Ребусы

воскресенье, 5 марта 2017 г.

Деятельностное познание мира средствами оригами

«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский.
Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностями каждого ребёнка и что только в этом случае он будет не только посильным, но привлекательным и полезным. По силам ли такая задача сегодняшней школе? Озабочена ли она ещё чем-либо, кроме желания пересадить в головы детей готовые понятия, которые, по замыслу “инноваторов”, и должны “мыслить”, служить нравственным маяком и т.п.? Я бы ответила так: конечно, да, но при непременном условии, что перед этим освободится от всего, что ныне выспренне именуют “развивающим обучением”.

Так есть ли такое занятие, которым по - настоящему можно увлечь всех детей младшего возраста и дёшево и сердито? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Это оригами — искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором “голова работает руками”, и очень успешно. Замысел оригами прост настолько, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную поделку. В классическом оригами при этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь лист бумаги — и процесс пошёл.
В России простейшие оригами тоже известны каждому — это бумажные самолётики, гармошки, кораблики, курочки, пилотки и т.п. Достоверно известно, что ещё в XIX веке поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.
Вопрос в том, достаточно ли разнообразны нынешние оригами — по
сложности, тематике, трудоёмкости и т.д. Достаточно ли их для того, чтобы
системно изучать оригами как отдельный предмет и удовлетворять различные запросы учеников? Отметим, что необходимое и достаточное разнообразие является в кибернетике одним из важнейших признаков жизнеспособности (успешности) систем самого разного происхождения — от технических до общественных.
Многие педагоги, ведущие занятия по оригами в начальной школе или использующие его отдельные составляющие на уроках технологии, математики, дизайна, изучения родного и иностранного языка (последнее с целью совершенствования устной и письменной речи, что обычно и достигается) отмечают в итоге занятий оригами вместе с ростом внимания, сосредоточенности, гибкости логического и образного мышления, и повышение интереса к учёбе в целом. Важно подумать и о сохранении, укреплении интереса к самим занятиям оригами! Поэтому некоторые учителя, дополняют занятия оригами бумажным моделированием, аппликацией и т.п.
А авторская программа В. Гончар по использованию составляющих оригами на уроках технологии в 5-6х классах общеобразовательной школы построена следующим образом:
— оригами;
— изготовление объёмных архимедовых и платоновых тел и игрушек на их основе;
— работа с бумагой по плавным непрямым линиям;
— “фантазия” (смешанная техника на основе всех вышеперечисленных подходов, аппликации, папье-маше и т.п.), когда дети на основе приобретённых основных умений творят иногда нечто удивительное и самобытное.
Например, в коллективной композиции “Девушка-Весна” использовались одновременно приёмы бумажного моделирования, аппликации, оригами (для букета цветов). Заготовки для матрёшок и пасхальных яиц делались из папье-маше. Особенно большой простор для творчества даёт недавно изобретённая система универсальных модулей оригами: на её основе изготавливались ряд моделей греческих ваз нескольких видов (для последующей раскраски), компания матрёшек с гармонистом, модели архимедовых и платоновых тел, космических станций .На своих занятиях оригами педагоги отмечают ту же закономерность, что проявляется и на всех остальных школьных предметах. Одни проявляют себя творцами, другие довольствуются ролью подражателей, исполнителей (причём нередко с лучшим качеством и точностью работы — у них свой талант) и нисколько от этого не страдают.
Третьи . показывают собирательный отклик на “всё школьное обучение по единому стандарту”. С ними тоже можно и нужно работать, но для более значимого успеха — уже всей школой, даже всем миром . К слову сказать, ряды “третьих” на уроках оригами заметно редеют по сравнению с теми занятиями, которые опираются на менее распространённые природные способности и на прошлый учебный опыт детей.
Иные педагоги стараются сохранить и укрепить интерес к занятиям, оставаясь исключительно в канве оригами. С большим успехом используют сказочное проведение занятий для младших школьников. Это не только складывание участников сказок, но и сказочный вид описания хода складывания. Скажем, два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой (бабушкой и внучкой и т.д.), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. И увлекательно, и . легче запоминается, потому что объединено всё одной логичной и образной историей.
Очень важно в занятиях оригами последовательное усложнение
заданий или изменение условий работы в зависимости от способностей
каждого
ребёнка. Так, от занятий, где объяснение последовательности складывания поначалу опирается на все русла восприятия, постепенно переходят к более сложным видам. Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе лишь зрительного представления (“игра в молчанку”), складывание только по словесному описанию (одно из самых сложных, в том числе для педагога). В таких случаях очень хорошо видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать. Особенно хорошо оригами выявляет конструкторские способности детей, что (выявление и поддержка природных способностей) и является главной задачей общеобразовательной школы.
На первом этапе изучения оригами можно ограничиться четырьмя простейшими базовыми заготовками и на их основе складывать множество поделок (даже с дошкольниками)!
Чтобы придать складыванию творческий характер, предлагаются различные “ребусы” по оригами: пропускается один (а позже — и более) шагов складывания поделки, и надо самостоятельно восстановить пропущенное. Понятно, что это упражнение постепенно подводит наиболее живые умы к самостоятельному творчеству, а уж желания изобретать многим людям хватает на долгие и долгие годы.
Подобного рода задания, более сложные задачи используются не только на проверочных работах по оригами, но и в различных конкурсах,
олимпиадах и соревнованиях.
Всероссийскую заочную олимпиаду уже 4 года проводит Омский центр оригами совместно с кафедрой методики преподавания математики Омского гос. университета. Условия Олимпиады и её итоги печатаются в журнале “Оригами”. Прошли совместные конкурсы журнала “Оригами” с газетой “Пионерская правда” и журналом “Юный художник”, которые показали, что интерес к оригами испытывают дети из разных уголков страны, не обязательно занимавшиеся оригами ранее.
Для разнообразия складывания из бумаги используем в работе и такой приём, как занимательные беседы о японской культуре в целом. Это и рассказы об своеобразных японских праздниках, в том числе использующих поделки оригами, и сочинение кратких выразительных трёхстиший философского плана, подходящих для этой поделки, рассказ о жизни японских школьников, об отличиях наших систем образования в том виде, которая интересна детям.Эти и другие организационные и педагогические приемы обеспечивают устойчиво высокий интерес дошкольников и школьников к занятиям. Настолько высокий, что характерной сложностью для занятий оригами бывает трудно их закончить во-время: детей, что называется, “за уши не оттащишь”.
Такой устойчивое увлечение, на мой взгляд,
в большой степени связан с самой сущностью
оригами. Действительно, в оригами сходятся самые разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, интерес быстрого достижения осязаемой цели (в том числе для игры или сделанного своими руками подарка). Если ученик утомляется, он тут же
естественно переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре в готовую поделку, рисует последовательность складывания понравившегося оригами, читает новые схемы, составляет готовые оригами в панно.
Такая смена внимания предупреждает местные перенапряжения и переутомления ученика при
насыщенной и разнообразной работе мысли и рук.
Можно ли такую атмосферу создать на других уроках? Да. Если будет последовательно соблюдаться принцип занятий по выбору. Просто на уроках оригами это делается естественно как само собой разумеющееся. Кроме того, для этих занятий, как правило, достаточно только бумаги.
Учителя отмечают заметное изменение отношения к учёбе в целом среди занимающихся оригами: повышается внимательность, собранность, укрепляется трудовая дисциплина, быстрее работает ум, отсюда уверенность в своих силах и способностях, снижается уровень внутренней тревожности и улучшаются другие показатели, связанные с наличием у учащихся хронических нервных напряжений.
На уроках словесности, родной и иностранной, предложение поговорить с поделками на соответствующем языке заметно влияло на устную и письменную речь учеников.
Итоги исследований специалистов показали положительное влияние оригами на детей всех возрастов и на успехи в учебе. Наибольший положительный влияние отмечено на крайних уровнях способностей, т.е. у самых успешных учеников и самых отстающих .
Вовремя выявленный интерес к творчеству, — не только в оригами, — отнимает место у лени, скуки и всего с ними связанного: от нарушений дисциплины до наркомании. Просто невозможно не согласиться с Луначарским, когда он пишет: “Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно весёлая и напряжённая работа буквально истребляет в классе все те инциденты, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. “Умейте занять детей” — вот единственное правило школьной дисциплины”.
Святые слова на все времена. Дайте детям дело, которое соответствует их природе и самая разрушительная энергия превратится в созидательную! Чтобы не потерялась та очевидная для Луначарского связь “мелких движений” ученической руки с уровнем освоения новейших технологий, квалификацией и производительностью труда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий