Ребусы

суббота, 6 января 2018 г.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ. 2 класс

Вид занятий: рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.
Цели и задачи: отражение контрастных по характеру образов сказочных персонажей: добрый и злой, коварный и благородный, сильный и слабый и т. п.; знакомство с пропорциями лица и мими­кой, с разновидностями портрета.
Оборудование урока: гуашь, ограниченная палитра, обои, оберточная бумага (грубая), альбом, кисти.

Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», «Микула Селянинович», «Демон повер­женный», «Летящий Демон», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Рембрандт «Портрет старика», И. Билибин, Е. Рачев, Л. Бакст, Вл. Конашевич и другие; иллюстрации к сказкам из детских книг; детские работы; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, 3/4, про­филь)», «Мимика».
Литературный ряд: загадки, стихотворения, отрывки из былин, А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике его Балде» и др.
Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опе­ре «Сказка о царе Салтане».
Ход урока
IОрганизация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
IIБеседа по теме урока.
Мастер Изображения (один из трех братьев, помогающих в учебе) помогает детям понять, что, изображая человека, художник всегда выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека.
Дети на уроке изображают контрастные по характеру образы сказочных персонажей (можно по желанию, а можно попарно - по вариантам, чтобы потом соединить работы и смотреть их вместе).

Загадки и стихотворения:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит).
Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш... (Малыш).
Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех! (Петрушка.)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет; .   
Там русский дух...
Там Русью пахнет!
Из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Из поэмы «Конек-Горбунок» П. П. Ершова
Рассказ учителя.
О жанре портрета, его разновидностях, пропорциях, мими­ке лица.
Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвящен­ных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета - сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника-портретиста видит прояв­ление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, на­строений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека в мимикелица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей, привычной человеку обстановке. Разно­видность портрета: интимный, парадный, социальный (Н. Ярошен-ко «Кочегар»), психологический (В. Перов «Портрет Ф. И. Досто­евского»), мемориальный (уже умершего человека, по фотодокументам, описаниям), парный и одиночный, групповой, подгрудный, поясной, поколенный, автопортрет.
Слово «портрет» обозначает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека. В стари­ну знатные люди заказывали портреты всех членов семьи, состав­ляли семейные портретные галереи и передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.
Если видим на картине Чей-то профиль иль анфас, Или, может быть, задорный И весёлый чей-то глаз, Может, грустный или смелый, Может, добрый или злой, В нарисованной картине Это главное лицо. Может, папа или мама, Может, дедушка и я Нарисована в картине, Может, вся моя семья. Догадаться тут несложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется портрет!
С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисо­вать портреты, а люди заказывать их. Ведь фотографию делает ме­ханизм, а над картиной работает автор, а он по-разному может по­казать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.
Как известно, у человека бывает разное настроение.
Какие вы знаете?
Разное выражение лица человека называется мимикой.
Рассмотрим методические таблицы «Пропорции лица», «Поло­жение головы (прямо, 3/4, профиль)», «Мимика».
IIIРабота над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание: изобразить доброго и злого воина (например, бога­тыря или царя Салтана, его врага, похожего на Кощея, Змея Горы-ныча или подлого Боярина). При наличии дополнительного урока можно расширить образные ассоциации каждого ребенка. Тем, кто в прошлый раз рисовал положительного героя, дать задание на изображение отрицательного и наоборот. Это снимает опасность выработки стереотипного изображения, самокопирования.
Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».
Этапы выполнения задания:
1. Сначала ведется работа вместе: учитель - на доске, дети - на бумаге. Начинающим художникам можно воспользоваться любой фотографией лица крупного размера или же иметь перед собой (или на доске) зеркало (особенно если дома рисуем).
1)  Отступаем сверху 2-3 см, делим оставшееся расстояние на две части. В верхней части будет располагаться лицо.
2)  Рисуем голову - овальную форму, вверху более расширен­ную, внизу более суженную (похожую на яйцо). Она симметрична. Для облегчения работы нарисуйте вертикально ось симметрии тон­кой линией.
3) Лицо (овал) делится на три части горизонтальными линиями (лоб и брови, глаза и нос, в нижней части - рот и подбородок).
4) Изображаем части лица. Брови, глаза образуются дугообраз­ными линиями. Глаза по силуэту похожи на листик дерева. В сере­дине глаза рисуется радужка и зрачок (объяснить, что это). Радуж­ка больше зрачка, прикрыта верхним и нижним веками и не видна полностью, как круг. А зрачок виден.
5)  Намечаем местоположение носа вертикальной линией посе­редине, сверху-вниз. Начало носа - переносица идет от бровей; се­редина носа уже крыльев носа. Нос намечаем в виде трапеции. Форма носа у всех людей разная, но строение и общее соотноше­ние близки. Макушка носа закругляется.
6) Рисуем рот - ниже носа. Ниже второй линии (деления) наме­чаем горизонтальную линию, сверху и снизу от нее рисуем две ду­ги, затем на верхней делаем маленькую выемку посередине.
7) По сторонам головы на уровне носа расположены уши.
8)  Прорисовка деталей. Волосы бывают разные по цвету (ру­сые, рыжие, каштановые, черные), прямые и кудрявые, разные подлине. Люди по-разному укладывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и форме отличаются (сравните глаза японца и европейца).
2.  Затем работа   индивидуальная - каждый должен до-фантазировать на этой основе лица (портреты) героев мужских об­разов, контрастных по характеру.
3. Смонтировать героев, попарно склеить.
IV. Итоги работы. Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: учиться рисовать портреты, исполь­зуя фотографии или смотрясь в зеркало, можно попросить родных и друзей попозировать; нарисовать портрет куклы; хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художни­ков); посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий