Ребусы

пятница, 29 ноября 2013 г.

Откуда хлеб пришёл

Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел»

Название проекта «Откуда хлеб пришел»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный (неделя)
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-6 лет
Продукт деятельности
1. Индивидуальные проекты «Как хлеб появился на нашем столе? »;
2. Развлечение «Хлеб- всему голова»»;
3. Замешивание теста и выпечка хлеба
4. Коллекция видов зерновых культур (уголок экспериментирования)
5. Посадка озимых, наблюдение за последовательностью их прорастания и зарисовка алгоритма роста (схемы)
Сроки реализации 12.11.2012г. -16.11.2012г.
Проблема: недостаточные представления о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол;
Цель: формировать у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба;
Практическая значимость: дети будут бережно относиться к хлебу
Актуальность
Хлеб это символ благополучия, достатка.
Хлеб на столе - это богатство в доме.
В нашей стране относились к хлебу всегда по- особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.
Задачи:
-формировать представление о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе) : как он происходил раньше и происходит сейчас посредством д/и «Что сначала, что потом»(ОО «Познание»)
- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы посредством просмотра видеофильма «Хлеб моего детства»(ОО «Познание»)
-формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности «Мы- пекари», просмотра видеоэкскурсии «Подбельский хлебозавод»; дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей посредством экскурсии в краеведческий музей («ОО «Познание»)
-расширять представления детей о хлебе как одном из величайших богатств земли посредством просматривания слайдовых презентаций, фрагмента фильма «Урожай хлеба» (ОО «Познание»)
- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий посредством экскурсии в продовольственный магазин (ОО «Познание»)
-развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, мультфильмов «Колосок», «Легкий хлеб», при проведении игровой деятельности (п/г, п/и, д/и, СРИ, театр. деятел-ть, рассматривании и чтении книг, наблюдения за трудом взрослых в пекарне, за прорастанием пшеницы;
ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет, чистоговорок, скороговорок и т. д. (ОО «Познание»)
-развивать творческое воображение детей через мыслительно-поисковую и
продуктивную деятельность (ОО «Познание»)
-развивать творческое мышление через НОД, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, эксперименты, развлечение;
-закрепить представления о последовательности роста растений (пшеницы, ржи. овса) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло) посредством исследовательской деятельности (рассматривание злаковых культур и посадка их в землю (ОО «Познание»)
-развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей (ОО «Коммуникация»)
-развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: СРИ, п/и, игровые ситуации, театрализованную деятельность, развлечение (ОО «Коммуникация»)
-активизировать словарь детей- тракторист, борона, бороновать, элеватор, агроном и т. д. посредством игровой деятельности, рассматривания предметных картинок (ОО «Коммуникация»)
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают посредством чтения художественной литературы, прослушивания аудиоматериалов (ОО «Социализация»)
-способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада (ОО «Социализация»)
-расширять представления о безопасном использовании орудий труда при их рассматривании, о безопасном поведении при встрече с транспортом посредством ситуативных разговоров, игровых ситуаций («ОО «Безопасность»)
-расширять представления детей о роли труда в жизни людей посредством ознакомления с различными профессиями: пахарь, сеятель, комбайнер, хлебороб, агроном, тракторист, мукомол, пекарь посредством д/и «Что сначала, что потом» (ОО «Труд»)
-познакомить с орудиями труда- плуг, борона, цепа, серп (старинными) в ходе обсуждения сказки «Колосок», рассматривания предметных картинок, иллюстраций художников, во время экскурсии в краеведческом музее («ОО «Труд»)
- познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями в ходе обсуждения произведений художественной литературы («ОО «Труд»)
- совершенствовать представления о пользе хлебобулочных изделий для человека посредством коммуникативной (ситуативный разговор, игровая ситуация, д/и, продуктивной (изготовление хлебных изделий из соленого теста) деятельности (ОО «Здоровье»)
- соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами при совместной продуктивной деятельности (замешивание тесто) (ОО «Здоровье»)
Предполагаемый результат:
-Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.
-Представления детей о технологии приготовлении хлеба.
Взаимодействие с родителями
- Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба»(изготовление книжки- малышки «Блюда из черствого хлеба»
-Папка-передвижка «История пшеницы»
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта.
• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.
2. Практическая часть.
• НОД, посвященные теме «Откуда пришел хлеб».
• Пословицы, поговорки, приметы, стихи, загадки о хлебе, хлебных изделиях
• Чтение рассказов и сказок.
• Игровая деятельность: СРИ, п/г, п/и, д/и.
• Двигательная деятельность: физминутка, п/и
• Культурно – досуговая деятельность: развлечение.
3. Заключительная часть.
• Развлечение «Хлеб- всему голова»»
• Фотопрезентация «Как хлеб к нам на стол попадает»
Познавательно-исследовательский проект «Откуда хлеб пришел»
ультурно-досуговая деятельность на тему «Хлеб -всему голова»
Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»
Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой во время праздника («Социализация») ;
- обобщить представления детей о процессе производства хлеба посредством рассказов о последовательности прорастания зерен посредством наблюдений, о способах выпечки хлеба в домашних условиях («Познание») ;
- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба в нелегкие военные годы посредством просмотра видеофильма «Блокадный хлеб»(ОО «Познание») ;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи посредством рассказов о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол.
(«Коммуникация») ;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память («Познание») ;
- развивать умение выразительного чтения стихотворений («Чтение художественной литературы») ;
- воспитывать нравственно-патриотические ценности, культуру обращения с народным достоянием- хлебом( «Социализация») ;
- воспитывать уважение к приметам и обычаям русского народа («Социализация») .
Материал: каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, связки баранок, фотопрезентация «Как хлеб к нам на стол пришел», колоски пшеницы, печка, костюмы поварят, костюм Хозяюшки, Пекаря; самовар, супница, ингредиенты для эстафеты, виды хлебобулочных изделий видеофрагмент «Блокадный хлеб», предметные картинки для игровой деятельности
Логика культурно- досуговой деятельности
Звучит песня "Русское поле" Яна Френкеля -под музыку входят дети, встают у стульчиков.
Ведущий: Рожь, рожь, дорога полевая-
Ведет неведомо куда.
Рожь, рожь до свода голубого,
Поля без края и конца.
Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб.
Под торжественную музыку в центр зала выходят чтецы, девочка с караваем хлеба на вышитом полотенце и мальчики с колосками пшеницы.
1 реб.
Вот он- хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 реб. :
У народа есть слова:
«Хлеб- всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
3 реб. :
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Дети оставляют атрибуты у центральной стены, садятся.
Песня «Колосок»
Хозяйка возле печи встречает гостей. Входят дети:
-Здравствуй, хозяюшка. Добрый день!
-Хлеб да соль!
Хозяюшка: Здравствуйте!
Дети: Хозяюшка, расскажи нам про каравай?
Рассказ «Как родился каравай»
Хозяюшка: Много труда и терпения требовалось, чтобы собрать урожай хлеба. Расскажите моим гостям, откуда пришел к нам хлеб (дети приглашают Хозяюшку к себе)
Игра «Откуда берется хлеб». Детям раздаются предметные картинки- их нужно расставить в правильном порядке (дети встают по порядку)
Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота») :
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет.
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!
Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы - с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес.
-Ребята, вспомните, что делает пекарь на хлебозаводе? (Выпекает хлеб)
Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.
Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой «Золотой дождик»
«По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой».
Ведущий: А кто такие хлеборобы (Ответы детей)
Командная игра «Посади зерно» (на столе разложены предметные картинки в перемешанном виде. Задание: разложить в правильной последовательности.)
Ведущий: Предлагаю вам рассказать, что у нас получилось, поделиться своими наблюдениями.
Рассказ детей по схемам «Прорастание зернышка» с показом результата своей деятельности
Пекарь: Молодцы, ребята! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Тесто замеси…
Ведущий: А мы тоже умеем замешивать тесто и сейчас об это расскажем.
Рассказ «Как хлеб к нам на стол пришел» (с показом фотографий)
Командная эстафета «Что нужно для замешивания теста»
(Дети делятся на две команды и в стаканчиках носят ингредиенты (присутствуют лишние)
Пекарь: А вы хлеб любите (да)
Ведущий: и об этом мы сейчас споем
Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето») :
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
Пекарь: Да, прямо гимн хлебу получился! Я доволен! Какие вы молодцы!
Ведущий: Ребята, вы слышали такое понятие – фронтовой хлеб? (хлеб, который пекли в самые тяжелые годы, в годы Великой Отечественной войны)
- Ребята, вспомните, отличается ли фронтовой хлеб от хлеба, который мы едим сегодня? (Ответы детей) .
(Просмотр видеофрагмента» Блокадный хлеб»)
Пекарь: Ребята, а что значило дарить хлеб? (желать благополучия и богатства)
Пекарь: К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. Про хлеб существует много пословиц и поговорок.
(Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба святого все приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Горьки работа, да хлеб сладок.
За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.
Ведущий: Хлеб- это величайший труд, наше богатство.
Дети читают по очереди строчки из стихотворения:
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!
Пальчиковая игра в кругу «Из пшеничной из муки»
Из пшеничной из муки,
Испекли мы пироги (дети ритмично лепят “куличи”, загибают по одному пальцу, перечисляя то, что испекли из муки) .
Плюшки, пряники, печенье,
Кексы, торты, калачи,
Булки, бублики, баранки
И достали из печи.
Вот румяный каравай
Приходите к нам на чай (медленно произносят текст- одновременно протягивают обе руки, соединяют руки в “каравай”, кланяются с движением руки от груди)
Игра «Что к чаю, что с супом» (Дети распределяют хлебные продукты на 2 вида)
Пекарь: Хлеб — это дар земли. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить (кого) птиц.
Ведущий: Ребята, предлагаю вам вспомнить правила бережного отношения к хлебу и каждый день их придерживаться.
Дети по очереди читают строчки стихотворения:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.
Пекарь прощается и раздает детям сушки.
Ведущий:
С огурцами ли, с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки.
Потому что много сил
Тратит тот, кто хлеб растил.
Хлеб растят с любовью-
Ешьте на здоровье. Приглашение на чаепитие.

Проект "От зёрнышка до каравая"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Детский исследовательский проект

«От зѐрнышка до каравая»

Анкетные данные участников конкурса «Я – исследователь»

Авторы: Бранковская Анастасия Евгеньевна
 Амбражевич Алексей Вадимович

Руководитель проекта: Никонова Юлия Викторовна

Предметное направление: естествознание

Номинация: «Мир и человек»

Возрастная группа: старшая группа

Краткое описание работы:
Проблема: Какие условия необходимы, чтобы вырастить рожь и пшеницу? Как из
маленького твѐрдого зѐрнышка получается белая воздушная мука? Какой путь проходит
зѐрнышко, чтобы превратиться в красивый румяный каравай?
Цель: узнать, откуда появился каравай.
Задачи: 1. Изучить в каких условиях быстрее и дружнее произрастают зѐрна ржи и пшеницы.
 2. Узнать какие зѐрна прорастают быстрее ржи или пшеницы.
 3. Получить сведения, как из зерна получается мука.
 4. Познать «тайны хлеба».
Гипотеза: если мы будем знать путь, который проходит зѐрнышко до того, как превратиться в
каравай, «тайны хлеба», то научимся уважительно относиться к самому главному на Земле
продукту и сможем научить этому своих сверстников, родных и близких.
Методы, средства, этапы исследования:
 определение проблемного поля (что хотим узнать?);
 использование исследовательских методов – экспериментирования, наблюдений,
размышлений;
 получение информации из различных источников: энциклопедий, художественной
литературы, бесед с другими людьми, просмотра презентаций;
 представление результатов исследования детям своей группы (презентация, составление
лимериков).
Результаты: в ходе реализации данного исследовательского проекта мы узнали много нового об
условиях выращивания зерновых культур, какие культуры начинают прорастать раньше
других; как человек открыл хлеб; как люди выпекали лепѐшки; как зерно превращается в муку,
а затем в хлебобулочные изделия; поверья и обычаи, связанные с хлебом. Стали бережно
относиться к хлебу и труду хлеборобов, мукомолов, пекарей.

Выводы: наши знания, помогут рассказать много интересного, познавательного материала
своим друзьям, родственникам о труде хлеборобов, заинтересовать их. Дать возможность
задуматься каждому над оценкой труда, над необходимостью бережно относиться к хлебу.

Сеют в поле зѐрна
Раннею весною,
А над ними светит
Солнышко родное

На ветру весѐлом
Зашумят колосья,
Будет урожайной
Золотая осень

И зерно в амбары
Потечѐт рекою,
И его машины
Сделают мукою.

На заводе пекарь
Хлеб спечѐт с любовью.
Скажет всем ребятам:
«Ешьте на здоровье».

 Мы заходим в калитку детского сада, идѐм по дорожке и видим маленький лес. Здесь
растут кустики черники, земляники, вдалеке растут ландыши, за кустом спрятался зайчик.

Проходим немного дальше и видим поле. Как
интересно, часть урожая уже убрали и поставили такой
красивый сноп. А что это виднеется там вдали?
Какая интересная мельница! Да это ветряная
мельница! Интересно, как на мельнице из зѐрен
делают мук?


 Осенью мы перешли в старшую группу.
Когда мы вошли в помещение нашей группы, то
были очень удивлены, увидев там полочки с
различными колосками, баночками с крупой и
мукой. Наш воспитатель Юлия Викторовна
рассказала нам, что это «Музей хлеба», его
экспонаты собрали и оформили дети, которые
уже ушли в школу, их родители и воспитатели.
И сейчас в этот музей могут приходить люди,
чтобы узнать, какой путь проходит маленькое
зѐрнышко, чтобы стать красивым, душистым
караваем.


Нам стало интересно:

1. Одинаковы ли колоски у ржи, пшеницы, ячменя, овса?
2. Какие у них семена по форме, величине и цвету?
3. Какие условия необходимы, чтобы вырастить рожь,
пшеницу?
4. Что быстрее прорастѐт рожь или пшеница?
5. Как зерно превращается в муку?
6. Как из муки испечь каравай?

1. Мы решили рассмотреть колоски ржи, пшеницы, ячменя и овса. Чем они похожи и
чем различаются


Все колоски (и пшеницы, и ржи, и ячменя) располагаются на
стебле. У них есть зѐрна. На колосках есть усики.
Колоски ячменя плоские, а пшеницы цилиндрические.

Оказалось, что колоски разные по форме, по
расположению зѐрен на колоске, по весу, по длине усиков.
Самым «усатым» оказался ячмень.

Похожи зѐрна ячменя и пшеницы, только у ячменя –
кончики острые, а у пшеницы округлые. Самые крупные
семена у овса – они похожи на семена ячменя, только
длиннее.

По цвету зѐрна похожи, они золотистые. А вот у пшеницы
мы заметили оранжевый оттенок.

Моя мама, Бранковская Анна Викторовна работает в
производственно-технической лаборатории Барановичского
комбината хлебопродуктов инженером.
 Она мне рассказала, что в лаборатории много разных
приборов. Одни помогают определить, сколько в зерне
влаги, другие – сколько в них питательных веществ.
Есть даже собственные мельницы и печки, чтобы проверять
качество муки, которая получится из зерна. А ещѐ зерно
проверяют на всхожесть, для этого его сеют в специальные
ѐмкости прямо в лаборатории.

2. Какие же условия необходимы для того, чтобы вырастить зерновые культуры?
 Мы знаем, что для роста растений необходимы свет, тепло и влага. А сейчас проведѐм
эксперимент. Посадим зѐрнышки пшеницы в три ящичка – с песком, опилками и почвой, будем
ухаживать за посевами и наблюдать, в какой ѐмкости быстрее и дружнее прорастут зѐрна. Юлия
Викторовна предложила нам завести лабораторный журнал отражать в нѐм всѐ увиденное.



Мы посеяли пшеницу в ѐмкость салатного цвета,
заполненную почвой, оранжевого цвета –
заполненную песком, светло жѐлтого цвета –
заполненную опилками. Полили наши посевы и
стали ждать…
.


1. На четвѐртый день в салатной ѐмкости
(почва) появились первые всходы, в других
ѐмкостях никаких изменений не наблюдалось.
Мы продолжали содержать их в тѐплом месте,
хорошо освящѐнном, обеспечивали полив.





2. На седьмой день появились всходы пшеницы
в оранжевой ѐмкости с песком.
Пшеница в салатной ѐмкости с почвой
значительно подросла.
В светло жѐлтой ѐмкости с опилками всходов нет.








3. На десятый день появились всходы в светло
жѐлтой ѐмкости с опилками.
Пшеница, посаженная в песок, была в два раза
ниже той, которая посажена в почву



На двадцатый день при помощи мерки мы решили измерить, насколько выросла наша
пшеница. В ѐмкости с почвой еѐ высота достигла 20 делений, в ѐмкости с песком – 11, в
ѐмкости с опилками – 9. В ѐмкости с опилками всходы пшеницы были более тонкие, чем в
ѐмкости с песком.
Вывод: для выращивания пшеницы необходима плодородная почва, тепло, свет, влага.

3. Мы знаем, что семена имеют разную форму, величину. Интересно, если посеять семена
пшеницы и ржи они дадут всходы одновременно?
 Юлия Викторовна предложила провести нам эксперимент.








Всходы пшеницы появились на четвѐртый день, а
всходы ржи – на девятый.

Вывод: каждое зѐрнышко должно пролежать своѐ
время в земле и только потом показаться
солнышку.
 Мой папа, Амбражевич
Вадим Александрович, работает
на элеваторе Барановичского
комбината хлебопродуктов
электромонтѐром. Он рассказал
мне, что когда пшеница, рожь в
поле вырастет, созреет, еѐ
уберут при помощи комбайнов и
привезут на элеватор.
Элеватор – это особое
хранилище для зерна. Хранят
его здесь по нескольку месяцев.
Но не только хранят, но и
сохраняют – от холода, от
сырости, от вредных жучков.
 Из элеватора мука попадает
на мельницу.

Раньше были ветряные мельницы,
водяные.
Сейчас муку делают умные машины,
которые управляются людьми через
компьютер.


 . А сможем ли мы сами из зерна сделать муку? Попробуем?




Возьмѐм ручную мельницу, насыплем туда
пшеницы.








Начнѐм вращать ручку – молоть.
Да, не простая это работы, надо постараться,
приложить усилия.
Но зато как здорово!!!
Интересно, получится у нас мука.




Да, получилось у нас что-то бежевого цвета и
не такое мелкое как мука.
Юлия Викторовна сказала, что в результате
нашего помола получилась крупа пшеничная
дроблѐная. Мы нашли точно такую же крупу
и в нашем музее. Такую продукцию
выпускает Барановичский комбинат
хлебопродуктов тоже.


Вывод: в домашних условиях из зерна муку мы сделать не сможем.





Мой папа, Бранковский Евгений Александрович, работает на
Барановичском комбинате хлебопродуктов на мельнице. Он рассказал, что
после того как зерно посушили, очистили от примесей, удалили мелкое
зерно, его отправляют на шелушильную машину. Зерно очищается от
шелухи, затем дробиться и просеивается через специальные сита. Через
более крупное сито просеивается манка, через более мелкие - мука. Мука
бывает разного сорта. Еѐ качество определяется в лаборатории.

 . Неужели мука бывает разная? Она же белая, воздушная, пушистая…
 Давай посмотрим, какая мука есть в нашем мини – музее и рассмотрим еѐ более
внимательно.

Мы рассмотрели муку, изготовленную из зѐрен пшеницы
и ржи.
Да, действительно, мы увидели, что мука пшеничная
белого цвета, а ржаная светлого серого цвета.

Юлия Викторовна рассказала нам, что из пшеничной муки
пекут белый хлеб, сдобные булочки, печенье, торты,
караваи, а с ржаной - чѐрный хлеб и предложила
попробовать кусочки чѐрного и белого хлеба. Они
оказались разными на вкус.

Вывод: из зѐрен ржи и пшеницы получается разная мука, она отличается по цвету;
выпечка, приготовленная из пшеничной и ржаной муки, имеет разный вкус.

7. Как из муки испечь каравай? С этим вопросом мы обратились к Юлии
Викторовне…


Результаты: в ходе наших исследований мы узнали много нового об условиях
выращивания зерновых культур, какие культуры начинают прорастать раньше других;
как человек открыл хлеб; как люди выпекали лепѐшки; как зерно превращается в муку, затем в хлебобулочные изделия; поверья и обычаи, связанные с хлебом. Стали бережно
относиться к хлебу и труду хлеборобов, мукомолов, пекарей.


Вывод: наши знания помогут рассказать много интересного, познавательного материала
о том, как выращиваются злаковые культуры, как получается мука, а из неѐ пекут
вкусные караваи. Мы думаем, что каждый ребѐнок задумается, как сложен труд
хлебороба, мукомола, пекаря и будет бережно относиться к хлебу. 

Путь хлеба к нашему столу

« Путь хлеба к нашему столу »
Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб)
Задачи:
- формировать знания детей о процессе выращивания хлеба;
- познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий;
- на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу;
- вызвать интерес к коллективному труду;
- продолжать развивать у детей интерес к лепке из теста, умение создавать рельефные фигуры;
- развивать у детей творческое воображение;
- развивать мелкую и общую моторику рук.
Материал к занятию:
Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, проектор, раскатанный пласт теста, стеки для лепки, салфетки, фартуки, колпаки.
Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.
 Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб? Варианты решения:
Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учить тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова"
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь";
Экскурсия на пищеблок в детском саду .
Разучивание стихов и пословиц, поговорок о хлебе.
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий,
Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".
Загадки.
Дидактические игры
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат .
(показ слайда №1- заставка (как колосок на стол хлебом пришел))
Воспитатель: К нам за помощью обратился Петушок из сказки "Колосок". Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Давайте посмотрим, что произошло с их хлебом.
(показ слайда№2 - плесневелый хлеб)
Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол. Поможем, ребята, Петушку, расскажем, как люди выращивают хлеб, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно.
( Ответы детей)
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)
(ребенок читает стихотворение) Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода -Побежит за трактористом Ранним утром борозда. (Показ слайда №3 - трактор)
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
(показ слайда №4 - зерно)
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
( Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей)
(показ слайда №5- колосья)
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли
(показ слайда №6 - комбайн)
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном
(показ слайда №7)
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят
(ребенок читает стихотворение)
Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима
(показ слайда №8 - элеватор)
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда № 9 - мельница)
Физкультминутка
Дуют, дуют ветры с поля, Чтобы мельницы мололи,
Чтоб на утро из муки, Испекли мы пирожки.
***************************************************************
Я пеку, пеку, пеку,
Деткам всем по пирожку,
А любимой мамочке испеку два пряничка,
Кушай, кушай мамочка,
Вкусные два пряничка,
А ребяток позову, пирожками угощу.
Воспитатель: Ребята на чем и куда дальше везут муку?
(ответы детей)
Правильно на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни Воспитатель: А что делают на хлебозаводе и в пекарнях? Люди какой профессии занимаются этим делом?
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. (Показ слайда) (Показ слайда № 10 - пекарня)
Воспитатель: Скажите ребята, а какие продукты добавляют в тесто, чтобы хлеб получился вкусным, ароматным?
(ответы детей, показ слайда №11 - продукты)
Воспитатель: Ребята, а какие виды хлебобулочных изделий вы можете еще назвать?
(дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки) (показ слайда№12 - хлебобулочные изделия)
Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".
А главным хлебом на Руси всегда был и остается - Каравай.
(показ слайда № 13 - каравай)
Ребята я хочу вам предложить сегодня стать маленькими пекарями. Я сегодня утром замесила тесто, чтобы испечь каравай, но чего-то не хватает? Давайте наденем фартуки, колпачки и приступим за работу. Ребята я вам предлагаю сесть за столы, придумать свое изделие, и украсить ими наш каравай.
(украшаем каравай)
Воспитатель: Какой каравай получился красивый, а теперь пока наш каравай будет выпекаться в печке, давайте загадаем нашим гостям загадки, а они пусть попробуют отгадать их.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Зерно)
iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель:
Да, ребята, действительно: Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.
(Раздается стук в дверь, входит пекарь с караваем в руках)
Воспитатель:
Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
едь не сразу стали зерна Хлебом - тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки -Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).
Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.
Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.