Ребусы

среда, 28 сентября 2016 г.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения


          За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

          Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).
          При организации учебного процесса у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения.
           В учебниках для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится.
В своём выступлении я поделюсь опытом по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, как основе коммуникативной компетентности личности на уроках литературного чтения.
          Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи.
          Задача учителя: Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности. Поэтому на каждом уроке особое внимание я уделяю формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
          Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: Опыт народной культуры. Знание языков общения, используемых народной культурой. Опыт межличностного общения. Опыт восприятия искусства.
          Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
          Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих Коммуникативная способность Коммуникативное знание Коммуникативные умения
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов;
принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
          Основные формы учебной коммуникации. (Видите на слайде) Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах Пересказывать Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта
          Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).
          Речевая компетентность формируется: Через обучение содержанию предмета; Через развитие прикладных исследовательских умений; Через развитие социально- коммуникативных умений; Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Принципы коммуникативной направленности обучения:
речевая направленность (обучение через общение);
функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
          На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода. Цель моих уроков на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.
Роль учителя: направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.
         Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы
Этапы
1 Э Т А п Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно
          Развитие школьной коммуникации.
2 Э Т А П Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. Умение использовать риторические вопросы. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
          Развитие школьной коммуникации
3 Э Т А П Умение вести беседу в паре, в группе. Умение поддерживать беседу. Умение вести конструктивный диалог. Умение построить дискуссию. Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский Для создания эмоционально- благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения
          Виды заданий 
          Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; Повествование от имени предмета. Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою) Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа) Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)
          Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.
          Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.
          Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.

Она падает с небес,                            Ходит, бродит по коврам,
Ручейком бежит сквозь лес.               Водит носом по углам.
Бьёт из под земли ключом,                 Где прошёл, там пыли нет
Лежит снегом под окном.                   Пыль и сор – его обед.
                                                                    Ирина К. Рома Ю.
          Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Скакала-палка» Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).
          Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?
Правила ведения диалога. 
Любое мнение ценно; 
Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; 
Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; 
Хочешь говорить - подними руку; 
Обращение начинается с имени; 
Критика должна быть тактичной; 
Голос - твой божественный дар, умей им владеть.
          Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.
          В итоге учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).
          Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры
          Игры учебного характера 
          Детские игры 
          Ролевые игры 
          Игры, имитирующие телевизионные игры
Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.
Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)
Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.
Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёсна
Катерина. Кот Кеша кушал кусок красной кеты. (Ксюша М.)
          Мыслительные упражнения: 
задания на анализ и синтез; 
задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)
Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.
          Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.
На слайде можете прочитать высказывания учащихся о групповой работе.
Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ
Большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников имеет проектно-исследовательская деятельность.
Одним из видов групповой работы учащихся на уроках литературного чтения является создание творческих проектов.
И такую возможность предоставляет курс литературного чтения в УМК «Школа 2100».
Задачи проектов:
1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;
2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;
3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.
В первом классе по литературному чтению мною запланированы следующие проекты:
«Живая азбука»
«Создаём город букв»
«Музей букв»
«Составляем азбуку загадок»
В проектах представлены пословицы, афоризмы, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей.
Продукты проекта: проектная папка, урок-утренник «Прощание с азбукой».
Работа каждой группы оценивалась самими обучающимися по следующим критериям:
качество выполнения работы по теме;
самостоятельность работы над проектом;
артистизм и выразительность выступления;
умение отвечать на вопросы;
убедительность презентации.
Были определены: самая творческая, самая дружная и самая трудолюбивая группа. На уроках литературного чтения применяются следующие виды работ в паре, группе: разучивание, пересказ, инсценирование, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, проверка письменных работ, составление тестов, словарей по заданной теме и др.
Обучение учащихся работе в паре начинаем в период обучения грамоте в 1 классе при пересказе сказки по иллюстрации, используя следующий алгоритм:
Постановка цели работы перед учащимися.
Распределение ролей. (Рассказчик и слушатель.)
Образец. ( У доски 2 ученика демонстрируют работу.)
Самостоятельная работа учащихся. Пересказ в парах.
Самоанализ
-Что получилось?
-Когда было легко?
-Когда было трудно?
Результат работы – коллективная защита проекта.
В образовательной системе «Школа 2100» заявлена технология формирования типа правильной читательской деятельности (Н.Н. Светловская), обеспечивающая понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора); познавательных универсальных учебных действий.
В начале года активными посетителями библиотеки были 33%, первоклассников , а в конце полугодия – 89 %.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
желание вступать в контакт с окружающими;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
умение решать конфликтные ситуации;
умение работать в группе.
Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Используя различные упражнения в системе, я формирую у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. Мои ученики с желанием работают в группах. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.
Заключение
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
2.А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
3.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
4.Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.1. Ч.2 – М.: Просвещение, 2010.
5.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010.
6.Интернетресурсы.
7. Дьяченко О.М. «Возможности умственного развития способностей школьников в процессе ознакомления со сказкой»
8. Конышева Н.М. «Проектная деятельность младших школьников»
9.Цукерман, Г.А. [Элетронный ресурс]. – СПБ. : ВШМ СПбГУ, 2007 -. – Режим доступа : socobraz.ruimages/b/bf/КОММУНИКАТИВНЫЕ.doc


10.http://circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/SeluninaBestProject.htmСелюнина Е.Ю. Условия создания лучшего проек

Комментариев нет:

Отправить комментарий