Ребусы

вторник, 8 апреля 2014 г.

Русский. 8 апр. Ч то такое глагол?

Тема: Понятие о глаголе как части  речи
Цель:     Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
             1. Формировать  представления о функциях глагола в речи.
2. Повторить  и обобщить  знания об уже известной части речи – имени существительном.
3. Развивать  логическое мышление, внимание, память, устную речь .
4. Воспитывать  чувство товарищества, взаимопомощи.
План: 
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Физминутка.
  6. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Итог урока. Оценивание.
Ход урока.
  1. Организационный момент.  
слайд №1 Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными.
Каким бы вы хотели видеть этот урок?
Дети. Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!
Учитель. Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с
ними!
2.Актуализация знаний.
Учитель. Предлагаю приступить к выполнению словарной работы.     слайд №2
                   Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
           
В.Р.БЕЙ
П.НАЛ
Р.БЁНОК
ЖУЖЖ.Т
 Учитель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов
в тетради с их написанием на слайде. (самопроверка)
 Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
 - Почему оно лишнее?
Дети. Слова воробей, малина, пенал, ребёнок – существительные.
Слово жужжит – обозначает действие предмета. Это слово лишнее.
Учитель. Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?
Учитель. Что вы знаете об имени существительном?
Слайд №3  «Кластер»                     работа в группе
Имя сущ.

  1. Что оно обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какие морфологические признаки имеет?
 3.Постановка учебной задачи
«Филворд»   слайд №4.   

Ф
Л
Г
О
Т
В
Ь
Н
А
А
А
Л
С
И
Л
О
В
Г
Л
Щ
Е
Т
Е
Е
И
Т
С
У
Ь
Ч
Е
Р
Работа в парах.
- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (
Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя… (
существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)
(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.) слайд №5.   
Учитель. Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Дети. О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.
4.Открытие нового знания
Учитель. Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы».
( У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы») «Пометка»
  слайд №6.
                               Удивительные глаголы
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Учитель. «Пометка» Возьмите тексты. Прочитайте их. Поставьте (+)  напротив того, что вам уже известно. Поставьте  (-)  напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.
На интерактивной доске появляется слайд № 7.
( + ) – мне это известно
( - ) -  мне это  неизвестно
( ? ) – об этом я хочу спросить
Учитель. О чём рассказывается в тексте?
Дети. О глаголах.
Учитель. Что было известно?
Дети. «…существуют слова, обозначающие действия предметов…»
Дети. «…глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….», « Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…», « По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»
Учитель. Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?
Дети. Хотим узнать всё о времени глагола
Учитель. Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам»,но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.
5.Физкультминутка.    слайд № 8             
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами: топ –топ – топ.
Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
Учитель. Ребята, что сейчас делали?
Дети. Мы выполняли действия.
Учитель. Как называются слова, обозначающие действия?
Дети. Глаголы.
6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
А)   - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
слайд №9
Учитель. Глагол обозначает действие предмета. Устно составьте словосочетания с глаголами
Б) слайд №10        Работа в паре
Учитель. У вас на парте находится лист с творческим заданием.
- Вставь слова так, чтобы получилась рифма. Прочитайте задание. Что мы должны сделать?
                  Очень – очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал                                     Я ждал, пока хватало сил,
И я гостей к себе __________                           Потом кусочек _________
Купил муку, купил творог,                               Потом подвинул стул и сел,
Испёк рассыпчатый _______                            И весь пирог в минуту ____
Пирог, ножи и вилки тут –                               Когда же гости подошли,
Но что –то гости не ________                          То даже крошек не _______
                                                                                                      Д.Хармс
Слова : откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.
В) Учитель. Прочитайте второе задание. Что нам необходимо сделать? слайд № 11
- Раздели слова на две группы.
Слова: позвал, пирог, нашли, откусил, съел, идут
Учитель. Правильно! Это задание вы будете выполнять в группах. По окончании выполнения задания вы работая в группах  должны прокомментировать друг другу получившиеся варианты и провести взаимопроверку.
Учащиеся выполняют работу.
Учитель. Кому было легко выполнять это задание? Кто столкнулся с трудностями? Кому потребовалась помощь друга? Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания.
Учитель. Как назовём эти слова?
Дети. Глаголами. Слайд №12
Г) Игра  “Найди пару синонимов”. Цель игры — развитие речи. На 13 карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке. Во вторую коробку кладут 13 карточек с глаголами-синонимами (правая колонка контрольного листа). Слайд №13
Бояться
Трусить
Бранить
Ругать
Загореться
Зажечься
Закрывать
Запирать
Исчезать
Пропадать
Спешить
Торопиться
Плакать
Рыдать
Погасить
Потушить
Покупать
Приобретать
Работать
Трудиться
Радоваться
Веселиться
Разрешать
Позволять
Смеяться
Хохотать
Д) Творческая работа
- Опиши картину, используя глаголы.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1 уровень
Кто как голос подаёт?
Лягушка … .
Собака … .
Корова … .
2 уровень
Выпишите глаголы.
Луна, мелькать, серебристый, сверкать, вязать, цепь, изумруд.
3 уровень
К данным словам подбери глаголы, подходящие по смыслу и подчеркните их.
Ветер ... , … .
Вода … , … .
Домашнее задание
1 уровень с. 150 № 662 (правило на стр. 149)
2 уровень с. 150 № 663
3 уровень с. 150 № 664.
Подведение итога.
Оцените свою работу по следующему плану:
( у каждого ученика на парте план)
Сегодня на уроке:
1.Я научился…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Могу похвалить себя за то, что…
5.Могу похвалить одноклассников за то, что…
6.Больше всего мне понравилось…
7.Мне показалось важным…

8.Для меня было открытием то, что…

Комментариев нет:

Отправить комментарий