Ребусы

понедельник, 8 октября 2018 г.

Путешествие в прошлое Москвы

 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования; программы курса  внеурочной деятельности  «Москвоведение»  для начальных классов общеобразовательных учреждений  под редакцией Н.М. Поникаровой и Н.А.Гореловой  и обеспечивает целевую подготовку  по курсу  внеурочной деятельности «Путешествие в прошлое Москвы».


Цель:
- сформировать у школьников представления о Москве;
- пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
- приобщить детей к отечественной культуре и истории. Заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
- воспитание гражданина России, Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники культуры и истории;
- обеспечение социокультурного развития школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.
Задачи:
- знакомить с историческим прошлым Москвы;
- воспитывать гордость за свой город, район, за высокое звание – москвич;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему району и городу;
- повышать общую культуру и эрудицию школьников.
Содержание программы
В данной программе содержатся сведения по истории, географии, экологии,  культуре Москвы, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.
Содержание курса предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка, позволяет учителю начальных классов организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Москвы.
Ученики учатся бережно относиться к природным богатствам Москвы,  изучая историю любимого города. Школьники знакомятся с памятниками архитектуры, одеждой, творчеством, ремеслом людей в старину. Изучение Кремля и Красной площади показывает мощь и красоту нашего города, воспитывает патриотизм.
Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории и культуре, дает возможность развивать у детей ассоциативное мышление.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данный курс ориентирован на формирование функционально грамотной личности. Функционально-грамотная личность – это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач, т. е. человек, способный решать проблемы в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских. Человек, обладающий набором ключевых компетенций.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
Место курса в учебном плане
Программа курса "Путешествие в прошлое Москвы" рассчитана на учащихся 3-х классов, по 1 часу в неделю(за год 34 часа) по 45 минут.    
Календарно – тематическое планирование
 «Путешествие в прошлое Москвы»
         3 КЛАСС  
Тема
Кол-во часов
Содержание занятий
Дата
Раздел 1. Точка на карте
1
Москва на карте
1
Москва на карте РФ.
Граница современной
Москвы.
Радиально – кольцевая планировка.
2
Городская символика
1
Геральдика. Что такое герб города. Легенда о Георгии Победоносце. Как Москва стала столицей. Почему московский герб изображен на государственном флаге России.
3
Кто основал Москву
1
Первое упоминание о Москве. Древнейшие поселения на территории современной Москвы. Основные версии
легенды о рождении
Москвы. Ю.Долгорукий.
4
Стены древнего Кремля
1
Зачем Москве нужна была крепость. Стены и башни древней Москвы.
Оформление альбома «Московский Кремль».
4
Древняя Москва
1
Облик древней Москвы. Экскурсия в Музей истории Москвы.
5
Монастыри - сторожи
1
Роль монастырей в культуре Руси и защите Москвы от внешних врагов. Оборонительные сооружения монастыря.
Раздел 2. Сердце Москвы
6
Сердце Москвы.
1
Этапы строительства Кремля, смена облика и функций. Деревянный, белокаменный, кирпичный.
7
Кремлевские башни.
1
Имена кремлевских башен.
8
Прогулка по Кремлю
1
Памятники Кремля. Царь-пушка. Царь-колокол. Ивановская площадь. Соборная площадь. Колокольня «Иван Великий».
9
Прогулка по Кремлю.
1
Знать историю возникновения
площади, главные достопримечательности
– Успенский Собор,Архангельский Собор,
Благовещенский Собор. Посещение Патриарших палат.Экскурсия «Тайны Кремлёвских башен».
10
Первый московский музей
1
Сокровища Оружейной Палаты. Экскурсия.
11
Обобщение
1
Кремль: историческая роль, постройка, архитектурные памятники.
Раздел 3. Красная площадь и Китай - город
12
Как жили
русские цари
– государи и бояре.
1
Жизнеописание царской (боярской) семьи.
13
Главная площадь страны
1
Красная площадь – сердце России. Почему площадь назвали Красной. Функции. Торговые ряды. Ремесла Древней Москвы.
14
Памятники Красной площади
1
Собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Лобное место, Иверская часовня, Исторический музей, Казанский собор.
15
Александровский сад
1
Александровский сад. Неглинка. Могила Неизвестного солдата. Парады войны.
16
 Китай - город
1
Основные историко – архитектурные сооружения и памятные места. Интерактивная экскурсия «Посвящение в москвичи»
Раздел 4. Белый город
17
Белый город
1
Оборонительное кольцо Москвы. Бульвары.
18
Улицы Белого города
1
Волхонка, Храм Христа Спасителя, Тверская, Неглинная, Петровка, Рождественка, Лубянка, Мясницкая, Маросейка, Чистые пруды.
19
Бульварное кольцо
1
Устройство, памятные места бульваров. Экскурсия по Тверскому и Страстному бульварам.Экскурсия «Милое мое Замоскворечье…»
Раздел 5. Земляной город
20
Земляной город
1
Название. Создание. Функции. Ремесленные слободы.
21
 Замоскворечье
1
Специфика застройки, жизнь обитателей, памятные места.
22
Улицы Земляного города
1
Остоженка, Пречистенка,
Арбат, Поварская, Бронные
ул., Сретенка, Покровка,
Воронцово Поле, Садовое
кольцо. Экскурсия на фабрику «Синь России» (Гжель)
Раздел 6. Как жили москвичи раньше
23
Как жили москвичи раньше
1
Внутреннее убранство помещений. Мебель, посуда и одежда древних москвичей.
24
Каквыглядели
москвичи встарину.
1
Мода и костюм
человека.
25
Обряды домашней
жизни.
1
Нравы и обычаи старой
Москвы.
26
Игры, забавы
москвичей в
прошлом.
1
Знакомство с играми.
Колядование,
маскарадные шествия,
гадания.
27
Праздники
москвичей в
прошлом.
1
Знакомство с
праздниками
(Масленица, Сороки,
Святки, Новый год,
Пасха). Экскурсия «В гости к хаски»
28
«Ученье –
свет, а
неученье –
тьма».
1
Обучение в древней
школе.
Раздел 7. Островки прошлого
2930
Островки прошлого.
Дворянские усадьбы.
4
Дворянские усадьбы в Москве. Кусково. Коломенское. Царицыно. Измайлово.Экскурсия по усадьбе  «Коломенское»
Раздел 8. Москва промышленная
31
Промышленные предприятия Москвы
1
Промышленные предприятия Москвы.Экскурсия на фабрику мороженого «Чистая линия»
32
Обобщающий урок по курсу«Путешествие в прошлое Москвы»
1
Викторина по пройденному материалу.
33-34
Резерв
Экскурсии для школьников в хлебопекарню (с/х. им. Ленина)
Экскурсия на телебашню «Останкино»
Экскурсия на фабрику матрешек (Сергиев Посад)
Экскурсия на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь»
Итого:
34 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3 класс
учащиеся должны знать:
учащиеся должны уметь:
  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • историю  родного города;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  • правила поведения и безопасности в городе.
  • ориентироваться в городе;
  • работать с картой Москвы;
  • обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • логически и правильно излагать усвоенный материал;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • рассказать о своем городе,  
  • провести своеобразную экскурсию по Кремлю,
  • давать словесное описание объектов;
  • мыслить образами, сохранять их в памяти;
  • работать в группе.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Используемая литература (книгопечатная продукция)
1.
  1. Алдонина Р.П. «Московский Кремль», серия «История России», М., изд. Белый город, 2007
  2. Перевезенцев С.В. «Древняя Русь», серия «История России», М., изд. Белый город, 2008
  3. Роньшин В. «Московская Русь», серия «История России», М., изд. Белый город, 2010
  4. Каштанов Ю. «Русский костюм», серия «История России», М., изд. Белый город, 2014
  5. Лаврова С. «Русские игрушки, игры и забавы», серия «История России», М., изд. Белый город, 2014
  6. Межиева М. «Праздники на Руси»,серия «История России», М., изд. Белый город, 200814
  7. Клиентов А. «Народные промыслы», серия «История России», М., изд. Белый город, 2010
  8. Александрова Л.А. «Русь – страна городов», серия «История России», М., изд. Белый город, 2014
  9. Ермильченко Н. «Прогулки по улицам Москвы», серия «История России», М., изд. Белый город, 2013
  10. Колпакова О.В. «Как учились на Руси: история образования в России», серия «История России», М., изд. Белый город, 2011
  11. Орлова Н. «Золотое кольцо России», серия «История России», М., изд. Белый город, 2011
  12. Ермильченко Н. «История Москвы», серия «История России», М., изд. Белый город, 2011
  13. Чудовская И. «Русские монастыри», серия «История России», М., изд. Белый город, 2009
  14. Москвоведение. Здравствуй, Москва. Учебник для 2, 3, 4 кл. общеобраз. учреждений / Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, Н.М. Поникарова. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998;
  15.  Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», ОАО «Московские учебники», 2005.
2. Технические средства обучения
ПК, мультимедийный проектор, принтер, музыкальный центр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий