Ребусы

среда, 28 сентября 2016 г.

Готов слушать – успешен в учении,

или Как развивать у детей умения слушания
И.И. Кремлёва, О.В. Пронина
В статье обозначены проблемы, связанные с развитием речевой де- ятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста; пред- ставлены подходы к построению системы работы по развитию умений слушания; показана значимость развития умений слушания у дошколь- ников и младших школьников; предложен методический и практиче- ский материал по данной теме.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: речевая деятельность, приёмы развития умений слушания, система работы по развитию речевой деятельности.


          Эта статья написана учителями начальных классов, но, на наш взгляд, она будет интересна всем тем, кто связан с обучением и воспитанием детей дошкольного возраста. Каждый учитель, набирая первый класс, должен опираться на жизненный опыт ребёнка, сформированные навыки и умения. Первые дни обучения в школе показывают, что далеко не все дети готовы к школьному обучению. Что же мешает маленькому ученику быть успешным в освоении школьных наук?
          Причин много, но мы выделим только проблемы, связанные с речевым развитием первоклассников и детей старшего дошкольного возраста.
1. Недоразвитие речи (нарушение фонематического слуха, косноязычие, логопедические проблемы и др.).
2. Плохо развитые познавательные процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.
3. Очень слабо развитая мелкая моторика (карандашом и ножницами работают с напряжением).
4. Искажение графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния («рука не слышит глаз»).
5. Низкая готовность к статическим нагрузкам (непременная составляющая письма).
6. Ограниченный общий интеллект, узкий кругозор (не знают сказок; не умеют рассказать стихотворение; не могут перечислить животных, птиц, зверей, рыб, героев литературных произведений и др.).
          Наряду с другими проблемами социального, психологического характера всё это мешает плодотворной работе ученика и учителя.
          Перечисленных проблем можно избежать, если педагог создаст условия для развития всех видов речевой деятельности дошкольников и младших школьников и, главное, сделает это в системе. Зачем будущему первокласснику необходимо освоить такие виды речевой деятельности, как говорение и слушание? Огромный объём информации при обучении поступает воспитаннику, ученику по-прежнему в устной форме. И если слуховой анализатор развит недостаточно или ребёнок не привык слушать, быть внимательным, если он не включается в разговор об услышанном, то и арифметический диктант, и словарный диктант, и простое устное задание становятся для него непосильной задачей. Умение быстро включиться в процесс слушания и понять задание, которое предлагает воспитатель или учитель, удерживать внимание до конца речи и запоминать то, что сказано, а потом использовать эту информацию при выполнении задания – именно это необходимо для успешного выполнения работы.          
          Терпеливо слушать своих товарищей, после рассказа отвечать на вопросы, задавать их самому, в том числе и для уточнения информации, ребёнок способен только тогда, когда услышанное им принято, ему понятно. Вместе с тем образовательный процесс в детском саду и начальной школе зачастую не способствует полноценному речевому развитию детей. Наблюдение за будущими первоклассниками в детском саду показало, что деятельность детей на занятиях по самым разным темам не имеет ничего общего с теми умениями и навыками, которые должны быть сформированы к 1-му классу. Как правило, очень много говорит воспитатель, в группе активны только несколько детей, а остальные не включаются в работу вообще. При этом воспитатель не мотивирует их активность. Беспокойство вызывают именно те дети, которые не включаются в работу. Они, как правило, не желают учиться, не умеют слышать и выполнять задания, не могут сосредоточить внимание. С этими проблемами затем и приходят в школу. У таких детей отсутствует учебная мотивация, желание играть у них выше, чем желание узнавать что-то новое.
          При посещении занятий мы обратили внимание также на то, что большинство детей не могут слушать взрослого и товарищей. Как правило, это результат того, что в младенчестве, раннем возрасте им мало пели колыбельных песен, рассказывали потешек, прибауток, припевок, с ними просто мало разговаривают. В итоге в школу приходят первоклассники со слабо развитыми навыками говорения и слушания, нарушениями фонематического слуха, что создаёт трудности при обучении чтению и письму. Если на этапе дошкольного детства слабо развиты умения говорения и слушания, то умения чтения и письма на этапе начальной школы динамично развиваться не могут, так как все виды речевой деятельности развиваются вместе.
          Есть ещё одна проблема, с которой сталкивается первоклассник с первых дней обучения в школе: мало выполняется общей работы по образцу. Учителя начальных классов большую часть заданий не дублируют на доске, следовательно, ученик не попадает в ситуацию развития, он вынужден ориентироваться только на свои возможности, выполняя задание к тому же за определённое ограниченное время. При этом далеко не каждый ребёнок готов представить, что в итоге должно быть в его тетради. В результате накапливается утомление, появляется нежелание ходить в школу, и во многом причина стрессового состояния ребёнка связана с его неумением быстро ориентироваться в получаемой информации, с низким уровнем развития умений речевой деятельности.
          Речевая деятельность «представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения» (И.А. Зимняя) [5].
          Принимает сообщение человек в процессе слушания и чтения; передаёт сообщение в процессе говорения и письма. Все четыре вида речевой деятельности связаны между собой и делятся на устные и письменные. При чтении и слушании сообщение принимается в устной или письменной форме. С помощью говорения и письма (продуктивных видов деятельности) информация передаётся через использование речеслуходвигательных анализаторов, в репродуктивных видах речевой деятельности (слушание и чтение) задействованы слуховой и зрительный анализаторы.
          Что же делать педагогам-дошкольникам? На наш взгляд, чтобы будущий первоклассник без больших трудностей прошёл школьную адаптацию, необходимо планировать систему работы по развитию речевой деятельности на длительное время, использовать разные виды заданий.
          Необходимо:
1. Мотивировать говорение и слушание с использованием наглядности (предметных рисунков, изображений различных действий, картинок из жизни детей и природы) на основе прослушивания произведений устного народного и авторского творчества (потешки, речевые минутки, чистоговорки, стишки, небольшие сказки и др.).
          Методика работы:
1 этап. Дети слушают и выясняют, о ком или о чём говорится и что говорится.
2 этап. Дети воспроизводят небольшими частями то, что запомнили с помощью взрослого.
3 этап. Когда появилось осознание прослушанного текста, необходимо мотивировать детей уже к самостоятельному проговариванию. Чем больше слов запомнили и проговорили сами дети, тем эффективнее эта работа.
2. Развивать умение слушать и запоминать текст через использование игровых приёмов. Начинать учить слушать надо с коротких произведений, постепенно увеличивая объём (помнить, если в группе 80% детей освоили проговаривание, то можно увеличивать объём про- изведения на 2–3 строки).
          Например, с малышами можно начинать с таких стихов, которые легко подкрепить движениями:
               Помощник 
          Я крупу перебираю,
          Мамочке помочь хочу.
          Я с закрытыми глазами
          Рис от гречки отличу.

          Движения можно придумать вместе с детьми, попросить, чтобы они сами их придумали. Затем можно обыграть произведения большего объёма:
             
                Где мой пальчик?
          Маша варежку надела.
          – Ой, куда я пальчик дела?
          Нету пальчика, пропал,
          В свой домишко не попал!
          Маша варежку сняла.
          – Поглядите-ка, нашла!
          Ищешь, ищешь – и найдёшь.
          Здравствуй, пальчик!
          Как живёшь?
                     Н. Саконская

          Эти стихи легко инсценировать. Постепенно в работу включают прозаические тексты.

               Дрозды
          Стоял солнечный день. Стайка дроздов подлетела к рябине. Там висели сочные ягоды. Славно пообедали дрозды!
 
          Во время выполнения заданий можно использовать дополнительные приёмы концентрации внимания: комментарии по ходу чтения и слушания, диалог с автором по ходу чтения-слушания [7]. В процессе слушания необходимо использовать записи фрагментов из мультфильмов, клипы (как с видеорядом, так и без него), музыкальные фрагменты, песенки, записи выступлений детей и взрослых, их рассуждения. Покажем вариант такой работы.

          Воспитатель:
– Ребята, послушайте стихотворение, которое написал и рассказал мальчик Кирилл, ваш ровесник. А кого называют ровесником? Кирилл своё стихотворение назвал «Шарик-пятачок». Интересно, а что это за шарик и почему он… (воспитатель делает паузу, которая мотивирует детей додумать содержание вопроса, например: «Почему же он пятачок?»).
          Воспитатель выслушивает и принимает все варианты ответов, а затем усиливает мотивацию: «Посмотрите, сколько разных мнений! Как же узнать, кто из нас догадался? Как вы думаете?».
          Дети:
– Надо прочитать стихотворение Кирилла!
          Чтение воспитателя (учителя):

           Шарик, шарик-пятачок,
           Кругленький животик!
          Он весёлый, заводной,
          Он всегда хохочет!
          Полетел под небеса
          И увидел чудеса!

          Взрослый задаёт вопрос: «А какие там могут быть чудеса?». Собирает ответы, но ни в коем случае не комментирует ответы детей, не переходит на беседу! После этого продолжает читать дальше:

          Разноцветные барашки,
          Разноцветные лошадки,
          Разноцветный мост дугой
 (Догадались, что это?),

          Солнца круг,
          Весь мир цветной!
          А внизу Земля с ладошку,
          На ладошке ёж с лукошком,
          Луг в ромашках,
          Лес, поля…
          Как прекрасна ты, Земля!
          Круглая, цветная,
          Ты, как я, – живая!

          Воспитатель:
     – Что же вы представили, когда слушали стихи?
     – А теперь мы знаем, почему шарик– пятачок?

          В данном случае педагог использовал элементарные приёмы анализа текста, концентрируя внимание детей по ходу чтения-слушания с помощью вопросов, помогающих детям включить воображение и представить картину, которую рисует автор стихотворения. Постепенно тексты для прослушивания нужно усложнять.

3. Развивать в процессе слушания смысловую догадку (по различным внешним признакам: заголовку, первым словам, началу, иллюстрации, взгляду, мимике говорящего).
          Этот приём помогает удерживать внимание, включать воображение и точнее понимать услышанное.

4. Мотивировать желание задавать вопросы во время прослушивания, причём корректно и деликатно по отношению к говорящему.

5. Создавать условия для речевого высказывания ребёнка: взрослому тоже необходимо быть вежливым и деликатным слушателем, которому дети захотят что-то рассказать и с которым хочется чем-то поделиться.

6. Регулярно предлагать такие умения, т.е. необходима выстроенная система работы, поскольку в устной речи очень важны тренировка, речевой опыт и импровизация. Наши рекомендации учителям начальных классов:
          – мотивировать речевую активность ребёнка;
          – на каждом уроке систематически использовать задания на развитие говорения, слушания, чтения и письма;
          – включать в каждый урок чтение учителя или рассказ с заданием для ребят;
          – развивать все виды речевой деятельности в комплексе средствами различных предметов, т.е. использовать задания на развитие умений речевой деятельности не только на уроках по обучению грамоте, русскому языку, литературному чтению, но и на занятиях по математике, технологии, музыке, на уроке «Окружающий мир» и др.;
          – при объяснении способа выполнения задания ребёнку хорошо помогает дробное пояснение хода движения.
          Например, при объяснении написания буквы: начинаю… веду… довожу до… и т.п.;
           – приучать ребёнка слышать задание с первого раза. Если учитель повторяет задание, необходимо выделять интонацией важные слова;
          – развивать осознанность выполнения заданий. Спрашивать учеников: «А за- чем мы выполняем такое задание? Почему именно эти слова (числа, выражения, словосочетания и т.д.) я диктую?».
          В этом случае появляется осознанность восприятия;
          – создавать на уроке психологически комфортную атмосферу. Учитель должен демонстрировать положительную реакцию на высказывания детей, даже если ответ неудачный. Если ответ получен неправильный или неточный, необходимо задать дополнительный, уточняющий вопрос, который подведёт ребёнка к более точному, правильному ответу. В этой ситуации познавательная активность динамично возрастает. Нельзя отбивать у ребёнка желание говорить и высказывать своё мнение, иначе вырастет пассивный слушатель, который не стремится делиться своими мыслями и эмоциями.

Литература
1. Безруких, М.М. Обучение письму : кн. для учителя / М.М. Безруких. – М. : Просвещение, 1997. – 112 с.
2. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2003. – 46 с.
3. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.Л. Венгер, Т.Д. Марцинковская // М. : Зна- ние, 1994. – 192 с.
4. Ельцова, О.М. Организация речевой деятельности в детском саду / О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. – Детство- Пресс, 2008 г.
5. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
6. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов и др. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 427 с.
7. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пони- манию и способы реализации / О.В. Чиндилова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий