЕСТЕ                                        РАЗДЕЛЬНО
1) синоним                                          ,  а
2)   не
  1. Игровой словарик.
+
+
=
+
+
+
=
+
+
+
=
=
+
+
(не)настье
сказать (не)правду
(не)правда, а ложь 
(не)ученье – позор
(не)брежность
(не)приветливость  
(не)работа, а забота
(не)взгоды
(не)годование
(не)ряшливость
(не)вежливость, а грубость
(не)погода, а срочное задание
(не)внимательность
(не)здоровье
+
=
=
+
+
=
=
+
+
=
+
=
=
+
(не)вольник
упорство (не)помеха, а залог успеха
ум определяется (не)возрастом, а головой
(не)лепость 
(не)приятность
(не)лестью, а правдой
ученье без уменья – (не)польза, а беда
(не)пригодность 
(не)поседа
(не)разум, а глупость
(не)долет
(не)счастье, а беда
(не)друг, а враг
(не)виновность
                 Примечание:     + (слитно)       = (раздельно)
  1. Сформулировать правило.
Не с существительными пишется слитно:
  1. если слово …
  2. если существительное с НЕ может быть …
Не с существительными пишется раздельно, если в предложении …
  1. Раскрой скобки.
(Не)счастье, а упорный труд помогает овладеть знаниями. (Не)настье задержало наш объезд из города. (Не)погода, а срочное задание по работе задержало наш выезд. Я остановился в (не)решительности у кабинета директора. (Не)вежливость, а грубость в поведении некоторых учеников вызвала (не)годование одноклассников. (Не)вежливость – плохая черта в человеке. (Не)внимательность на уроке приводит к (не)приятностям и (не)удовлетворительным оценкам.
Приложение № 4
Диагностическая ведомость
6 А
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
1
Алунц Артур
0
0
1
1
1
1
1
1
1
2
Вишневский Александр
1
0
0
1
1
1
1
0
1
3
Дмитриева Снежана
0
0
1
0
1
1
1
1
1
4
Зарипов ильнар
1
1
1
1
1
1
1
0
1
5
Звягин Максим
6
Иверова Оля
1
0
1
1
1
1
1
1
1
7
Кудрин Вадим
0
0
1
1
1
1
1
1
1
8
Кучеренко Ирина
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Максимова Наталья
1
0
0
0
1
1
0
0
1
10
Мартиросова Наталья
0
0
0
1
0
0
1
1
1
11
Наботов Аслидин
0
0
0
1
0
1
0
1
1
12
Пинчук Иван
0
0
1
0
0
0
1
1
0
13
Рыжова Ангелина
0
0
1
1
1
1
1
0
1
14
Сумароков Владимир
1
0
0
1
1
1
0
1
0
15
Сысоева Юля
1
0
1
1
1
1
1
0
1
16
Титова Мария
0
0
0
1
1
1
1
0
1
17
Тухватуллин Марс
0
0
1
1
1
1
0
0
1
18
Хабибов Руслан
1
0
1
1
1
1
1
0
1
19
Чернышов Алексей
0
1
1
1
1
1
0
0
1
20
Шевченко Денис
0
0
1
1
1
1
1
1
0
21
Шишкина Ксения
1
0
1
1
1
1
1
1
1
22
Емельянов Артем
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Ханнанов Марс
0
0
1
0
1
1
1
0
1
24
Бабанова Юля
0
1
1
0
1
1
1
0
1
13 ч/к
18
ч/к
6
ч/к
5
ч/к
3
ч/к
2
ч/к
5
ч/к
11
ч/к
3 ч/к
        Условные обозначения: 1 – справился, о – не справился
        № 1  Безударные проверяемые гласные в корне слова
№ 2  Непроверяемые гласные и согласные
№ 3  Проверяемые согласные в корне слова
№ 4  Непроизносимые согласные в корне слова
№ 5  Буквы И, У, А после шипящих
№ 6  Разделительные Ъ и Ь знаки
№ 7  Раздельное написание предлогов
№ 8  Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
№ 9  Гласные и согласные в приставках кроме приставки на з (с).
Приложение № 5
Образец  сорбонки


Имя Существительное


Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.

Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями  обстоятельствами.

чик

Комментариев нет:

Отправить комментарий