Ребусы

понедельник, 3 октября 2022 г.

Критерии оценивания, используемые при обследовании детей с ЗПР младшего школьного возраста

Нормы оценок http://school5.bel.kubannet.ru/materials/2018-2019/POLOG/POLOBZ.pdf

к Положению о системе оценивания детей с ЗПР https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/11/25/normy-otsenivaniya-detey-s-zpr

 
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи: 

1. Фонематические ошибки: 

б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные); 

ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав). 

2. Ошибки анализа и синтеза: 

  • пропуски согласных при их стечении; 
  • пропуски гласных; 
  • добавление гласных; 
  • перестановка букв. 

3. Диспраксии (кинетические ошибки): 
            потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш); 

  • потеря соединения (мл, ми, ао). 

4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству: 
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
 


Классификация ошибок в письменной речи обучающихся: 

 I – орфографическая 
V – пунктуационная 
Г – грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложения и др.) 
Л – логопедические 
Р – речевая лексическая (коричневые волосы вместо каштановых) 
Лог. – логическая 
Ф – фактическая (териодор вместо Теодор Нетте) 
V – пропуск слов

[ ] – лишняя часть

Z - абзац 
Z/n - абзац не нужен

 Критерии оценивания, используемые при обследовании детей младшего школьного возраста 

https://iro86.ru/images/Documents/Other/MP20.pdf


Показатели оценивания Критерии оценивания при обследовании ребенка младшего школьного возраста 

Социально-эмоциональное развитие 

Качество контакта контакт крайне неполноценный (в том числе при легкости его установления) / вступает формально, по необходимости / вступает с осторожностью, постепенно /легко и продуктивно / иное 


Продуктивность и стойкость контакта не понимает или очень плохо понимает взрослого / игнорирует требования, больше ориентирован на собственную программу деятельности / совместная деятельность есть, но значение информации, исходящей от взрослого, недооценивается (постоянно, иногда) / нарушается при затруднениях / действует в плане заданного; стойкость контакта: кратковременный / неустойчивый / стабильный 

Интерес к обследованию (проявления и стойкость) не проявляется / ситуативный, к яркому стимульному материалу / поверхностный, неустойчивый / заинтересован в результате, стойкий до конца работы / иное 

Отношение к выполнению задания не принимает задания /равнодушное / неравноценное для разных заданий / избыточная тщательность /избыточная озабоченность правильностью выполнения / адекватное / иное 

Поведение в ходе обследования расторможен / стереотипии/ протесты/ негативизм/ агрессивность / напряжен, скован / адекватное / иное 

Эмоциональные реакции тревожен, напряжен / подавлен / раздражителен / плаксив / эйфоричен / дурашлив / демонстративен / застенчив / лабилен /не проявляет во внешнем плане / адекватные / иное 

Коммуникативная функция речи существенно ухудшена / недостаточна / в целом достаточна / хорошо сформирована 

Мотивация достижения успеха (получения одобрения) не определяется / выражена неотчетливо / выражена отчетливо 

Общая характеристика социальноэмоционального развития недоразвитие (в обследовании не принимает позицию ученика, настаивает на своих желаниях либо совершенно безучастен к результатам) / отставание (ведет себя инфантильно, как дошкольник и так же отвечает на вопросы, неадекватная оценка своей деятельности не корригируется) / дисгармоничность (очевидны дезадаптивные черты личности, например, грубая демонстративность, эксплозивность, высокая тревожность, препятствующая продуктивной деятельности, педантичность и т.п.) / приближено к норме (корригируемо завышенная или заниженная самооценка, яркие проявления аффективной реакции на затруднение, успех, неудачу, отдельные наивные высказывания) / нормативное 

Познавательное развитие и динамические характеристики познавательной деятельности Успешность выполнения диагностических методик, валидных для возраста с методиками, валидными для возраста, не справляется даже на минимальном уровне/ справляется при значительной помощи / справляется выборочно / в целом справляется 

Понимание инструкций и цели задания не понимает инструкции к методикам и обращенные к нему вопросы или понимает их только после разнообразных усилий/ плохо понимает, часто требуется невербальный показ / большинство вопросов и инструкций требует уточнения, упрощения формулировки / некоторые вопросы и инструкции понимает неточно / понимает все инструкции сразу и правильно 

Удержание инструкции до конца задания (характеризует как осознанность выполнения, так и возможности регуляции) выполняет задание нецеленаправленно, теряет инструкцию / теряет инструкцию по мере нарастания истощения и пресыщения деятельностью / теряет инструкцию в наиболее сложных заданиях, требующих длительной концентрации внимания / удерживает инструкцию и начатый способ деятельности до конца задания 

Ориентировка в задании отсутствует (начинает выполнять, не дослушав или бездействует) / неполноценная (ошибается в ходе выполнения задания, требует вмешательства взрослого), достаточно полноценная 

Патологические характеристики внимания апрозексия (невозможность произвольного сосредоточения) / трудности концентрации / истощаемость / трудности переключения (застревание) / трудности (невозможность) распределения / не обнаруживаются 

Недостатки произвольного запоминания малый объем / инактивность /повышенная тормозимость следов памяти / недоступность (недостаточная доступность) приемов опосредованного запоминания/ неконтролируемые привнесения / трудности оперирования запоминаемым материалом в уме / неравномерность эффективности запоминания 

Дисфункции недостаточность пространственных представлений (степень) / недостаточность зрительно-моторной координации (степень) / иное 

Возможность устанавливать связи и отношения на наглядно представленном материале отсутствует / грубо неполноценна / существенно ухудшена / недостаточна / не предполагается по возрасту / в целом достаточна 

Познавательная (поисковая) активность отсутствует / грубо неполноценна: не пытается даже искать решение, ждет помощи / недостаточна (хаотичная, стереотипная) / целенаправленные пробы 

Познавательные функции речи (обобщающая, вербальное не проявлялись / отдельные попытки / сформированы по возрасту умозаключение, вербальная формулировка способа действий, вербальное объяснение решения, речевое сопровождение процесса решения) 

Характеристики динамического компонента мышления инертное, тугоподвижное, непродуктивное / с признаками инертности и тугоподвижности, недостаточно продуктивное /отдельные признаки инертности /повышенно лабильное /без существенных патологических особенностей, темп: крайне замедленный / замедленный / неравномерный, зависящий от сложности задания / снижающийся при утомлении / ускоренный темп при низкой продуктивности / без особенностей / иное 

Обучаемость 

Характер помощи при выполнении диагностических методик содержательная (обучающая: рука в руке, показ, словесное объяснение) / операциональная (направляющая, подсказка) / организующая / стимулирующая / практически не нуждается 

Эффективность помощи не определяется / низкая / неравномерная в разных заданиях / достаточная / высокая 

Общая характеристика познавательного развития недоразвитие при сенсорной, двигательной, аффективной патологии / тяжелое недоразвитие / недоразвитие / отставание в развитии при сенсорной, двигательной, речевой, аффективной патологии / отставание в развитии /приближено к норме / нормативное 

Уровни обучаемости 

Достаточный уровень понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений 

Недостаточный уровень понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна 

Низкий уровень самостоятельно не понимает смысла задания, требуются все виды помощи, при этом обучающийся не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. "перенос" фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически "не помнит", для их выполнения снова требуется весь объем помощи 

Регуляция познавательной деятельности 

Планирование и целенаправленность деятельности отсутствует / теряет правильно начатый способ деятельности, разнообразные недостатки / несущественные недостатки / действует целенаправленно 

Понимание (удержание) сложной инструкции доступно только указание на конкретное действие / доступна преимущественно двух-трехшаговая инструкция / может действовать по сложной инструкции 

Удержание инструкции до конца задания (характеризует как осознанность выполнения, так и возможности регуляции) не принимает инструкцию / теряет инструкцию по мере нарастания истощения и пресыщения деятельностью / теряет инструкцию в наиболее сложных заданиях, требующих длительной концентрации внимания / удерживает инструкцию и начатый способ деятельности до конца задания 

Контроль результатов деятельности отсутствует /крайне недостаточен, не видит ошибок даже при указании на них / исправляет ошибки при указании / исправляет ошибки самостоятельно 

Патологические проявления не действует в плане заданного при формальном подчинении инструкции (например, при запоминании слов называет совершенно другие слова, подменяет задание при конструировании, рисовании и т.п.) 

Общая характеристика регуляции выраженное недоразвитие (несформированность) / недоразвитие / отставание / приближена к норме / нормативная О

Комментариев нет:

Отправить комментарий